Окончание. См. начало: Подстанцию "Кокжайлау" продолжают строить наперекор акимату, министру и президенту
"Мы не зря сохранили очень большой запас энергомощностей"
Осенью прошлого года по приглашению инициативной группы "Сохраним Кок-Жайляу" в конференции в Астане, посвящённой рискам строительства курорта, участвовал Александр Хорошев, доктор географических наук, доцент кафедры физической географии и ландшафтоведения географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Затем Александр Владимирович бесплатно написал экспертное заключение по предОВОС проекта. Приехав в Алматы, Хорошев первым делом поднялся на плато Кок-Жайляу (не в первый, кстати, раз) и посмотрел на подстанцию. А затем сказал, что по размерам и по мощности она сопоставима с той, что была построена в курортной зоне Сочи к Олимпиаде, и способна обеспечить электроэнергией не только маленький курорт, но и небольшой город.
Зачем курорту "Кокжайлау" был нужен такой переизбыток энергетических мощностей? Возможно, разгадка кроется в письме директора AMR Наиля Нурова французским субподрядчикам – проектной компании Dianiege в конце апреля 2018 года:
"Нужно чётко понимать, что у нашего проекта очень большая перспектива развития. Мы не зря сохранили очень большой запас энергомощностей (выделено мной. – Авт.). Сейчас идёт разговор о сохранении всех коммунальных ресурсов, но на первом этапе мы должны отказаться от таких решений, как спа, специальные VIP-зоны. Всё это появится позже (выделено мной. – Авт.). Сейчас от нас ждут другого".
Стройку профинансировали дважды
Сколько уже истрачено на строительство подстанции и сколько ещё предстоит?
11 ноября 2015 года заместитель акима Алматы Румиль Тауфиков направил в Минсельхоз РК письмо по вопросу перевода ООПТ Иле-Алатауского парка в земли запаса города для строительства ГЛК "Кокжайлау".
В приложении он подробно рассказывает о том, сколько в 2014-2015 гг. бюджетных средств выделено на проект, освоено и на какие цели. Из общих расходов в 8 миллиардов 68 тысяч тенге больше половины ушло на энергообеспечение курорта: "1. Строительство сетей электроснабжения (подстанция 110/10-10 кВ: начато строительство здания, залит фундамент, закуплено оборудование). В 2014 году выделены и освоены средства в размере 1,3 млрд тенге. В 2015 году выделено 2,9 млрд тенге, освоено 2,8 млрд тенге".
В 2014-м среднегодовой курс тенге к доллару составлял 179,19, в 2015-м – 221,73 (по данным с официального сайта Нацбанка РК).
Стало быть, в 2014 году на подстанцию израсходовано 7 миллионов 255 тысяч долларов, в 2015-м – 12 миллионов 267 тысяч. Всего – 19 миллионов 522 тысячи гринбэков.
15 мая 2018 года директор "Almaty Mountain Resorts" Наиль Нуров дал интервью порталу Informburo.kz, в ходе которого предоставил редакции пояснительную записку по денежным средствам, выделенным на проект "Кокжайлау".
Данные по выделенным на подстанцию средствам в 2012-2015 гг. у Р. Тауфикова и Н. Нурова практически совпадают: соответственно, 4 миллиарда 200 миллионов и почти 4 миллиарда 232 миллиона тенге.
За четыре года до этого на строительстве подстанции, согласно письму замакима, оставалось освоить 100 миллионов тенге. Однако после разморозки проект потребовал дополнительного финансирования из местного бюджета в размере 4 миллиарда 300 миллионов тенге.
Таким образом, в тенге стройку фактически профинансировали дважды. Однако нужно учесть падающий курс: в 2017-2018 гг. он снизился до среднего значения ориентировочно 320 тенге за доллар. Приблизительная стоимость в долларах – 13 с половиной миллионов. А за все годы строительства подстанции, вплоть до 2018-го, её цена выросла почти до 33 миллионов долларов.
Но и это ещё не всё. В сметном расчёте стоимости строительства ТЭО (проект 2017-2018 гг.), в главе 4 "Объекты энергетического хозяйства", предусмотрены дополнительные расходы на наружные электрические сети и трансформаторную подстанцию в размере чуть более 700 миллионов тенге.
28 января 2019 года руководитель управления туризма г. Алматы Максат Кикимов, отвечая на запрос члена инициативной группы "Сохраним Кок-Жайляу" Елены Ерзакович, сообщил, что в бюджете 2019 года предусмотрены средства на строительство электросетей для внешнего электроснабжения ГК "Кокжайлау" в размере почти 2 миллиарда тенге: 12% из местного бюджета, остальное – из республиканского. В день, которым датировано письмо, курс составлял 377,46 тенге за доллар.
К тем 33 миллионам прибавляются ещё 5 миллионов 300 тысяч долларов. Общая цифра затрат на электросети и подстанцию уверенно стремится к 40 млн долларов.
Значит, и в долларах стройку профинансировали дважды – пять лет назад и в последние два года.
6 февраля 2019 года АО "Алатау Жарық Компаниясы" направила в управление туризма дополнение к техническим условиям электроснабжения ГК "Кокжайлау" от 2.10.2013 г.
В борьбе со здравым смыслом победа будет за нами!
Специалисты, знакомые с проектом, рассказали, что два силовых трансформатора для подстанции давно закуплены за валюту. Каждый, по их словам, весит 60 тонн. Чтобы установить на подстанции, их сначала надо на Кок-Жайляу доставить. Вертолётом это сделать не получится: слишком тяжёлые. Только по дороге, причём асфальтированной.
Она запланирована отдельным проектом, который выполнен по заказу управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Алматы (ныне управление городской мобильности) и был представлен на общественных слушаниях 4 ноября 2018 года вместе с проектом самого курорта.
Согласно этому плану подъездная дорога от улицы Дулати до границы курорта должна пролегать через рощи яблонь Сиверса и абрикоса обыкновенного. Под снос пойдут свыше 600 деревьев, занесённых в Международную Красную книгу. Это уголовное преступление, предусмотренное статьёй 339 УК РК "Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещёнными к пользованию видами растений или животных, их частями или дериватами". Наказание – от штрафа в 3000 МРП до трёх лет лишения свободы.
2 апреля этого года на заседании тендерной комиссии рассматривалась заявка управления туризма на аренду участков Иле-Алатауского нацпарка для строительства курорта "Кокжайлау", в том числе 17 гектаров – для прокладки дороги. В технической спецификации этого лота было указано, что на этом участке краснокнижные растения не произрастают. Хотя в предОВОС строительства дороги чёрным по белому написано, что под снос пойдут 433 яблони Сиверса и 180 абрикосов.
Впрочем, договор аренды до сих пор не подписан: сказалась рекомендация президента Токаева отложить реализацию проекта "Кокжайлау".
Без договора о строительстве асфальтированной дороги и речи быть не может. А значит, неизвестно, когда по ней поднимут в гору и поднимут ли вообще силовые трансформаторы. Без которых подстанция не имеет смысла.
Тем не менее, она продолжает строиться.-
1📚 Как создают школьные учебники и почему они не всегда соответствуют ожиданиям
- 2764
- 4
- 21
-
2🏫 Смена электронных дневников в школах Казахстана: поиск лучших решений или борьба за рынок?
- 2965
- 4
- 28
-
3⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 13 ноября
- 2626
- 0
- 5
-
4❌ В горах Алматы объявили лавинную опасность в ближайшие дни
- 2663
- 0
- 14
-
5📱 Мошенники выманили 10 млн тенге у родителей школьников, прочитав их чат в мессенджере
- 2466
- 0
- 31
-
6🐍 Живых змей обнаружили в посылке с детскими игрушками в Германии
- 2338
- 1
- 25
-
7🛍 До 20 долларов на всё: акции Amazon достигли максимума после объявления о запуске сервиса-конкурента Temu
- 2260
- 0
- 8
-
8🛸 Конгресс США вновь пытается раскрыть правду об НЛО
- 2144
- 0
- 30
-
9⚽️ 14 ноября Казахстан сыграет с Австрией в Лиге Наций
- 2155
- 0
- 11
-
10🍌🥝 Более 12% казахстанцев не могут обеспечить детям свежие фрукты и овощи ежедневно
- 2073
- 12
- 38