Прямой эфир Новости спорта

Почему в США внедряют маркировку для космических программ, а в РК – для безалкогольных напитков

Фото Imformburo.kz
Фото Imformburo.kz
Бизнес – Кабмину: кому выгодна маркировка товаров в ЕАЭС и насколько подорожает продукция после её внедрения.

На прошлой неделе несколько отраслевых ассоциаций пищевой промышленности направили обращение в адрес премьер-министра Олжаса Бектенова. Они в который раз выступили против введения обязательной маркировки молочной продукции, упакованной воды, сахаросодержащих напитков, пива, алкогольной продукции, а также растительного масла, на чём вновь настаивает правительство.

По мнению представителей пищевой отрасли, обязательная маркировка станет серьёзным барьером для отечественного бизнеса и нивелирует все ранее предпринятые усилия по устранению препятствий.

Авторы обращения считают, что введение дополнительных обязательств в условиях нестабильной геополитической ситуации противоречит интересам и бизнеса, и государства, и потребителей. Представители ассоциаций рассказали Informburo.kz, почему вновь и с какими вопросами они выступили в обращении.

Отсутствие маркировки как экономическое преимущество

Напомним, вопросы о маркировке нескольких групп товаров в рамках Соглашения стран – участниц ЕАЭС поднимались начиная с 2018 года неоднократно. И каждый раз встречают сопротивление бизнеса.

Казахстан не обязан вводить маркировку и может встроиться в систему поставок ЕАЭС без маркировки при взаимодействии с конечными потребителями, считает исполнительный директор ОЮЛ "Ассоциация прямых продаж Казахстана" Анастасия Калашникова.

"Маркировка КИЗ (контрольно-идентификационный знак. – Ред.) – это сложная надстройка, которая дорого обойдётся экономике Казахстана. В конечном итоге расходы на внедрение, поддержание системы маркировки в компании (IT, персонал, обслуживающий систему маркировки) лягут на плечи потребителя в виде увеличения стоимости товара", – отметила Анастасия Калашникова.

Введение маркировки указывает на то, что все ранее введённые за счёт налогоплательщика контролирующие инициативы не достигают поставленных задач, то есть государство фактически говорит "деньги уже потрачены зря". Более того, маркировка ставит отечественных предпринимателей в менее выгодные условия с продукцией стран-конкурентов, где эта мера отсутствует.

По словам Калашниковой, любое дополнительное требование затрудняет выход новых компаний на рынок, делая такой выход сложнее и дороже. И любые ограничения в конечном итоге не содействуют развитию экономики страны.

Пилотный проект по маркировке молочной продукции, проведённый в РК, показал рост себестоимости продукции на 29% только на стадии производства.

Несмотря на ввод маркировки табачной продукции, нелегальный оборот табачных изделий растёт. Согласно результатам исследования агентства NielsenIQ, объём теневого оборота сигарет в Казахстане достиг 9,1% в 2023 году (теневой оборот сигарет в Казахстане в 2021 и 2022 годах составлял 3,3 и 6,3% соответственно.

"Поэтому я считаю, что отсутствие маркировки в Казахстане станет нашим экономическим преимуществом уже в ближайшее время. А вот по данным операторов маркировки (выгодоприобретателей от внедрения системы), происходит рост регистрируемой продукции после ввода требований. Однако, например, результаты маркировки категории "обувь" могут оказаться искажёнными из-за приобретения предпринимателями кодов маркировки по упрощённой системе и не будут сохраняться в долгосрочной перспективе", – заметила Анастасия Калашникова.

Исследования результатов от введения маркировки в странах – участницах ЕАЭС уже сейчас показывают, что это не решает поставленных задач. Однако, несмотря на множество исследований, проведённых в России и Казахстане, маркировку на территории ЕАЭС продолжают продвигать. Участники рынка и независимые эксперты считают, что это связано с колоссальными доходами частных операторов маркировки.

Руководитель ассоциации прямых продаж уверена, что в настоящее время для Казахстана будет выгоднее понаблюдать, оценить реальные последствия инициативы и найти выгоды от тотальной маркировки товаров в России и Беларуси. Внедрение маркировки возможно только после системной, беспристрастной оценки реальных выгод.

От благой цели до монетизации

Президент Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Алия Мамытбаева также настаивает на том, что предлагаемая система маркировки не обеспечит заявленные цели – законность оборота товаров, добросовестная конкурентная среда для ведения бизнеса, защита прав потребителей, стимулирование производства и реализации качественной и безопасной продукции.

По её мнению, маркировка создаёт почву для коррупции, расширения контрафактной и поддельной продукции там, где этого не было ранее.

"Во-первых, для введения маркировки необходимо точно понимать характер и размер нелегального рынка. Например, в сфере производства и реализации безалкогольных напитков, соков и бутилированной воды нелегальный оборот находится на уровне статпогрешности, стремясь к нулю, так как оборот продукции осуществляется в рамках организованной торговли. Производство напитков локализировано внутри страны, более 90% объёма рынка приходится на внутреннее производство, экспорт составляет всего 6%", – озвучила цифры по рынку Алия Мамытбаева.

При этом контрафакт и фальсификация безалкогольных напитков экономически нецелесообразны, так как продукция относится к товарам, характеризующимся низкой стоимостью, коротким сроком годности и сезонностью.

Согласно глобальным отчётам, во всём мире безалкогольные напитки и бутилированная вода – это продукты, которым свойственен процесс коммодитизации, когда в сознании покупателя размывается ценность товарных марок, нет привязанности потребителя к определённым брендам. Это означает, что брендированная бутилированная вода или безалкогольные напитки по цене не отличаются от небрендированных,

"Это рынок низких цен. Изготовители известных брендов зарабатывают не на стоимости торговой марки, а на объёмах продукции. Контрафакт может в небольшом количестве присутствовать в сегменте бутилированной воды, а именно – природной минеральной воды, в части незаконного использования товарных знаков или ссылок. В основном этому подвержена вода из реестра наименований места происхождения товара. Детали и манипулирование с наименованием товара настолько тонкое, что избавиться от этого можно только после целой серии судов", – добавила Мамытбаева.

Во-вторых, маркировка – это ещё и громадные единовременные расходы. Согласно фактическим данным, стоимость единовременных инвестиций только в оборудование (на одну линию) составит 35–60 млн тенге. А на производственных предприятиях в среднем работают от двух-трёх до 12 линий. Несложно подсчитать, во сколько это выльется одной компании. И это не все расходы, с которыми придётся столкнуться производителям. Бизнесу придётся вложиться в интеграторов с большим опытом работы, появятся расходы, связанные с типографией.

В-третьих, отсутствие технологической возможности. Оборудование по маркировке, стикеры с кодами не производят в Казахстане. Из-за высоких требований к качеству стикеров и кодов казахстанцы вынуждены заказывать их в топовых типографиях России. Это изначально ставит казахстанских предпринимателей в зависимость от российских типографий. Наконец, в Казахстане отсутствует повсеместный и бесперебойный интернет, что ставит под вопрос введение маркировки на всей территории Казахстана.

В-четвёртых, маркировка неэффективна без системы таможенного контроля, которая в Казахстане работает неадекватно.

"Отмечу, что предлагаемый формат тотальной, обязательной и ускоренной маркировки на все виды товаров – это российский формат, который стал распространяться в рамках Евразийского экономического сообщества. То, что в мировой практике применялось для отдельных групп товаров, например, для алкогольной продукции, представляющей риски для здоровья людей, в рамках ЕАЭС превратилось в необходимость тотальной маркировки, так как на этом можно зарабатывать", – добавила Алия Мамытбаева.

Спикер согласна с российскими производителями, которые отмечали, что процесс маркировки в сложившемся формате из благой цели превратился в процесс монетизации, так как появившийся в процессе внедрения системы маркировки "криптохвост" не несёт никакой смысловой нагрузки, кроме монетизации.

По мнению Алии Мамытбаевой, маркировка приведёт к монополизации рынка безалкогольных напитков. Многим компаниям придётся брать кредиты, отказываться от программ модернизации. Значительная часть компаний столкнётся с экономическими трудностями. Маркировка негативно отразится на конкурентоспособности казахстанских производителей и приведёт к заполнению казахстанского рынка напитками из стран ЕАЭС.

Маркировка приведёт к снижению производительности труда, так как масштабы перестройки всех производственных процессов в результате её введения будут значительными. Спикер указала и на сложность в эксплуатации основного оборудования, что приведёт к снижению производительности до 30%.

О мировом опыте и вопросах к Кабмину

По данным экспертов, в США похожую маркировку внедрили лишь в системе снабжения космических программ Пентагона из-за повышенных требований к безопасности и высокой стоимости комплектующих.

В странах ЕС также существует система акцизного контроля и управления (EMCS) в качестве инструмента борьбы с мошенничеством для отслеживания отдельных операций по подакцизным товарам внутри Евросоюза, например, алкогольной продукции. Это потребовало значительных затрат (35 млн евро было выделено на это в 2003 году). Система начала функционировать в полном объёме только с начала 2012 года. В ЕС посчитали нецелесообразным вводить новые законодательные изменения, пока эти инициативы не вступили в силу.

Мировой опыт показывает, что у работающих систем остаются проблемы, связанные с высоким риском подделки этикеток, повторного использования маркированной упаковки, наблюдается ограничение импорта/экспорта из-за разницы маркировки, период ограниченной эффективности (в течение двух-трёх лет изобретаются методы подделки этикеток).

Эксперты не понимают, кто и зачем предоставляет искажённую информацию Кабмину о затратах на оборудование, уровне нелегального оборота в отрасли тех же безалкогольных напитков.

Расчёты и выводы по индустрии безалкогольных напитков представлялись в 2022 году в ходе рассмотрения итогов пилота по сахаросодержащим напиткам и бутилированной воде, когда был сделан вывод о нецелесообразности введения обязательной маркировки на указанные виды напитков, напомнили собеседницы. По их словам, единовременные затраты на оборудование огромны и приведут к резкому сокращению прежде всего МСБ. Эти выводы уместны для всей пищевой индустрии.

Почему-то правительство отказывается от ранее принятых решений и вновь включило в список товаров, подлежащих обязательной маркировке, продукцию, по которой ранее было принято решение о нецелесообразности этого шага.

"Нет сомнений, что маркировка по своей сути – это дополнительный налог с потребителей, переданный в предпринимательскую среду через механизм государственно-частного партнёрства. Нет сомнений и в том, что продвигаемый формат тотальной маркировки приведёт к откату пищевой индустрии по многим категориям в угоду соседних стран, с производителями которых у казахстанцев очень высокая конкуренция. И наконец, напрашиваются вопросы. Почему при участии государства вводятся инициативы, которые ведут к системному ухудшению казахстанской пищевой индустрии? Где декларируемая правительством поддержка отечественного бизнеса и особенно поддержка МСБ?" – резюмировали доводы авторы обращения к казахстанскому премьеру.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров