Представим ситуацию: вы приезжаете в столицу на выходные и хотите за короткое время осмотреть максимальное количество достопримечательностей. Или вы живёте в столице Казахстана, и летом к вам погостить приезжают родственники или друзья. Вы обдумываете, куда повести свою компанию, а ещё, возможно, – как сэкономить на туристических марш-бросках по городу. Изобретать велосипед не обязательно: можно просто воспользоваться тем, что уже придумали в туристическом секторе.
Абонемент ол-инклюзив за 7000 тенге
Проектом 2018 года в туристическом секторе стал CityPass Kazakhstan. В столице он представлен пластиковой картой, открывающей вход в главные достопримечательности столицы, включая поездку на теплоходе по Ишиму и поездку в двухэтажном автобусе.
По этой карте можно посетить:
- "Байтерек";
- сферу "Нур-Алем";
- океанариум Ailand или театр аниматрониксов "Джунгли" (парк динозавров) на выбор;
- колесо обозрения;
- Дворец независимости;
- триумфальную арку "Мәңгілік ел";
- Национальный музей;
- Музей Сакена Сейфуллина;
- Дворец мира и согласия (в народе – просто "пирамида");
- этно-мемориальный комплекс "Атамекен"
- музейно-мемориальный комплекс АЛЖИР в 35 км от Нур-Султана (правда, добираться туда придётся самостоятельно).
Карта действует в течение 24 часов с момента её активации, посетить одну и ту же достопримечательность по ней можно только один раз. Если всё за один день не успеваете, можно приобрести такую же карту на 72 часа – она стоит 10 тысяч тенге. Подробнее о ней можно прочитать здесь. Общая стоимость билетов во все эти достопримечательности без карты будет стоить 14 200 тенге.
Корреспондент Informburo.kz приобрела эту карту и прошла по туристическому маршруту в столице Казахстана.
Никто без наличных
Куда первым делом отправится турист в Нур-Султане? Скорее всего, пройдёт по главному бульвару к Байтереку. Оттуда я и решила начать свою экскурсию. Рядом с Байтереком стоит киоск, где как раз продают карты CityPass, и я планировала там приобрести одну на 24 часа. Сделать это мне, однако, не удалось: у меня не было наличных, у продавца – терминала. Пришлось идти в "Керуен", где поджидала новая проблема: там был терминал, но не было карты на 24 часа, только на трое суток.
Можно было снять наличные в банкомате и вернуться к киоску, но не хотелось стоять даже в небольшой очереди, поэтому я согласилась взять карту CityPass на 72 часа – пусть дороже, но зато можно будет наконец начать путешествие по столице.
Кстати, просто купить билет на Red Bus без кэша у вас тоже не получится, а проезд стоит 3000 тенге, поэтому на всякий случай держите при себе хотя бы 10 тысяч наличными.
Куда везёт двухэтажный автобус?
RedBus ходит по маршруту океанариум AiLand – Хан-Шатыр – Триумфальная арка – отель "Хилтон" рядом с ЭКСПО – национальный музей – Байтерек. Билет на него стоит 3000 тенге, действует он 24 часа. Турист может выйти на любой остановке, прогуляться, а потом продолжить маршрут со следующим рейсом.
Если не выходить из автобуса и просто смотреть на город из салона, то вся экскурсия займёт два часа. Во время поездки можно взять наушники и слушать рассказ о достопримечательностях. Аудиогид вещает на восьми языках: казахском, русском, английском, китайском, немецком, французском, испанском и турецком. Автобус работает с 10.00 до 20.00.
Саят Кусаинов, руководитель департамента развития туристской инфраструктуры ТОО "Astana Convention Bureau", рассказал, что на этом автобусе нередко возят экскурсии по госзаказу: например, воспитанников детского дома, жильцов дома престарелых, людей из других социально уязвимых групп.
С картой CityPass отдельно приобретать билет на автобус было не нужно. Механизм активации карты, однако, смутил: водитель сфотографировал её номер и выслал фотографию куда-то на базу. С этого момента пошёл отсчёт 72 часов, отведённых на список достопримечательностей.
Водитель предупредил: несмотря на то, что моя карта действует трое суток, кататься бесплатно в автобусе я могу только в течение суток. После этого я наконец поднялась на второй этаж.
Тех, кто впервые посетил столицу, виды футуристического левобережья действительно поражают – сидевшие на первом этаже автобуса женщины удивлялись красоте города. Другое дело – сервис. Салон автобуса изнутри не блещет чистотой, и общее впечатление испортили валяющиеся на полу фантики и стакан из-под колы, перемещавшийся по салону, как перекати-поле.
