Прямой эфир Новости спорта

Понты - вот, что важно! На что сделают ставку, чтобы поднять в Казахстане лёгкую промышленность

Фото: informburo.kz
Фото: informburo.kz
На отечественных производителей лёгкой промышленности приходится мизерная доля рынка страны, но это может измениться и совсем скоро.

Знаменитые лабутены и восхитительные штаны, пусть даже совсем не известных, но зарубежных брендов, казахстанцы носят куда охотнее, чем отечественные. Несмотря на все старания, производители лёгкой промышленности Казахстана отвоевать себе больше 5% доли рынка в собственной же стране пока не могут. Одевают, обувают, вытирают полотенцами после душа и укладывают в свою постель наших граждан иностранцы. И делают это, по словам отечественных производителей, не всегда честно.

"Иностранные компании, выходя на наш рынок, да на любой рынок – российский, белорусский, куда угодно – ведут очень агрессивную экспортную политику, демпингуют", – пожаловалась исполнительный директор Союза производителей лёгкой промышленности РК Наталья Кузнецова.


Детская шапка казахстанского производства.

Детская шапка казахстанского производства / Фото: informburo.kz


Продавать дорогие товары по ценам ниже рыночных – приём запрещённый, но весьма эффективный. Поэтому сколько бы ни наказывали недобросовестных торгашей, они всё равно раз за разом берутся за своё.

"Демпинг выявить очень просто: любая незначительная проверка укажет на этот факт, если он имеется. Но вы поймите, недобросовестного торговца поймали, товар отобрали, даже если оштрафовали на большую сумму, – он свой лоток собрал, отошёл, через 200 метров поставил и опять торгует чем-нибудь по 100 тенге. Да он за день заработает потерянные деньги", – добавляет она.

Проблемы отечественных производителей лёгкой промышленности экспертное сообщество обсудило за круглым столом в Астане. Решить многие из них представители Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" предлагают с помощью "Индустриального сертификата".

"Это документ, который подтверждает наличие у заявителя, производителя технических ресурсов, наличие возможности производить товар в объёме, которые он сам непосредственно заявляет", – рассказал в своём презентационном докладе эксперт департамента обрабатывающей промышленности НПП "Атамекен" Дмитрий Зверев.


Круглый стол, посвящённый развитию предприятий лёгкой промышленности.

Круглый стол, посвящённый развитию предприятий лёгкой промышленности / Фото: informburo.kz


Новый проект НПП, по его словам, с одной стороны, позволит "Атамекену" увидеть слабые стороны отечественных производителей и помочь им их устранить. С другой, сертификат нового образца – это шаг к внедрению единой системы государственных закупок, о которой в своём Послании недавно говорил Президент.

Обнародовав свои технические и производственные возможности, производители смогут претендовать на участие в тендерах, минуя всех возможных посредников. А чтобы эти данные были действительно достоверными, и нацкомпании, объявляющие тендеры, не рисковали остаться без заказов, планируется предусмотреть уголовную ответственность для экспертов, делающих заключение.

"Мы предусматриваем, что ответственность будет уголовной. Все мы понимаем, что это государственные деньги выделяются на закупку товаров. Таким образом, мы намерены дисциплинировать экспертов, чтобы не было даже мысли о фальсификации", – пояснил представитель Нацпалаты.

Будет ли этот сертификат платным или нет и на какой срок его можно будет получить, пока незвестно. Проект в пилотном режиме планируется запустить не раньше апреля-мая 2017 года. Известно лишь, что участие в нём предусматривается исключительно в добровольном порядке.


Швейный цех в индустриальном парке СЭЗ "Астана-Новый город"

Швейный цех в индустриальном парке СЭЗ "Астана – Новый город" / Фото: informburo.kz


Вместе с тем некоторые производители уже готовы сертифицировать свои предприятия. Директор южноказахстанского комбината по производству постельного белья Гульнара Садыкбекова говорит, что активно участвовала в обсуждениях при разработке проекта "Индустриальный сертификат" и уверена, что благодаря ему можно будет решить проблему и с демпингом, и с посредниками. Однако, по её словам, не меньше проблем из-за размытых условий техрегламентов в госзаказах.

"Очень важно чётко регламентировать, каким должен быть заказ. Должно быть чётко прописано, что собой представляет ткань, из какой пряжи, какой краситель нужен, какой вес, какие требования к истиранию? В одном заказе получается такая бурда: это может быть и ситец, и сатин, и бязь, и лён. Это всё приводит в замешательство", – рассказала корреспонденту informburo.kz директор ТОО Azala Textile Гульнара Садыкбекова.

На подмогу отечественным бизнесменам пришли и представители "Лиги потребителей Казахстана". Ассоциация прямо во время круглого стола подписала меморандум о сотрудничестве с Союзом производителей продукции лёгкой промышленности.

"Я считаю, что заключив договор мы получим много информации, которая в конечном итоге потребителей наших сделает более защищёнными. То есть крайне важно понимать чем одно производство отличается от другого: какие технологии используются, какие ткани, фурнитура", – прокомментировала председатель правления ассоциации "Лига потребителей Казахстана" Светлана Романовская.


Светлана Романовская - председатель Лиги потребителей Казахстана

Светлана Романовская – председатель "Лиги потребителей Казахстана" / Фото: informburo.kz


Производителям же это сотрудничество, по её словам, поможет лучше узнать потребности рынка. Рассуждая на тему о том, за что готов платить покупатель, Романовская вспомнила об особенностях нашей ментальности и поддержала других выступающих в том, что отечественным производителям просто необходимо работать на своё имя, создавая узнаваемый бренд. Старый проверенный принцип "понты дороже денег" ещё никого не подводил, уверена она.

"Мы же с понтами. Вы что, в Казахстане понты – это же самое важное!" – подчеркнула председатель ассоциации, говоря о том, что за узнаваемый бренд покупатели готовы платить сколько угодно.

Лёгкая промышленность для бизнесменов – лакомый кусок, на него приходится почти половина всех непродовольственных товаров народного потребления, и если казахстанским производителям получиться отвоевать её полностью, то их общих годовой доход может составить свыше 900 миллиардов тенге. Пока же они получают лишь 45 миллиардов или 5%. Остальным лакомятся иностранные производители.

Новости партнеров