Алматинские любители рока до сих пор вспоминают "Нашествие" десятилетней давности: тогда марафон русского рока длился три дня, а в южную столицу прибыл десант из самых популярных рок-музыкантов. И хотя в этот раз фестиваль сократили до одного дня и вроде бы облегчили себе задачу, "Нашествие" вышло сумбурным.
Организаторы выбились из графика аж на три с половиной часа и завершили концерт лишь в три утра. Благо, никто из гостей не требовал вернуть деньги за билет – одни героически ждали любимых музыкантов и терпели 40-минутные "дыры", другие просто уехали, так и не дождавшись хедлайнеров. Словом, хотели как лучше, а получилось - как всегда.
Особенных эксцессов вроде пьяных драк, к счастью, зафиксировано не было: служба охраны работала жёстко и не церемонилась ни с кем. "Э, кто там орёт?! Э? Успокой его, скажи, чтобы не орал, а то сейчас выкинем", - отдавал приказ по рации один из охранников. А то, что это рок-концерт и здесь принято выражать свои эмоции, этих людей с квадратными лицами не интересовало. В отношении прессы действия охранников были похожи на одну из карательных операций – периодически репортёров бесцеремонно выталкивали за пределы зоны, где можно было сделать нормальные снимки. Интересно, что именно в этот момент со сцены звучали призывы бороться за мир во всём мире. Местных музыкантов вообще выгнали из зоны, предназначенной для артистов, когда приехали россияне.
Звук имел потенцию, но кое-где не смог
Если казахстанцы выходили на сцену почти без саундчека, россиянам отдали больше времени. К примеру, группы "Кипелов" и ДДТ отстраивались на сцене по часу. "Звук потенцию имеет, будем работать", - сказал Шевчук на утренней пресс-конференции. Они и работали: техники крыли матом, а люди ждали. Слышны тексты песен были только у двух последних групп.
С одной стороны, жаловаться на звук - своего рода традиция. "Это типичная для фестивалей ситуация, даже на самом знаменитом музыкальном фестивале Великобритании – Гластонбери - звук не идеален, хотя и звукоинженеры у них намного опытнее, и технические возможности у них шире, - говорит informburo.kz солист казахстанской группы "Спутник" Евгений Гриднев. - Другое дело, что у них там за три дня проходит не 12, а больше сотни команд, и сцена не одна, а несколько".
"Звук всегда и везде оставляет желать лучшего, и как бы мы ни настраивались и чтобы мы ни делали, и сколько времени бы этому ни посвящали - хорошего звука нам не хватает, - делится впечатлениями с informburo.kz лидер команды BluesMotel Кирилл Говорухин. - На этот раз его не хватило вообще! У нас вылетали микрофоны, отключались мониторы, и это мешало. Хорошо, что публика оказалась к нам лояльной и поддерживала нас даже в эти моменты".
На "Нашествии" 2005 года группа BluesMotel была в числе начинающих и подающих надежды музыкантов. Сегодня, спустя 10 лет, их уже презентуют как ветеранов казахстанского рока. Ветераны не ветераны, а какой был тогда отличный звук, они хорошо помнят. "Тогда часть звукового оборудования привезли, кажется, из Ростова, работали российские звукоинженеры и специалисты нашего "Самат шоу техникс" – нам было очень комфортно работать на сцене". Впрочем, и тогда некоторые артисты капризничали. Земфира говорила, что звук её не устраивает и петь она не выйдет. После долгих уговоров вышла, спела. Словом, всё познается в сравнении.
По словам генерального продюсера компании Oneplusone, организовавшей фестиваль Даулета Алинова, в этот раз за саунд концерта отвечали аж пять компаний. Люди ночами не спали, но почему в результате не удалось добиться качества - непонятно. Одна из причин – отсутствие опыта в проведении масштабных фестивалей. Грандиозного "Нашествия" хватило только на один раз.
"У нас фестивали мороженого проходят чаще, чем крупные музыкальные мероприятия, - говорит лидер группы LampЫ Orchestra Виктор Ким. - Давайте проводить их чаще, давайте набираться опыта, ведь команд, готовых в этом участвовать у нас много".
"Технически качественно отстроить звук возможно даже при очень большой плотности выступающих команд, - говорит Кирилл Говорухин, фронтмен группы BluesMotel. – Когда я был на европейских фестивалях с участием таких команд, как Oasis, Radiohead, U2, Kasabian, в этом убедился лично. Я был поражён, увидев, что в 30-минутном перерыве между командами полностью меняли не только звуковое оборудование, но и свет, и даже декорации. И при этом каждая команда, выходящая на сцену, звучала потрясающе, как на пластинках. Понятно, что нам до западного стандарта далеко, но если хотя бы наши организаторы давали казахстанским командам время на достойный саундчек, и не отделяли бы казахстанский и российский блоки, дело пошло бы быстрее".
Суровые россияне и энергичные казахстанцы
Музыкальная программа "Нашествия" выглядела как минимум странно: российская часть программы мало сочеталась с казахстанской. Россияне привезли легенд русского рока - ДДТ и "Кипелова". А также мрачного "Дельфина", "тяжеловесов" в лице таких коллективов, как "Пилот" и Lumen, и альтернативную группу с харизматичной солисткой "Слот".
Музыканты от казахстанской стороны выглядели несколько иначе: драйвовые "Кукумбер" (Караганда), романтичные LampЫ Orchestra и забойный этнорок от группы "Алдаспан". BluesMotel играли инди-рок, Fugaws (Караганда) - что-то слегка напоминающее Radiohead. "Спутник", музыканты которой в шутку называют свой стиль то "fashion-blues", то "dirty grunge", также чётко держала курс на западную музыку.
"Честно говоря, в своём творчестве мы меньше всего ориентируемся на русский рок, - говорит солист казахстанской группы "Спутник" Евгений Гриднев.
- Мы всегда смотрим и будем смотреть на Запад. И если уж совсем откровенно, то я ненавижу русский рок. Считаю, что эта музыка подпортила мой музыкальный вкус.
Когда я должен был слушать "битлов", я слушал, к примеру, "Агату Кристи". Лишь повзрослев и научившись разбираться в музыке, я понял, что нужно было слушать первоисточник".
"Я не считаю, что играю рок, я играю электронную музыку, - говорит гитарист "Спутника", раннее известный как лидер знаменитой в Алматы группы "Молот ведьм" Данияр Разиев. Поэтому для меня рейв 90-х всегда был гораздо интереснее и круче, чем панк-культура 80-х".
По словам Данияра, много лет прожившего в Европе, рок – это уходящая фигура. На Западе рокеры давно превратились в субкультуру, и только на территории бывшего СССР рок всё так же популярен, пусть даже у многих музыкантов он потерял своё изначальное предназначение – быть культурой протеста.
"Сейчас даже хипстеры мне кажутся гораздо большими бунтарями, чем эти суровые парни с футболками с надписью "Iron Maiden", - смеётся Данияр. Вы спрашиваете, почему? А попробуйте закинуть какого-нибудь хипстера куда-нибудь в район Шанырака или подальше от Алматы - и увидите, что с ним будет.
- И проделайте то же самое с теми, кто собрался здесь сегодня – с ними не будет ничего, к ним даже придираться не будут".
Шевчук удивил новым инди-звучанием
Если одни хедлайнеры - музыканты группы "Кипелов" - продемонстрировали то, что от них ждали – старый добрый русский рок, то Юрий Юлианович всех удивил, спев песни из своего 21-го студийного альбома "Прозрачное". "Настоящий инди-рок в стиле Coldplay", - говорили музыкальные критики сразу после выхода релиза. Звучание ДДТ стало европейским. А новый альбом и вправду вышел "прозрачным" – песни: "Туман", "Этот город", "Музыкант", "Танцует солнце" получились красивыми и легкими для восприятия. "Не так уж плохо всё, не так уж скверно", - пел Шевчук припев одной из песен, как мантру. Стоя прямо под колонками, которые били в ухо, верилось в это с трудом.