Ещё выдали наушники с аудиогидом, но на верхнем ярусе звук был прерывистым и дребезжащим, как в плохо настроенном радиоприёмнике. В крытой части автобуса качество звука было гораздо лучше.
Подняться на Байтерек без очереди
Выйдя на том же месте, где села в автобус, я отправилась в Байтерек (цена билета без карты – 700 тенге). Целью было не столько осмотреть левобережье столицы с высоты 98 метров, сколько убедиться, что благодаря своей карте смогу миновать длинную очередь на входе. Это действительно удалось: я прошла к турникету, где меня без проблем пропустили к знаменитой башне.
А вот пропуск к главной достопримечательности внутри Байтерека CityPass не даёт – всё на общих основаниях, поэтому прикладывать руку к отпечатку ладони Елбасы я не стала: слишком много было желающих – очередь занимала весь лестничный пролёт с предпоследнего этажа на последний.
Поездка по Ишиму: обман пассажиров и поломка теплохода
Самой желанной в палящий день была не поездка по выставкам и аттракционам, а прогулка по реке (билет стоит 1000 тенге) – маршрут от Конгресс-холла почти до Акорды обещал 45 минут свежего бриза, плеска волн и лёгкой качки. Но обеспечил совсем другими впечатлениями.
Обман с техническим перерывом. Когда я подошла к киоску с билетами, там толпилась пара десятков человек. Они уже изучили надпись на окошке "Технический перерыв 10 минут".
По всей видимости, к тому моменту прошло уже дважды по 10 минут, но окошечко так и не открылось. В толпе громко выясняли, кто за кем стоял, почему у очереди два конца и где кассир. Фоном плакали маленькие дети, которых матери всё это время держали на руках.
Волнуясь за здоровье билетёра – может, человеку стало плохо! – я обошла киоск и увидела следующую картину: в небольшом помещении две дамы и парень травили байки, не обращая никакого внимания на толпу за окном. Парень охотно рассказал, почему никто не собирается продавать билеты, пока не подойдёт судно.
"Вы сейчас билет купите, потом говорить будете: "У меня билет есть, а где теплоход? Один теплоход подойдёт – все с билетами туда побегут, и уже не посмотрят, что вы женщина, или беременная, или бабушка – увидите, как давить будут", – объяснил он свою концепцию.
В это время как раз подошёл небольшой теплоход, и люди с билетами цивилизованно поднялись на борт. Однако моего собеседника это не смутило, он сказал, что сейчас всё прошло нормально, но это редкость, и обычно толпа напирает на первые ряды, поэтому ради безопасности самих пассажиров их просто лишают права купить билет заранее.
Аргумент, что таким образом людей обманывают и не дают распоряжаться своим временем до прибытия теплохода (а это полчаса, 40 минут или даже час), не показался моему собеседнику убедительным. Идею составить чёткое расписание и продавать билеты с конкретным временем на рейс он тоже отверг.
У теплоходов, как выяснилось впоследствии, бывают поломки, и продавать билеты на рейсы с фиксированным временем может быть себе дороже: люди могут захотеть сдать эти билеты. А если заставлять толпу ждать у кассы, то потом те, кто всё-таки останется в очереди, безропотно отправятся в путешествие по реке.
В итоге мы прождали не менее получаса, и карта CityPass не стала спасением, потому что у речников свои билеты, и их надо получить в окошке, где висит надпись "Технический перерыв" – пусть для меня это и было бесплатно.
Поломки теплоходов. Взойдя на борт, люди разместились на открытой палубе, в тесноте. На крытой палубе было слишком душно. Пока половина пассажиров наслаждалась видами столицы, другая жарилась на солнце, потому что от палящих лучей не спасал даже навес. На обратном пути поменялись.
Свежим бризом не наслаждался никто – тянуло густым запахом солярки, и было ощущение, что ты не плывёшь по реке, а стоишь на самом загазованном перекрёстке в час пик. Людям становилось нехорошо.
Когда поездка завершилась, наш теплоход отогнали на причал – осматривать на предмет возможной поломки. В это время следующая партия пассажиров негодовала, что уже час стоит и ждёт поездки, а настроение безнадёжно испорчено.
Океанариум: пираньи, тунцы и акулы
В следующей по списку достопримечательности, океанариуме, никто толком не мог сказать, что делать с картой CityPass и куда её прикладывать: девушки на ресепшене писали объяснительные из-за недостачи в кассе, и им было явно не до посетителей. Участливый охранник давал неправильные советы, а на входе в зал настойчиво отправляли распечатать билет (он, между прочим, без карты стоит 3000 тенге).
После того как все объяснительные были написаны, на ресепшене мне всё-таки вручили билет.
Самым занимательным в океанариуме мне показался коридор со стеклянным куполом, где можно посмотреть на большую черепаху – в половину человеческого роста, огромных тунцов, чья голова соизмерима с головой человека, и двух акул. Особо запомнились красивые серебристые рыбки – как оказалось, пираньи. Две группы этих рыб застыли в воде друг напротив друга, как два войска, только и ждущие команды "в атаку", и за две минуты даже не шелохнулись. Правда, смотреть на эту экзотику повторно за ту же цену мне бы не захотелось.
Сфера "Нур-Алем": сюда хочется вернуться
Шумная и праздничная выставка ЭКСПО отгремела два года назад, и сейчас возвращаться на то же место, где стояли павильоны, ходили иностранцы в колоритной национальной одежде, немного грустно. Огромная территория кажется пустынной, однако в самой сфере можно наткнуться на школьные экскурсии. Благодаря им шар не кажется заброшенным, как покинутый космический корабль на далёкой планете.
В сферу "Нур-Алем" (билет стоит 1000 тенге) я шла закрыть гештальт: во время выставки мне так ни разу и не удалось попасть внутрь "солнца" – зала, выполненного в виде светила. Очередь туда казалась бесконечной, она змеилась в несколько рядов. Но теперь путь был совершенно свободен.
Многие туристы теперь проходят эту локацию, не останавливаясь, – там слишком душно, особенно после прохладных залов в остальных частях сферы. И зря проходят: через небольшие промежутки времени в "солнце" предоставляют возможность путешествовать через время и расстояния: огромный куполообразный экран создаёт полную иллюзию, что ты пролетаешь мимо стай доисторических рыб, древних пирамид, языческого Стоунхенджа, средневековых селений, мчишься по железной дороге в новое время и наконец вновь прибываешь в Нур-Алем в наши дни. Эффект от виртуального путешествия такой, что невольно приходится держаться за поручни – от скорости немного кружится голова и ощущение, как будто ты на американских горках.
Сфера Нур-Алем показалась мне самым необычным местом в столице, как будто не из нашего времени и не из нашей реальности. Дети воспринимают экскурсию с восторгом, и в этой сфере я снова спустя долгие годы услышала, что школьники мечтают стать космонавтами и учёными и покорять космос.
Подводя итоги
Моя карта за 10 тысяч тенге окупилась впритык: я успела ещё покататься на колесе обозрения и могла бы зайти в музеи. Если бы собралась и устроила марш-бросок по достопримечательностям за 24 часа, то это вышло бы ещё дешевле и ещё выгоднее, и на второй день можно было бы обойти те места, которые не входят в туристический маршрут CityPass: например, парки, новый и старый мосты, центральные улицы на правом берегу, молодой ботанический сад. Можно было бы прогуляться вдоль набережной Ишима и отходящего от него канала или проехать на велосипеде по удивительной дороге, начинающейся у посёлка Ильинка, вглубь зелёного пояса столицы, наконец подышать таким свежим воздухом, о котором в бурно застраивающемся городе, казалось бы, можно только мечтать.
Нам действительно есть что показать, особенно впервые приехавшим в город гостям, но сервис необходимо выводить на достойный уровень.
В Astana Convention Bureau отметили, что будут стараться повышать привлекательность главного города Казахстана с помощью ивентов – например, в этом году впервые провели Comic-Con, и есть много идей на следующий год – главное, чтобы были деньги на их воплощение.
-
1📚 Как создают школьные учебники и почему они не всегда соответствуют ожиданиям
- 2764
- 4
- 21
-
2🏫 Смена электронных дневников в школах Казахстана: поиск лучших решений или борьба за рынок?
- 2965
- 4
- 28
-
3⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 13 ноября
- 2626
- 0
- 5
-
4❌ В горах Алматы объявили лавинную опасность в ближайшие дни
- 2663
- 0
- 14
-
5📱 Мошенники выманили 10 млн тенге у родителей школьников, прочитав их чат в мессенджере
- 2466
- 0
- 31
-
6🐍 Живых змей обнаружили в посылке с детскими игрушками в Германии
- 2338
- 1
- 25
-
7🛍 До 20 долларов на всё: акции Amazon достигли максимума после объявления о запуске сервиса-конкурента Temu
- 2260
- 0
- 8
-
8🛸 Конгресс США вновь пытается раскрыть правду об НЛО
- 2144
- 0
- 30
-
9⚽️ 14 ноября Казахстан сыграет с Австрией в Лиге Наций
- 2155
- 0
- 11
-
10🍌🥝 Более 12% казахстанцев не могут обеспечить детям свежие фрукты и овощи ежедневно
- 2073
- 12
- 38