По мнению исследователей, именно территория современного Казахстана является центром происхождения и распространения тюльпана. Правда – вкупе с соседями по Средней Азии, ведь физическая география не признаёт политических границ. Но наша страна всё равно – первая среди равных! Потому что из 64 известных видов тюльпанов Центральной Азии в Казахстане произрастает 34 вида (как нигде!). Они-то каждую весну и покрывают чудесным ковром всю территорию республики. И это, без преувеличения – самая большая цветочная клумба на Земле!
Но тюльпан (как и сакура, и роза, и хризантема, и слива мэй, и ещё множество цветов) – давно пророс рамки природы и занял своё место в культуре человечества. Если даже не принимать всерьёз его роль во всяких политических катаклизмах, вроде "тюльпановой революции" в Киргизии, то значение его в истории отдельных народов всё равно будет столь заметным, что пройти мимо просто невозможно!
Чтобы понять, чем может стать "наш цветок" при иной ментальности, стоит однажды в апреле не пожалеть времени и средств да отправиться в Стамбул. На фестиваль тюльпанов.
Отношение турок к тюльпану – это их тоска по невозвратному. Тем достославным временам, когда жизнь текла не в каменных и тесных лабиринтах городов, а в свободно раскинутых по бескрайним степям шатрах и юртах, когда место под солнцем не было ограничено потолком пыльного офиса или навесом тёмной лавки, а определялось необъятностью синего неба. Когда кони воинственного племени предков каждую весну топтали беспредельные поля цветущих тюльпанов.
Ежегодно (пусть неосознанно, но в память об этом невозвратном) на улицах и площадях Стамбула высаживается несколько миллионов луковиц, которые, расцветая одномоментно, наполняют апрель удивительной многозначностью и многоплановостью. Далёкие азиатские степи в эти дни, ломая законы истории и географии, вновь вторгаются в кварталы древней столицы ромеев, повторяя знаменитый натиск воинов Мехмеда Завоевателя, положивших конец Константинополю и давших отмашку "эре Стамбула". Каждый апрель неистовая Азия вновь захватывает сонную Европу, наполняя её буйством своего необузданного цветения и бурей несдерживаемых эмоций.
Неслучайно центром всего действа, называемого фестивалем тюльпанов, считается древний Ат-Мейдан – античный Ипподром, разные части которого, по двум архитектурно-историческим доминантам – византийскому храму Святой Софии и османской мечети Султан-Ахмед-джами – носят название Софийской площади и квартала Султанахмед. Тут, среди обломков древнего мрамора и в окружении шелестящих фонтанов, волнуются в эти дни тысячи изысканных бутонов и трепетных венчиков. (Если бы я был писателем-романтиком XIX века, то вряд ли бы удержался от искуса сравнить их с юными красавицами у дверей сераля!) А на газонах (это уже от себя) вальяжно коротают время сотни прелестных стамбульчанок, чем-то неумолимо похожих на окружающие цветы. (И нужно ещё подумать, кем или чем любоваться и восхищаться тут в первую очередь!)
Впрочем, мудрецы умеют расточать свои восторги равномерно, захватывая расширенным сознанием и буйствующие тюльпаны, и скромничающих турчанок, и стройные минареты Султан-Ахмеда, и "змеиную колонну", отобранную у дельфийской пифии, и отсвечивающий иероглифами гранитный обелиск Тутмоса, и блестящий медными кранами фонтан кайзера Вильгельма и… Бог знает чего ещё!
Культ тюльпанов в современной Турции (решительно порвавшей со своими средневековыми традициями на заре республиканской истории) проистекает из традиций и празднеств Османской империи. Знаковые для бывших степняков цветы пользовались тут законным уважением и естественным почитанием всегда. Но апогей тюльпаномании пришёлся на царствование султана Ахмеда III, современника Петра Великого. В истории Оттоманской Турции время его правления вовсе недаром носит название "Эпоха тюльпанов".
Празднества, устраиваемые во дворце Топ-Капы (Большом Серале) в честь цветения тюльпанов, могут поспорить по изысканной утончённости с праздниками любования сакурой у японцев, или Днём осеннего полнолуния у эстетов Поднебесной. Особенно, конечно, возбуждал воображение неприглашённых второй день, когда список гостей ограничивался самим султаном и его жёнами.
Дамы сераля в эйфории бегали на цыпочках по садам дворца, выискивая самые прекрасные цветы (а заодно и спрятанные призы в виде драгоценных украшений). Над тюльпанами висели клетки с канарейками и другими сладкозвучными птахами. Вечером эффект усиливался цветной подсветкой и живыми огнями – свечами, прикреплёнными к панцирям ползавших тут и там черепах.
…Ну, а что мы, обитатели родины тюльпанов? Попытки отметить цветение праздником предпринимались и у нас. Но, как правило, они были заранее обречены на провал. Потому что организовывались не по велению сердец восторженных казахстанцев, а по велению "верхов" – акиматов, школьных педагогов, организаций, ответственных за развитие туризма. Но это всё – не традиция.
Наверняка и у нас встречаются патриоты и эстеты, предпочитающие любование весенним цветением всем прочим видам любования. Так, чтобы сесть утром рядом с пробуждающимися бутонами и, забыв про всё, много часов наслаждаться их нежным трепетом под животворным весенним солнышком, порывами шаловливого ветерка и неумолчными трелями жаворонков. Наверняка есть и такие – казахстанцы ведь очень разные, и среди нас встречаются очень тонкие и восприимчивые натуры. Но мне пока что такие натуры в степи не попадались. Если и случаются у наших людей незапланированные и восторженные остановки у обочины дороги перед покрытой тюльпанами равниной, то лишь для того, чтобы поскорее отселфиться на фоне и осчастливить-озадачить сетевых друзей. Но это всё – не эстетика.