Волна критики почти размыла самое важное, что есть в дистанционном обучении. Хотим мы того или нет, но новая образовательная форма совершенно изменила принцип получения знаний. Вот поэтому мы рассказываем о том, какие горизонты оно открывает для обычных учителей прямо сейчас. А шпаргалкой для нас стал Манифест о цифровой образовательной среде, который поможет объяснить принципы эффективного преподавания онлайн.
Informburo.kz публикует материал "Перемена.медиа".
Учителя стали супергероями
|
Камила Башарова, руководитель Центра по выявлению и развитию детей и молодёжи КФ "Академия Елбасы", эксперт по работе с одарёнными детьми |
Ситуация карантина показала фактический статус-кво образования в Казахстане. Школы с сильным кадровым составом быстро сориентировались. А кто может в нынешнее время позволить себе сильный кадровый состав? Те, у кого есть возможность платить больше, чем остальные.
Несмотря на то что вопрос не о трудностях, а о возможностях дистанционного обучения, не могу не упомянуть о возросшей нагрузке на учителей. Мы всё это видим и в жизни, и в соцсетях, и в шутках-мемах. Проблема в том, что формат дистанционного обучения не предполагает обучения такому же объёму знаний, который заложен в государственном стандарте образования.
Читайте также: "Впечатления у ребёнка фантастические". Как прошёл пробный онлайн-урок в Казахстане
Увеличивается роль самообучения и самодисциплины школьников. Чтобы хоть как-то снизить такой объём работы, нужно как можно быстрее автоматизировать обратную связь и контроль над усвоением знаний. Понятно, что наши педагоги – это те герои, которые бросаются с деревянной гранатой на танки и будут выполнять любую поставленную задачу, независимо от того, есть ли условия. Но готовы ли они её решать? В этом и сила, и слабость наших людей.
Убираем двойные листочки
|
Салман Хан – самый известный онлайн-учитель в мире. Его карьера началась случайно: он записал для своих племянниц видеоуроки по математике, которые стали популярными. Позже Салман Хан основал платформу для дистанционного обучения Khan Academy. |
В цифровой среде должны быть заложены возможности для проявления инициативы, создано творческое пространство ученика. Пример проявления инициативы – взаимообучение, индивидуальное или совместное творчество – мозговые штурмы, проектное обучение.
Задания должны быть ориентированы на синтез полученной информации, перенос освоенной логики на другие дисциплины или использование знаний из разных областей для получения нового знания. Механическое повторение в этом случае недопустимо.
Ходить в кружок в другой город
|
Ардак Бердибеков, исследователь образования, автор Карты рынка образования Казахстана–2020 |
Мы недавно подсчитали, что в Казахстане более 9 тысяч образовательных центров. Карантин их, по сути, парализовал. Но если у школ и вузов есть курирующее министерство, которое задаёт направление, то частные центры остались сами по себе. Эти игроки вынуждены самостоятельно решать проблемы: как перейти в онлайн, где искать клиентов, какие цифровые решения нужны. Однако кризис всем дал примерно равные стартовые условия и придал импульс к развитию.
Когда бы ещё небольшой центр начал выстраивать стратегию и план Б? Зато теперь частные центры активно привлекают сильных репетиторов из других городов, ведь в онлайне границ нет. А значит, и дети, находясь в Алматы, могут посещать кружок где-нибудь в Актобе. Такое масштабирование бизнеса и увеличение контента – большой плюс для всей отрасли.
Образовательные программы станут круче блокбастеров
В цифровой среде конкурентами образовательных проектов становятся не только другие онлайн-курсы, но и музеи, игры, сериалы, социальные сети и просто любые открытые сайты и приложения. В этих условиях особенно важно брать на вооружение те же инструменты, что и конкуренты, тех же специалистов.
Читайте также: Тонны продуктов и сотни миллионов тенге остались в школах. Что с ними делать?
Появляется понятие образовательного сценария: при разработке образовательных ресурсов нужно учитывать последовательности перемещения по их модулям, сессиям и разделам. Мы верим, что в будущем образовательные онлайн-программы могут сформировать новый самостоятельный жанр, со своими поклонниками, колоссальными бюджетами и "голливудскими" учителями в главных ролях.
Учителя могут активно использовать готовые сценарии: курсы, лекции, подборки для детей. Например, такие как Arzamas. Домашние задания могут включать игры и цифровое творчество.
Есть такая профессия – виртуальный учитель
Камила Башарова:И всё же дистанционное обучение для сильных учителей открывает огромные возможности. Во-первых, педагоги узнали о прекрасных онлайн-платформах, их функционале, удобстве и доступности в работе. Я сама для себя открыла столько интересных и удобных сервисов, о которых и не слышала. Помимо уже известных продуктов Zoom, Google Classroom, Microsoft Teams есть, например, платформа СК-12. Нереально удобный сервис, позволяющий каждому учителю конструировать свой авторский учебник, причём в разных вариациях. И таких удобств – куча.
Читайте также: Как с пользой развлечь ребёнка во время карантина? 10 практичных советов для родителей
Во-вторых, дистанционное образование существенно расширило рынок услуг для сильных педагогов. Например, моя любимая Академия наук для детей GKB уже давно достаточно успешно осуществляет подготовку к олимпиадам или поступлению в лучшие школы страны онлайн. В частности, у них уже есть сильные олимпийцы из других городов Казахстана, которые были подготовлены не только к республиканским, но и к международным олимпиадам в дистанционном формате.
Точно так же любой учитель теперь может не ограничиваться местом своего географического нахождения, а формировать свой класс (группу) по всему миру, опять же применяя самые удобные современные сервисы. Это возможность дополнительного заработка, да и вообще финансовой независимости от своей школы, администрации или излишней бюрократии и бумаготворчества. У хорошего специалиста, в том числе у хорошего учителя должен быть способ капитализации своих знаний, навыков и умений, позволяющий ему иметь достойную оплату качественного труда.
Это выгодно и для родителей, ведь у них появится уникальный шанс "отправить" ребёнка к лучшим учителям.
|
Павел Виктор – учитель физики из Одессы, один из самых известных дистанционных учителей. Его лекции в YouTube набрали более 22 млн просмотров. В 2009 году он стал "Учителем года" в Украине и тогда же начал вести онлайн-уроки для своих учеников в Skype |
Технологии, которые уже повлияли на то, как мы общаемся, работаем, путешествуем, занимаемся спортом, неизбежно влияют на то, как мы учимся. Образовательное содержание может доставляться через множество устройств и платформ, связанных друг с другом. Можно получить задание от учителя на одной платформе, обсудить его в социальной сети, задать вопросы по почте, подготовиться к экзамену в приложении, получить онлайн-сертификат и положить его в электронное портфолио к другим знакам отличия из кружков, секций или курсов повышения квалификации.
Учителя могут пользоваться LMS – специальными платформами для контроля обучения. Это удобно, когда у вас десятки или сотни учеников. В режиме онлайн платформа отображает прогресс каждого ученика: где есть пробелы, какие темы освоены, какие задания выполнены.
Учитель от блога
Ардак Бердибеков:
Учителям, которые хотят создать свой авторский курс, я рекомендую начать с мониторинга площадок, где они смогут продавать его. Например, на сайтах Repetitor.kz или Buki.kz. Даже если все педагоги массово начнут там размещаться, у вас будут высокие шансы быть замеченным и зарабатывать. Но для этого важно раскручивать свой личный бренд в социальных сетях. Создавать контент о своей работе, предмете. Это правило бизнеса: чтобы продавать что-то, нужно работать над своей репутацией. А дальше личный бренд (имя) будет напрямую влиять на количество пользователей.
Читайте также: Дистанционное обучение школьников. Ответы министра на часто задаваемые вопросы
Помимо площадки и репутации я бы посоветовал учителям снимать видеоуроки в креативной форме. Так, чтобы детям было интересно смотреть и их внимание фокусировалось на лекции. Тестируйте разные форматы, длительность, соцсети. Даже Tik Tok или Instagram могут стать местом, где вас ждёт аудитория.
Станут ли учителя миллионерами?
Камила Башарова:
Наверняка у нас появятся сайты вроде Booking.com, где вместо отелей пользователи будут выбирать учителя под индивидуальный запрос. Такие инструменты дадут педагогу возможность заявить о себе как о профессионале не только в своём городе, но и в страновом или даже международном масштабе.Итак, если учителя хотят эффективнее монетизировать своё мастерство, им стоит позаботиться о своем цифровом портфолио. Необходимо будет работать над своим онлайн-рейтингом, получать положительные отзывы, развивать IT-навыки.
Игропедагог – и такие тоже будут учителя
Цифровая среда позволит учителям ориентироваться в новых образовательных возможностях, встраивать интерактивный контент, мобильные игры в уроки или, наоборот, собирать из разрозненных инструментов курсы, создавать и публиковать свои учебные материалы.
Читайте также: СОР, СОЧ и итоговая аттестация. Как школьники будут сдавать экзамены во время карантина
Например, можно будет коллективно создавать учебные сценарии, клонировать их в любых форматах, изменять под себя, комментировать. Если ресурс будет доступен не только учителям одного университета/школы, но и сотрудникам других образовательных институтов, это будет основой для повышения качества учебных материалов и образовательного процесса в целом.
Игра Minecraft имеет отдельное образовательное направление и предлагает учителям готовые сценарии занятий. Это позволит детям, например, строить в игре копию Тадж Махала или Лувра, заодно изучая теоретический материал по этой теме.