В Узбекистане многие дома известных писателей также являются памятниками традиционной узбекской интерьерной архитектуры.
Становление узбекской культуры происходило на Шёлковом пути, в таких легендарных городах, как Бухара и Самарканд. Это одна из причин, почему архитектура интерьера всегда играла важную роль в повседневной жизни узбекского народа, ставшего оседлым гораздо раньше соседних народов – киргизов и казахов, которые вплоть до начала XX века оставались преимущественно кочевыми.
Один из лучших способов познакомиться с наследием замысловатых интерьеров конца XIX – начала XX века – посетить дома известных писателей и художников. В Советском Союзе сложилась традиция открывать дома-музеи или музеи-квартиры писателей, симпатизировавших социалистическим идеям или поддерживавших их до и во время коммунистического периода (1917–1991 гг.). Как правило, в таком музее, где жил творец, представлены предметы быта, книги и переводы произведений писателя, фотографии и личные вещи – одежда, очки, ручки. К примеру, как в видео о доме русского и советского писателя Константина Паустовского.
После распада Советского Союза эту традицию продолжили, а в 15 постсоветских государствах стали признавать "антисоциалистических" авторов, которых ранее вычищала цензура.
В Узбекистане, где в 1930-е годы прославляли одних общественных деятелей, а других сажали в тюрьмы, депортировали и убивали за предполагаемую антикоммунистическую деятельность, также были популярны дома-музеи, часто с ухоженной садовой территорией. Узбекские семьи, как правило, большие, состоящие из нескольких поколений, обычно возделывают сады, чтобы выращивать фрукты и овощи, а также создавать зелёное прохладное пространство во время долгого жаркого иссушающего летнего сезона.
Одним из таких музеев в городе Коканде в Ферганской области на юго-востоке Узбекистана является дом Хамзы Хакимзаде Ниязи, известного в народе как Хамза. Его можно назвать "красным мучеником" в политическом смысле: писатель искренне поддерживал коммунистическую власть в советском Узбекистане и в результате был забит камнями до смерти консервативными мусульманами. Он считается главным драматургом узбекской литературы и одним из ключевых реформаторов узбекского языка.
Дом-музей небольшой, но в нём представлены все типичные интерьеры конца XIX – начала XX века, которые и по сей день в Узбекистане многими считаются образцом для подражания. Действительно, в советский период, с 1920-х до начала 1990-х годов, социалистическая архитектура и дизайн городов считались эталоном, и многие в то время отказывались от традиционного оформления, по крайней мере, жилых помещений. Сегодня же происходит возрождение узбекской культурной самобытности, и всё больше людей, в том числе и в городах, стараются подражать традиционному дизайну интерьера.
Приведённые ниже фотографии иллюстрируют некоторые ключевые элементы традиционной узбекской архитектуры, представленные в литературном Доме-музее Хамзы в Коканде.
Так выглядит вход в дом-музей – с замысловатой резьбой по дереву на двери.
Это главная комната, служившая для приёма гостей в культуре, очень трепетно относящейся к правилам гостеприимства. Характерная особенность традиционной архитектуры интерьера: замысловатые встроенные полки, окружённые рамой, часто используемые для демонстрации более изысканных предметов посуды и чайной утвари, книг и мелких предметов. Внешняя рама по традиции изготавливается из дерева, которое впоследствии окрашивается в тот же цвет, что и стены. В узбекском языке такие полки называются "мехроб", по аналогии с михрабом – нишей в мечети, указывающей направление на Каабу для совершения молитвы.
Вот ещё один пример такого же традиционного стиля встроенных полок в другой комнате музея:
Другой важнейшей составляющей дизайна интерьера является расписной деревянный потолок, сочетающий резьбу по дереву и яркие цвета. Это также распространено и в Таджикистане.
Здесь можно видеть, как используется мебель в традиционном дизайне: толстые ковры укрывают пол. На них садятся люди, скрестив ноги. Поверх ковров для удобства кладут тонкие матрасы, набитые ватой. По-узбекски они называются "тошак", их можно увидеть сложенными в одной из задних ниш. Небольшой столик используется в основном для еды и чаепития. В больших деревянных сундуках хранится одежда или ценные вещи. В среднем алькове – традиционные струнные инструменты, которые также являются частью домашнего убранства.
Вот ещё один пример комбинации ковра, тошака и небольшого столика, покрытого скатертью, украшенной традиционной вышивкой сюзане, характерной для многих культур Центральной Азии:
Пример искусной тонкой резьбы по дереву на дверях:
И ещё один пример резьбы по дереву на сундуках, называемых по-узбекски "джавон".
Сохраняя традиции домов-музеев и открывая новые, жители Узбекистана и гости страны получают уникальную возможность прикоснуться к ценной части культурной истории.
Источник: Globalvoices.org
-
1💬 В МВД обратились к казахстанцам по поводу электроприборов
- 6802
- 1
- 9
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 4 ноября
- 2723
- 0
- 8
-
3⚡️ Жители Алматы почувствовали землетрясение
- 2862
- 20
- 78
-
4🔔 Балаева обсудила проекты по развитию казахского языка с замгендиректора ЮНЕСКО
- 2825
- 0
- 53
-
5🔨 Заместителя гендиректора "Алматы Генплан" осудили за мошенничество
- 2718
- 3
- 34
-
6🏫 Изменения в программе "Болашак": что поможет Казахстану преодолеть кадровый голод
- 2454
- 0
- 25
-
7❓ Сколько стоит чистый воздух? Очистители и средства индивидуальной защиты на казахстанском рынке
- 2534
- 0
- 7
-
8❗️ Занятия в школах Талгарского района отменили из-за землетрясения
- 2594
- 1
- 62
-
9🔨 Создательнице финпирамиды, куда вложили более миллиарда тенге, вынесли приговор в Астане
- 2503
- 1
- 7
-
10⚡️ Хасана Касымбаева арестовали на время следствия
- 2323
- 19
- 69