Прямой эфир Новости спорта

Сможет ли Казахстан зарабатывать на платных дорогах и придорожной инфраструктуре? Разбор

Фото сайта panoramio.com
Фото сайта panoramio.com
Казахстан в ближайшие 5-10 лет намерен полностью избавиться от советских придорожных туалетов.

76% объектов дорожного сервиса в республике не соответствуют национальному стандарту. Это мешает зарабатывать на туризме и приносит дискомфорт казахстанцам. Informburo.kz разбирался, помогут ли миллиардные инвестиции в дороги и придорожную инфраструктуру исправить ситуацию.

Амбициозные планы

Казахстан в начале 2010-х годов стал участником строительства международного проекта "Западная Европа – Западный Китай". Три страны – Казахстан, КНР и Россия – договорились совместно построить 8 445 км. По задумке, континентальный транзитный коридор связывал бы порты в китайском Ланьюньгане и российском Санкт-Петербурге. Второй по протяжённости участок длиной 2 452 км достался именно Казахстану.

Получив кредиты от международных банков развития в размере 3,5 млрд долларов, Казахстан к декабрю 2017 года должен всё-таки достроить свой участок проекта, несмотря на многочисленные коррупционные скандалы. Первыми, к слову, закончили китайцы, а последними вопрос закроют россияне. Правда, они не торопятся достраивать свой участок.


Казахстану проект обошёлся в 3,5 млрд долларов

Казахстану проект обошёлся в 3,5 млрд долларов / Фото сайта mid.gov.kz


Казахстанская сторона, и это декларировалось с самого начала, построив лучшую трассу в республике, надеялась на мультипликативный эффект: на территории сразу пяти областей должны были появиться сотни заправок, отелей, паркингов, магазинов и автостоянок для большегрузных авто. Однако всплеск придорожной активности был официально зарегистрирован, пожалуй, лишь в Кызылординской области.

Декларировалось, что в кафе, хостелах, на станциях технического обслуживания, АЗС и сопредельных секторах получат рабочие места почти 300 тысяч казахстанцев. Сейчас по всей республике в дорожном сервисе официально работают примерно 25 тысяч человек.

Одной из главных причин, почему отечественный бизнес не пришёл в этот сектор, эксперты назвали отсутствие особых условий. Ни льготных периодов, ни налоговых преференций, ни особой отраслевой программы эта сфера так и не получила.

В своё время представители нацкомпании "КазАвтоЖол" и Министерства по инвестициям и развитию вели переговоры не только с крупными иностранными брендами, но и с казахстанскими игроками. Но ни одна компания ничего масштабного на казахстанских дорогах так и не запустила.

Национальный стандарт и тёплые туалеты

В 2014 году в республике приняли национальный стандарт, который определял, что надо относить именно к дорожной инфраструктуре и какой уровень обслуживания должен быть.

В документе чётко определено, что через каждые 50 км на трассах должны быть современная заправка, пункт питания, СТО, а через 100 км – как минимум ещё и отель со всеми удобствами.

Для всех 4 категорий (в документе их делят на A, B, C и D) дорожной инфраструктуры обязательно наличие благоустроенного (отапливаемого и комфортабельного) туалета. То есть привычные глазу советские деревянные кабинки или их более молодые бетонные собратья на улице таковыми не считаются, а значит, должны навсегда исчезнуть.

Как показала полномасштабная проверка, из 2192 объектов на территории всей страны новому стандарту соответствует только 526. И то благодаря тому факту, что речь идёт о комплексах, которые были построены за последние 3-4 года. Более полутора тысяч объектов не только не соответствуют элементарным правилам комфорта, но и остались на уровне начала 90-х годов ХХ века.

"Проверка, которую параллельно провели коллеги из Комитета охраны общественного здоровья Минздрава РК, показала также нелицеприятную картину: ни общепит, ни остальная часть придорожной инфраструктуры требования по санитарной гигиене также не выдерживают. Согласитесь, это не совсем нормальная ситуация, – заявила в интервью Informburo.kz Дана Курмашева, заместитель председателя Комитета индустрии туризма МКС РК. – Дорожный сервис, кроме комфорта, подразумевает абсолютную безопасность, но пока этим мы похвастаться не можем. Надо решать эту проблему в самое ближайшее время".

Сервис придет на самые популярные направления

Все эти данные не просто иллюстрируют реальное положение дел, но и ставят под сомнение целесообразность введения платных дорог. Клиент, заплативший за качественную дорогу, должен получать и не менее качественный сервис. Но пока лишь можно говорить о какой-то имитации нового уровня дорожного сервиса на трассе Астана – Щучинск. На самой первой платной дороге республики на всём протяжении расположено 26 АЗС, кафе и кемпингов.

Что получат клиенты трёх новых платных дорог Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай, Алматы – Хоргос – большой вопрос. Платными эти направления станут уже в конце этого года, а новый сервис подвезут, вероятно, чуть позже.