Сегодня команда Шевчука - сплошь молодые люди лет 30-35. С недавних пор вместе с ним поёт солистка Алёна Романова, в прошлом исполнительница народных русских песен. "Конечно, не Надежда Кадышева, но тоже хорошая девушка, она споет вам "Ванюшу", - иронизировал Юрий Юлианович.
Интересно, что музыка Шевчука хоть и помолодела и стала звучать вроде бы модно, но лирика осталась фирменной - от ДДТ. Особенно запоминающимися были стихи в песне "Погром", которую музыкант исполнил как гимн мира. "Они взломали мой мозг, но ничего не нашли, мой мозг как вечный киоск - он далёк от земли", - пел Юрий Шевчук в одной строчке этой песни. "В моей нелепой башке был океан, но чтобы он не достался врагу, я вывернул в кран", - пел он в другой. "Зайди в моё сердце, там ещё тепло", - призывал он слушателей в припеве, и каждому хотелось тотчас же открыть и своё сердце тоже.
"Стихи к своим песням мы учились писать у Окуджавы, Высоцкого, Галича, - рассказывал Юрий Юлианович журналистам, а музыку пытались писать так, как это делали в Великобритании, Америке. Всё-таки рок как музыкальная форма придуман, к сожалению, не в Рязани.
- Современный рок имеет столько оттенков, что каждый выбирает то, что ему интересно", - заключил Юлианыч.
Спев полюбившиеся слушателям песни "Солнечный свет", "Свобода", "Мама, это рок-н-ролл", музыкант исполнил, наконец, свои суперхиты: "Последняя осень", "Просвистела", "Ветер", "Родина", "Это всё". На этом концерт и завершился.
Но добавим ещё пару моментов.
Рок-н-ролл против войны
В этом году особенно актуальны были антивоенные лозунги, о войне в Украине высказались почти все российские музыканты. "Я представлял себе 21 век по-другому, - говорит солист группы Lumen Рустем Булатов. - Мне 35 лет, и всю мою жизнь я слышу, что где-то идут локальные военные конфликты и люди решают проблемы при помощи оружия. Но как жаль, что война оказалась так близко".
Об антивоенной риторике Шевчука знают все. Когда на пресс-конференции заговорили о войне в Украине, организаторы хотели переключить внимание прессы. "Я против того, чтобы говорили только о позитиве, - сказал Юрий Юлианович. - Рок-н-ролл тем и отличается от остальной эстрады, что всегда говорит о проблемах бытия". Спросили Юрия Юлиановича о войне и военных и мы.
- За свою жизнь вы уже несколько раз участвовали в антивоенных кампаниях – это Чечня, Южная Осетия, Украина, вам по-прежнему Родина нравится, "пусть и не красавица"?..
- Ну, а как она может не нравиться? Я её по-прежнему люблю! Но, понимаете, Родина и государство - это разные вещи. Родину люблю, а вот наше правительство - не всегда.
- Ваш сын учился в кадетском училище, то есть на военного, вы не были против?
- Нет, не был. Парень отдал долг Родине, и это нормально. Отучился. Но военным не стал – программированием занимается, компьютерами. А военный – это великая профессия. Они защищают Родину… Главное, чтобы защищали, а не нападали на других...
Show must go on – пока не сведёт челюсть
Самой стильной выглядела программа у группы "Дельфин". Неплохие стихи, депрессивная музыка, отличное видеосопровождение и харизма солиста Андрея Лысикова были хоть и на любителя, но смотрелось всё очень достойно.
Илья Чёрт из группы "Пилот" пробовал, похоже, роль гуру – теперь он пьёт зеленый чай, жжёт на сцене сандаловые палочки и крестится перед выходом на сцену. Что делать со старой кличкой и напористой музыкой, пока непонятно. Но, кажется, у Ильи на этот счёт особая философия.
Если у Кипелова был традиционный шоу-набор рокера - тряска длинными волосами под рёв гитар, то 58-летний Юрий Юлианович всё же тряхнул стариной. Он спрыгнул со сцены и залез на забор – поближе к фанатам. "Мужик, слезай", - схватил его за штанину, один из охранников. Он стащил легенду русского рока обратно на землю.
Казахстанцы тоже не подкачали – этнорок-коллектив "Алдаспан" поэкспериментировали, спел на русском, карагандинский "Кукумбер", зажёг, несмотря на отвратительный звук. А участники группы "Спутник" пытались в конце выступления разбить гитары.
"Это что, дань уважения великим?.." - спрашивали журналисты у "спутников" . "Это просто дешёвый понт, - смеялся Данияр Разиев. - Мы играем на недорогих гитарах, поэтому можем хоть каждый концерт их разбивать". На сцене Данияр играл с такой отдачей, что после выступления у него свело челюсть: вывихнул подчелюстной сустав.
Отличная группа LampЫ Orchestra с шоу перестарались: они зажигали файеры и пригласили девушек гоу-гоу – одни танцовщицы размахивали флагами, другие изображали то ли фей, то ли ещё кого... Когда девчонки вернулись на сцену с головами огромных кукол, всё стало уж слишком сюрреалистичным. Зачем команде с хорошими песнями и талантливым солистом весь этот маскарад, непонятно.
"Мы ищем себя, напишите, этого больше не повторится, - переживает солист группы Виктор Ким. - Просто мы хотели запомниться людям, а entertainment-часть - это моя слабость, и потом, мы будем использовать это выступление для нашего видео". Сейчас музыканты готовят новый альбом. И обещают, это будет совсем другое, новое звучание.
А в завершение добавим пару светлых моментов. На этом "Нашествии" впервые, рокеры увидели полицию с человеческим лицом - полицейские помогли перебросить парня на инвалидной коляске через забор к главной сцене. Другому парню, тоже на коляске, но помладше, разрешили через рацию передать привет группе "Слот". Было приятно. И что самое интересное, публика с симпатией стала относиться к своим музыкантам. Если 10 лет назад на выступлении некоторых казахстанцев кричали "фу" и делали неприличные жесты, то на этом фестивали поддерживали их во всём. Кажется, мы на верном пути.
-
1🎄Новогодние скидки: билеты на поезда по выгодным ценам распродают в Казахстане
- 6251
- 1
- 6
-
2❓День потрачен впустую: кто виноват и что делать, если доставка задерживается
- 6255
- 3
- 20
-
3🟢 Роза Рымбаева и другие: алматинцев приглашают отметить 100-летие Сагадата Нурмагамбетова
- 3605
- 6
- 20
-
4⚡️Дмитрий Мун стал вице-министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности
- 2572
- 5
- 93
-
5❓В НИИ онкологии и радиологии Алматы бесплатно проконсультируют жителей
- 2580
- 0
- 7
-
6⁉️Чем известна Перизат Кайрат, возглавлявшая фонд BizBirgemiz Qazaqstan?
- 2518
- 15
- 43
-
7🤑Размеры двух пособий вырастут в Казахстане в 2025 году
- 2598
- 4
- 17
-
8💰Курс доллара вырос на 3 тенге на бирже перед выходными
- 2385
- 4
- 11
-
9🏘Минимальный тариф на управление и содержание домов планируют повысить почти вдвое в Алматы
- 2397
- 1
- 26
-
10🤰🦘 Сколько недоношенных младенцев в Казахстане и причём тут "кенгуру"
- 2409
- 0
- 7