Каждую осень сотни тысяч советских студентов отправлялись… А вот и не в аудитории! А в колхозы-совхозы. Чтобы провести месяц-другой на свежем воздухе, бесплатно (или практически бесплатно) помогая селянам справиться с главной напастью советского агропрома – урожаями. В каких-то вузах сельхозработы происходили сразу после зачисления, но чаще – в начале 2-го курса, а кое-где предваряли каждый учебный год. Так или иначе "в колхозе" бывали все, независимо от уровня вуза и профиля обучения.
Не скажу, что отношение советского студенчества к этой неизбежной принудиловке было каким-то беззаботным и безропотным. И хотя порой студенты впрягались в уборку картошки-морковки с таким азартом, что показывали чудеса производительности, в массе своей процесс представлял собой что-то вязкое и скучное. И многие лишь делали вид, что работают, просто отбывая свой срок "на поле". Оживляясь лишь к перерыву на обед и окончанию рабочего дня, когда, наконец, можно было сбросить с себя грязную робу, вымыть руки, накрасить глаза и губы (этим, напомню, в СССР занимались только студентки) и насладиться всеми благами вольной сельской жизни.
Потому-то непроизводственная часть "поездки в колхоз" и западала в память на долгие годы, в отличие от рабочей составляющей. Вызывая в душе лёгкую ностальгию и весёлые воспоминания на все грядущие годы. О лёгких буколически-студенческих романах (зачастую приводящих к свадьбам), о простой и здоровой пище "на стане", о танцах в колхозном клубе, об эпизодических рукопашных схватках с "местными". И о неизменном бригадире, фатально западавшем на студенточек и вынужденном спасаться от нешуточной ярости своей супруги…
Самым студенческим городом в Казахстане была Алма-Ата. И алма-атинские студенты смиренно каждую осень целыми курсами отправлялись за город. В Балтабай – "на лук", в Чилик – "на табак", в Кегень – "на картошку", в Тургень – "на яблоки" или "на виноград".
Однако до определённого времени самым знаковым местом, над которым осуществляли шефство учащиеся алма-атинских вузов, оставался Южный Казахстан. Самый южный. Так что для целого поколения воспитанников того же КазГУ синонимом идиомы "ездили в колхоз", было словосочетание "ездили на хлопок", или "ездили в Пахта-Арал".
Совхоз "Пахта-Арал" в Южно-Казахстанской области считался самым большим хлопкосеющим хозяйством СССР. Но в народе "Пахта-Аралом" назывался весь этот наиболее южный регион Казахстана, глубоко вклинивающийся в территорию соседнего Узбекистана. В 1950-е годы тут, на 10 тысячах гектаров хлопковых нив, в бывшей Голодной степи, трудилось 6 тысяч сельчан. Вот им-то каждую осень и помогала переживать страду не менее значительная армия алма-атинских студентов. (Всего же в посёлке Ильич, где располагалась главная усадьба совхоза-гиганта, проживало 20 тысяч жителей – побольше, чем в иных райцентрах.)
А появился Остров Хлопка в 1924 году, когда восстановление текстильной промышленности в Центральной России столкнулось с нехваткой сырья. Тогда-то государство рабочих и крестьян обратило внимание на проекты, брошенные государством помещиков и капиталистов. В том числе – на интенсивное развитие хлопководства на землях Средней Азии. Наряду со старыми районами хлопкосеяния в Ферганской долине Узбекистана стали искать и новые.
Тут-то в поле зрения и попала Голодная степь, которая, ввиду близкой и многоводной Сырдарьи, легко могла стать весьма перспективным кусочком земли для сельского хозяйства. Что в конечном итоге и случилось. Началось строительство арыков и каналов, и спустя три десятилетия 90% всех денежных доходов местным хозяйствам стал приносить именно хлопок. (Хотя истины ради надо вспомнить, что первый в Голодной степи канал от Сырдарьи, заходивший на территорию Казахстана своей хвостовой частью, был прорыт ещё при старом режиме – русско-украинскими переселенцами, появившимися в Голодной степи в 1913 году).
Очень скоро предел развития хлопководства в регионе стал определяться дефицитом рабочих рук. В 1930-40-е годы проблему решали просто – на подмогу местным дехканам массами отправляли ссыльных крестьян из других регионов страны. В частности, сюда попали зажиточные казаки из Семиречья – об этом я рассказывал в очерке "Тёмная история: Куда подевались казаки из Талгара?".
Но после смерти Сталина гулаговский ресурс был исчерпан и образовался дефицит. Который и восполнили алма-атинские студенты, отправившиеся на смену колхозным невольникам убирать хлопок в Пахта-Арале.
Снимки сегодняшнего выпуска "фоторепортажа из XX века" сделаны в середине 1950-х. На них – студенты-физики на сборе хлопка в совхозе "Пахта-Арал".
-
1🏫 Смена электронных дневников в школах Казахстана: поиск лучших решений или борьба за рынок?
- 3284
- 4
- 29
-
2👨⚖️ Фигурантам дела о хищении 862 млн тенге при модернизации ураноперерабатывающего предприятия вынесли приговор
- 2390
- 1
- 17
-
3⛅️ Прогноз погоды на 15 ноября: небольшое потепление ожидается на всей территории Казахстана
- 2510
- 0
- 3
-
4👀 Премьер Армении Никол Пашинян сбрил бороду
- 2666
- 6
- 34
-
5✈️ В Кутаиси и Стамбул от 25 тысяч тенге: казахстанские авиакомпании объявили распродажу билетов
- 2226
- 1
- 4
-
6🇰🇷 Тяжёлое испытание: в Южной Корее сдают экзамен, который длится 8 часов и определяет будущее
- 2170
- 0
- 22
-
7👨⚖️ Многодетной матери из Конаева отказали в выдаче жилья из-за ипотеки на квартиру площадью 66 квадратов
- 2188
- 0
- 33
-
8💲Курс доллара снова вырос на бирже 14 ноября
- 2256
- 3
- 10
-
9💬💬 Массовая гибель тюленей в Мангистау: в Минсельхозе назвали предварительную причину
- 2200
- 2
- 84
-
10🛬 Аэропорт на острове Бали возобновил работу после извержения вулкана
- 2206
- 0
- 6