Комплекс компании "КазМунайГаз" в Щучинске

Комплекс компании "КазМунайГаз" в Щучинске / Фото сайта shuchinsk.vsetke.kz


Однако, как заявили в нацкомпании "КазАвтоЖол", государство не намерено пускать дело на самотёк. Известно, к примеру, что осенью будет приватизирована главная сервисная компания республиканских дорог – РГП "КазахАвтоДор". Компания, организованная почти два десятка лет назад, не справлялась с обязанностями, регулярно просила денег и даже фигурировала в скандалах. Однако и новая обслуживающая компания не сможет административно влиять на дорожный сервис.

"Ответственность за исполнение национального стандарта лежит полностью на органах исполнительной власти на местах, НК "КазАвтоЖол" не может прийти на конкретный участок дороги, надавить и сказать: сносите эти кафе, убирайте этот туалет и стройте всё заново, необходимо находить с бизнесом общий язык, стимулировать его. Страна давно поменялась, у клиентов давно повысились требования, маленькая чайхана у дороги с мангалом – это уже дикий сервис. Сегодня утверждена схема размещения 260 новых объектов с учётом требований национального стандарта, – отметил в интервью Бек Адам, начальник отдела по развитию придорожного сервиса НК "КазАвтоЖол". – Эти объекты, что важно, будут расположены в ключевых туристических точках Казахстана. То есть сервис придёт на самые популярные направления, к туристам, паломникам, отдыхающим".

Туристы наше всё?

Акцент на туристов в первую очередь сделан сознательно. В год ЭКСПО-2017 официальным властям пришлось выслушать много критики по поводу развития именно этой сферы. Казахстанцы, выезжающие за рубеж, тоже могут легко подтвердить, что в любой популярной туристической стране придорожный сервис развит на высоком уровне.

Некачественный сервис, заоблачные ценники, нежелание вкладываться в инфраструктуру – пожалуй, это основные причины, почему почти 10 миллионов казахстанцев ежегодно уезжают отдыхать и пополнять казну других государств.

Вклад туризма в ВВП Казахстана по итогам 2016 года составил 0,8%, благодаря ЭКСПО-2017 эта цифра вырастет. Но неизвестно, достигнет ли этот показатель отметки в 8% в 2025 году.

Ещё больше вопросов вызывает эффективность создания очередной нацкомпании – "Казахтуризм". У неё уже есть бюджет, но нет руководства. Хотя задача поставлена амбициозная – создать и продвигать национальный бренд Казахстана.

"Мы предлагаем сосредоточиться хотя бы первоначально на сервисе. Даже вокруг известных сакральных наших мест пока нет должного уровня комфорта, речь идёт и о южных регионах, и о востоке республики, и об озере Алаколь, очень много туристических зон попадают в программу создания нормального дорожного сервиса. Выбраны места расположения 260 объектов дорожного сервиса не только с учётом необходимости, но и с точки зрения привлекательности для бизнеса. В этих местах клиенты есть и в будущем их будет только больше", – уверена заместитель председателя Комитета индустрии туризма МКС РК Дана Курмашева.

Появится отраслевая ассоциация

Также государственные органы столкнулись с тем, что им не с кем физически вести полномасштабные переговоры. Нацкомпания "КазАвтоЖол" намерена способствовать созданию отраслевой ассоциации придорожного бизнеса. Пока речь идёт не о сотнях бизнесмненов и компаний, а о десятках.

"Такая ассоциация нужна, нужны те, с кем можно будет вести переговоры, кто будет защищать интересы таких компаний на уровне республики. Отдельным игрокам, малым и средним предпринимателям порой очень сложно добиться выдачи каких-то разрешительных документов, согласования эскизов объектов с органами исполнительной власти. "КазАвтоЖол" этого делать не должен, у нас как у государственной компании другая задача, – уверен Бек Адам, начальник отдела по развитию придорожного сервиса НК "КазАвтоЖол". – Однако сейчас в стране более 2 тысяч таких кафе, отелей, кемпингов, СТО, там работают 25 тысяч человек, их интересы должны быть защищены. К тому же мы надеемся, что придут на этот рынок и новые игроки".

Стоит отметить, что казахстанский стандарт дорожного сервиса менее жёсткий, чем европейский. "КазМунайГаз", агрессивно продвигая в своё время сеть АЗС румынской "дочки" в лице компании Rompetrol в странах ЕС, сделал эти станции одними из лучших в регионе по уровню сервиса.


АЗС Rompetrol - один из лучших в ЕС по оснащению

АЗС Rompetrol - одни из лучших в ЕС по оснащению / Фото сайта color-metal.ro


Конечно, вряд ли частный бизнес будет так инвестировать и строить на казахстанских дорогах с низким трафиком и загруженностью дворцы вместо АЗС, но современный сервис на дорогах страны должен наконец появиться.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров