О повышении НДС, длинных деньгах из ЕНПФ и обуздании инфляции. Главное из выступления Токаева

Фото Akorda.kz
Фото Akorda.kz
Эксперты о ключевых тезисах выступления президента Казахстана на расширенном заседании правительства с участием акимов, руководителей госорганов и нацкомпаний.

На расширенном заседании правительства, прошедшем в Астане под председательством президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, поднимались разные ключевые для развития страны темы. Во-первых, президент поддержал предложение кабмина по увеличению налога на добавленную стоимость (НДС). Кроме того, Токаев предложил рассмотреть привлечение "длинных" денег из ЕНПФ на реализацию стратегических проектов, а также поручил Нацбанку тесно работать с правительством для обеспечения стабильности валюты и обуздания инфляции.

Редакция Informburo.kz обратилась за комментариями к экспертам, которые поделились мнениями о том, как инициативы и поручения главы государства отразятся на экономике и социальном самочувствии в республике.

"Самый большой риск – подорвать доверие граждан" 

Главный эксперт Отдела анализа экономической политики КИСИ при президенте РК Асель Абен напомнила, что в первую очередь любые деньги и активы должны работать на экономику и приносить доход. По её словам, хоть пенсионные фонды и проявляют осторожность, они всё чаще участвуют в разных инфраструктурных проектах, что стимулирует экономический рост.

В частности, пенсионные фонды многих стран предпочитают инвестировать в традиционные активы – акции, облигации и другие ценные бумаги. Но, помимо этого, наработан опыт по вложению средств в экономическую и социальную инфраструктуру – транспорт, связь, коммунальные услуги, недвижимость, судоходство и другие направления и проекты.

Вопрос пенсионных средств, по мнению эксперта, "немножко щепетильный", потому что речь идёт о средствах, призванных обеспечить старость трудового населения, которое в настоящее время ещё работает. Поэтому к данному вопросу нужно подходить точечно.

"Проекты должны иметь долгосрочную стабильную доходность при низком уровне рисков. Это обеспечит защиту пенсионных активов. Нужно быть уверенными, что стратегические проекты действительно дадут большую отдачу экономике, создадут рабочие места, стимулируя экономический рост", – отметила она.

В качестве примера спикер привела государственный пенсионный фонд Южной Кореи, который долгое время входил в пятёрку крупнейших компаний по размерам своих инфраструктурных активов. Инвестиции в инфраструктуру составляли около 3% активов фонда. Французский пенсионный резервный фонд инвестирует, к примеру, в ВИЭ, зелёные технологии и цифровизацию. В настоящее время вложения пенсионного фонда в развитие всей французской инфраструктуры доходят до 50%.

Эти примеры Казахстан может взять на вооружение, но при этом использование средств ЕНПФ должно быть основано на строгом регулировании, профессиональном управлении и прозрачности. Кроме того, по словам Асель Абен, нужны строгое регулирование и контроль на предмет использования пенсионных средств по целевому назначению.

"Самый большой риск – это подорвать доверие граждан к самой пенсионной системе. Если вдруг те проекты, в которые вкладываются пенсионные средства, окажутся убыточными или неэффективными, то это приведёт к нежелательным негативным последствиям. Принимая во внимание то, что нынешняя экономическая ситуация подвержена влиянию внешних факторов, финансируемые из ЕНПФ проекты могут быть подвержены в том числе изменениям экономической конъюнктуры. Это может увеличивать вероятность убытков, поэтому тут нужны точные расчёты с учётом всех рисков", – рекомендовала эксперт.

Для этого, по её словам, в первую очередь необходимо обеспечить прозрачность. Каждый гражданин должен видеть, куда, в какие проекты и какая часть его активов направлена. Казахстанцы вправе отслеживать каждую стадию реализации таких проектов. Более того, нужен гражданский контроль с привлечением общественных советов, регулярные публикации и отчёты о результатах.    

"Это не механическое повышение НДС"

Директор Центра аналитического сопровождения АО "Институт экономических исследований" Дастан Акебаев среди факторов, которые негативно повлияли на темпы роста казахстанской экономики, отметил обязательства по соглашению ОПЕК+, по которым были снижены объёмы добычи нефти на 2,7 млн баррелей.

Что касается внедряемой налоговой реформы, эксперт отметил, то самый важный момент, который нужно брать во внимание, – эта "реформа не нацелена на механическое повышение НДС".

"Судя по тому, что прозвучало, предусматривается следующее. Если мы повышаем НДС, то тем самым также будет снижена нагрузка на фонд оплаты труда, то есть на зарплату. Ключевой момент – снижение с 40 до 30% нагрузки на зарплату. Тем самым это обеспечит пространство для повышения зарплат сотрудников, а также создаст условия для уменьшения наценки на продукцию и повышения конкурентоспособности", – отметил Дастан Акебаев.

На еще один важный момент обратил внимание эксперт в рамках этой реформы. По его данным, лишь 4% от всех предприятий в стране платят НДС.

"Таким образом, если резюмировать все эти факторы, получается, что данная реформа нацелена на соразмерную компенсацию, а также увеличение охвата для обеспечения прозрачной цепочки взаимозачётов. И, как бы парадоксально это ни звучало, внедрив эту реформу и обеспечив взаимозачёт, эффективная нагрузка на ценообразование окажется на уровне 4%", – спрогнозировал спикер.

"Правительство должно идти навстречу Нацбанку"

Экономист и гендиректор AERC Beta LLP Галымжан Айтказин напомнил, что стабильность национальной валюты и обуздание инфляции вызывают основное беспокойство руководства страны и населения. Это, по его мнению, связано с тем, что в последние месяцы произошло резкое ослабление курса тенге.

"В основном на это повлияли внешние факторы, в частности ослабление российского рубля. Нечего скрывать, что у нас существенная зависимость от поведения российского рубля, поскольку Россия – наш крупнейший торговый партнёр. Казахстан многое импортирует из РФ. И это поведение валюты соседнего государства отражается и на том, что происходит на KASE", – сообщил Галымжан Айтказин.

По словам экономиста, в последнее время наблюдается некоторое укрепление казахстанской валюты, которое также связано с укреплением российского рубля.

"Понятно, что курсовая политика из-за высокой волатильности тенге вызывает немало вопросов. Но мы не должны забывать, что у нас нефиксированный, плавающий курс, который подстраивается под внешние условия, риски и внутренние факторы", – добавил он.

Эксперт отметил, что вопрос волатильности курса – больше временный. Что касается инфляции, то это вопрос больше к Национальному банку. Здесь тоже нужно учитывать, что проинфляционных факторов становится всё больше. В их числе – изменения в Налоговом кодексе, ожидаемое повышение ставки НДС и ужесточение налогового регулирования.

"А с учётом вчерашних заявлений правительства мы понимаем, что проинфляционных факторов в 2025 году будет на порядок больше. Это связано в том числе и с тем, что отпустят цены на ГСМ с учётом постепенного перехода на рыночное ценообразование. Повышение цен коснётся продуктов, которые сидят в себестоимости многих непродовольственных и продовольственных услуг. Соответственно, это отразится на инфляции", – разъяснил эксперт.

Правительство, по его словам, в прошлом году в условиях дефицита бюджета и нехватки собственных доходов рекордными темпами изымало средства из Нацфонда. Эксперт также отнёс эти действия к проинфляционным факторам.

"Понятно, что основная задача правительства – это экономический рост. Но экономический рост подразумевает качественный рост: когда в нашу экономику увеличивается поток долларов США от экспорта. Это в свою очередь обеспечивает внутренний спрос и приводит к стабильности национальной валюты", – пояснил экономист.

В условиях, когда Национальный банк пытается бороться с инфляцией, ужесточает свою политику, повышает базовую ставку, правительство, по мнению эксперта, тоже должно идти навстречу Нацбанку.

"Должны предприниматься шаги по очень аккуратному сворачиванию госрасходов. Всё это отражается в бюджетных правилах, которые бы ограничивали, к примеру, изъятие средств из Нацфонда. Но, как вчера признался президент, эти бюджетные правила, к сожалению, у нас не работают. Предстоит совместная, слаженная работа Нацбанка и правительства, чтобы эти процессы нормально работали", – резюмировал мысль Галымжан Айтказин.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров