В ходе онлайн-конференции эксперты рассмотрели проблему некорректного поведения и превышения своих профессиональных полномочий со стороны учителей. В 2019 году в Казахстане был принят Закон "О статусе педагога" и соответствующие меры по сокращению трудовой нагрузки, в 2020 году министр образования подписал приказ, в рамках которого во всех регионах были созданы Советы по педагогической этике. Тем не менее этого недостаточно для предотвращения учительского буллинга, признают в Министерстве образования и науки РК.
"Ведётся работа в части правовой регламентации данного негативного феномена и планируется разработка правил профилактики буллинга среди несовершеннолетних, которые будут охватывать вопросы проявления буллинга в учительской среде", – сообщил главный эксперт Комитета по охране прав детей МОН РК Тимур Кастуганов.
Почему не работают законы и механизмы
В правилах педагогической этики есть следующая норма:
"Педагог уважает честь и достоинство ученика, родителя, людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними".
И если учитель нарушил установленную норму, можно обратиться в Совет по педагогической этике. Однако, как отметила педагог-психолог алматинской гимназии №21 Алёна Дмитриева, советы эти фактически не работают.
"Я провела неофициальный опрос среди знакомых в нескольких школах, и оказывается, ни родители, ни дети, ни сами педагоги не знают о существовании этих советов. Для того чтобы эти советы работали, нужно о них рассказывать. Рассказывать о положениях этических правил", – сказала Алёна Дмитриева.
Учитель – не инструмент, а живой человек
Практикующий психолог и психоаналитически ориентированный психотерапевт Александр Скуртул в свою очередь отметил, что у нас понимание педагогической практики очень механичное, будто учитель – это инструмент, воздействующий на предмет.
"У нас не придают значения тому, какая личность и в каком состоянии приходит в педагогическую деятельность, каким образом справляется с тем, что с ней / с ним происходит. Но современное межличностное понимание усложнилось. Современные подростки чувствительны и уязвимы, и к ним нужен тонкий подход", – отметил он.
Эксперт добавил, что некачественному выстраиванию отношений педагога с учениками может способствовать множество факторов, и в первую очередь психоэмоциональное состояние самого учителя.
"Учитель не просто инструмент, это живой человек", – подчеркнул психолог.
Александр Скуртул отметил, что психологические, биографические и генетические факторы будущего преподавателя нужно учитывать не только при приёме на работу, а ещё при поступлении в педагогический вуз.
"Есть текущий негативной фактор – ежедневная психоэмоциональная нагрузка при проведении уроков, стресс в связи с оцениванием педагогического процесса. На учителях самая большая ответственность – их оценивают и дети, и родители, и администрация. Эти факторы влияют на профессиональную детальность. Да, есть законы и правила, но они не могут позволить регулировать человеку своё психоэмоциональное состояние", – сказал эксперт.
В связи с этим у него есть три предложения по модернизации подготовки специалистов и организации их последующей практической деятельности:
- Обеспечить педагогам специализированную помощь для поддержания собственной психогигиены. Для этого необходимо разработать и внедрить систематические мероприятия по поддержанию ментального здоровья и равновесия учителей.
- Расширить административный штат учебных заведений должностями специалистов по психоэмоциональному взаимодействию, воспитанию и профилактике конфликтов.
- Повышать культуру и статус учителя.
Детей нужно учить защищать свои права
Зарина Джумагулова, тренер по детской безопасности, автор и ведущая курса "Антибуллинг" отметила, что в нашем обществе насилие "во благо" воспринимается как норма. У родителей в приоритете – знания, развитию личности не придаётся такого же значения.
"Я часто наблюдаю в адрес учителя замечания: с моим пожёстче, главное, чтобы учился. В пирамиде человеческих потребностей чувство безопасности первично, это базовая потребность любого человека. Что мы имеем по факту? Ребёнок боится оценок, учителя, агрессивных одноклассников. При этом от ребёнка ожидают проявления лучших качеств и талантов. Раскрытие потенциала возможно только в условиях безопасности", – сказала Зарина Джумагулова.
Она отметила, что у детей часто отбирают право на ошибку и за успеваемостью не видят человеческой личности. Поэтому вешаются ярлыки, стигмы, обидные клички. Сами учителя провоцируют буллинг.
"Твёрдые личные границы – залог безопасности ребёнка. Детям нужна тренировка защиты личных границ. Как можно позволять себя унижать, не выпускать в туалет, водить по классам и стыдить. Дети не умеют защищать своё достоинство и чаще всего сами родители не способны это продемонстрировать. Подготовка ребёнка к школе сводится к "развивашкам", в итоге дети месяцами и годами скрывают буллинг, пока дело не дойдёт до критической черты", – отметила эксперт.
Она сообщила, что за пять лет обучения на курсе "Антибуллинг" она знает только два кейса, когда родители смогли отстоять права своего ребёнка.
"В остальных случаях я наблюдаю конформизм, адаптацию, переход в другую школу без озвучивания фактов нарушения прав ребёнка", – подчеркнула эксперт.
В связи с этим она предложила организовать инструмент поддержки родителей, чьи дети подвергаются буллингу.
Читайте также:
- Кибербуллинг – реальная проблема или повод для ужесточения цензуры
- 7 признаков того, что вашего ребёнка травят в школе
- В мажилисе предложили ввести ответственность за травлю детей
-
1🎶 Как интересно провести выходные 2 и 3 ноября в Алматы и Астане
- 3680
- 0
- 3
-
2‼️Наводнение в Испании: число погибших выросло до 158
- 2696
- 1
- 31
-
3❔ Летать и ездить с цифровыми документами. Что изменится в Казахстане в ноябре 2024 года
- 2413
- 3
- 16
-
4⚡️В суде Астаны рассматривают иск журналистов против Минкультуры по правилам аккредитации
- 2413
- 2
- 19
-
5☄️Авария на шахте имени Костенко: Генпрокуратура обнародовала имена подозреваемых
- 2441
- 0
- 6
-
6🌡Прогноз погоды на 1 ноября: штормовое предупреждение из-за гололедицы объявили в восьми регионах страны
- 2474
- 0
- 6
-
7🌪 Самый мощный за последние 30 лет: супертайфун Конг-Рей обрушился на Тайвань
- 2317
- 1
- 15
-
8❔ АЭС, нефть и логистика: о чём говорил Токаев на встрече с иностранными инвесторами
- 2319
- 0
- 32
-
9💊 Вывозили на Запад под видом витаминов: контрабандистов анаболиков задержали в Алматы
- 2380
- 0
- 11
-
10🤑 Как изменился курс доллара к тенге на бирже 31 октября
- 2321
- 0
- 4