Прямой эфир Новости спорта

Узбекистан: традиционный дизайн интерьера возрождается благодаря домам-музеям

Дом-музей Хамзы в Коканде. Фото Зафара Атаджанова, используется с разрешения
Дом-музей Хамзы в Коканде. Фото Зафара Атаджанова, используется с разрешения
Традиция открывать дома-музеи сложилась ещё при СССР.

В Узбекистане многие дома известных писателей также являются памятниками традиционной узбекской интерьерной архитектуры.

Становление узбекской культуры происходило на Шёлковом пути, в таких легендарных городах, как Бухара и Самарканд. Это одна из причин, почему архитектура интерьера всегда играла важную роль в повседневной жизни узбекского народа, ставшего оседлым гораздо раньше соседних народов – киргизов и казахов, которые вплоть до начала XX века оставались преимущественно кочевыми.

Один из лучших способов познакомиться с наследием замысловатых интерьеров конца XIX – начала XX века – посетить дома известных писателей и художников. В Советском Союзе сложилась традиция открывать дома-музеи или музеи-квартиры писателей, симпатизировавших социалистическим идеям или поддерживавших их до и во время коммунистического периода (1917–1991 гг.). Как правило, в таком музее, где жил творец, представлены предметы быта, книги и переводы произведений писателя, фотографии и личные вещи – одежда, очки, ручки. К примеру, как в видео о доме русского и советского писателя Константина Паустовского.

После распада Советского Союза эту традицию продолжили, а в 15 постсоветских государствах стали признавать "антисоциалистических" авторов, которых ранее вычищала цензура.

В Узбекистане, где в 1930-е годы прославляли одних общественных деятелей, а других сажали в тюрьмы, депортировали и убивали за предполагаемую антикоммунистическую деятельность, также были популярны дома-музеи, часто с ухоженной садовой территорией. Узбекские семьи, как правило, большие, состоящие из нескольких поколений, обычно возделывают сады, чтобы выращивать фрукты и овощи, а также создавать зелёное прохладное пространство во время долгого жаркого иссушающего летнего сезона.

Одним из таких музеев в городе Коканде в Ферганской области на юго-востоке Узбекистана является дом Хамзы Хакимзаде Ниязи, известного в народе как Хамза. Его можно назвать "красным мучеником" в политическом смысле: писатель искренне поддерживал коммунистическую власть в советском Узбекистане и в результате был забит камнями до смерти консервативными мусульманами. Он считается главным драматургом узбекской литературы и одним из ключевых реформаторов узбекского языка. 

Дом-музей небольшой, но в нём представлены все типичные интерьеры конца XIX – начала XX века, которые и по сей день в Узбекистане многими считаются образцом для подражания. Действительно, в советский период, с 1920-х до начала 1990-х годов, социалистическая архитектура и дизайн городов считались эталоном, и многие в то время отказывались от традиционного оформления, по крайней мере, жилых помещений. Сегодня же происходит возрождение узбекской культурной самобытности, и всё больше людей, в том числе и в городах, стараются подражать традиционному дизайну интерьера.

Приведённые ниже фотографии иллюстрируют некоторые ключевые элементы традиционной узбекской архитектуры, представленные в литературном Доме-музее Хамзы в Коканде.

Так выглядит вход в дом-музей – с замысловатой резьбой по дереву на двери.

Вход в литературный Дом-музей Хамзы в Коканде / Фото Зафара Атаджанова, используется с разрешения

Это главная комната, служившая для приёма гостей в культуре, очень трепетно относящейся к правилам гостеприимства. Характерная особенность традиционной архитектуры интерьера: замысловатые встроенные полки, окружённые рамой, часто используемые для демонстрации более изысканных предметов посуды и чайной утвари, книг и мелких предметов. Внешняя рама по традиции изготавливается из дерева, которое впоследствии окрашивается в тот же цвет, что и стены. В узбекском языке такие полки называются "мехроб", по аналогии с михрабом – нишей в мечети, указывающей направление на Каабу для совершения молитвы.

Главный зал литературного Дома-музея Хамзы в Коканде / Фото Зафара Атаджанова, используется с разрешения

Вот ещё один пример такого же традиционного стиля встроенных полок в другой комнате музея:

Спальня литературного Дома-музея Хамзы в Коканде / Фото Зафара Атаджанова, используется с разрешения

Другой важнейшей составляющей дизайна интерьера является расписной деревянный потолок, сочетающий резьбу по дереву и яркие цвета. Это также распространено и в Таджикистане.

Расписной потолок в литературном Доме-музее Хамзы в Коканде / Фото Зафара Атаджанова, используется с разрешения

Здесь можно видеть, как используется мебель в традиционном дизайне: толстые ковры укрывают пол. На них садятся люди, скрестив ноги. Поверх ковров для удобства кладут тонкие матрасы, набитые ватой. По-узбекски они называются "тошак", их можно увидеть сложенными в одной из задних ниш. Небольшой столик используется в основном для еды и чаепития. В больших деревянных сундуках хранится одежда или ценные вещи. В среднем алькове – традиционные струнные инструменты, которые также являются частью домашнего убранства.

Комната в литературном Доме-музее Хамзы в Коканде / Фото Зафара Атаджанова, используется с разрешения

Вот ещё один пример комбинации ковра, тошака и небольшого столика, покрытого скатертью, украшенной традиционной вышивкой сюзане, характерной для многих культур Центральной Азии:

Фото Зафара Атаджанова, используется с разрешения

Пример искусной тонкой резьбы по дереву на дверях:

Дверь в литературном Доме-музее Хамзы в Коканде / Фото Зафара Атаджанова, используется с разрешения

И ещё один пример резьбы по дереву на сундуках, называемых по-узбекски "джавон".

Резной деревянный сундук в литературном Доме-музее Хамзы в Коканде / Фото Зафара Атаджанова, используется с разрешения

Сохраняя традиции домов-музеев и открывая новые, жители Узбекистана и гости страны получают уникальную возможность прикоснуться к ценной части культурной истории.

Источник: Globalvoices.org

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров