Духовное управление мусульман выступило против современных медицинских технологий, назвав суррогатное материнство небогоугодным делом. Фетву о том, что оплодотворять женщину имеет право только тот, с кем её навеки соединили на небесах во время обряда никях, обнародовали 26 января.
Может ли религия диктовать женщине, как ей распорядиться собственной утробой, и какие другие этические вопросы поднимает суррогатное материнство? Об этом Informburo.kz спросил матерей, экспертов и духовенство.
Родить, чтобы заплатить кредит
Алие 27 лет, она живёт в Темиртау. У неё есть муж и двое детей. Она решила родить ребёнка для бездетной пары. Супруг Алии не против. Пара вынуждена пойти на такие меры, чтобы прокормить родных детей.
"Я помогу женщине стать матерью, а она поможет мне. Стоимость от 3 до 3,5 миллионов минимум. Муж не против, потому что я делаю это для семьи. Это не наш ребёнок, и всё будет сделано при помощи ЭКО", – рассказала Алия.
При этом женщина согласна с мусульманами и считает, что совершает грех. Но муки совести приглушает нужда.
"Я тоже считаю, что это грех, потому что я как бы продаю ребёнка. Но у меня просто нет выхода. Мой муж раньше получал хорошую зарплату, мы набрали кредитов. И теперь он ушёл на менее оплачиваемую работу, а кредиты платить надо", – прокомментировала Алия.
Алия уже готова заключить договор с биологическими родителями ребёнка, которого ей предстоит родить.
"С одной парой я встречаюсь в понедельник, тогда всё решим. Есть мужчины, которые звонят и предлагают заняться сексом, чтобы я забеременела, но я отказываюсь, конечно", – объяснила Алия.
"Я хочу помочь людям"
Евгения – суррогатная мама. Она делает это не только ради денег, но и из благих побуждений: она хочет подарить счастье бездетным парам.
"Я хочу помочь людям, и мне нужны деньги, – объяснила Евгения. – Я имею такую возможность, потому что у меня уже трое детей, а кто-то не может родить. Я не то чтобы делаю на этом деньги, но и чисто по-человечески вхожу в положению людей. Если бы у меня не было детей, я бы тоже искала варианты. Я в курсе этой программы, потому что у меня есть знакомые, которые уже пользовались услугами суррогатной матери. У них всё хорошо".
Евгения не боится привязаться к чужому ребёнку, которого ей придётся носить под сердцем девять месяцев.
"Ребёнка я себе не оставлю, это точно. Может быть, мы с ним потом будем общаться. Но и это не главное".
О фетве ДУМКа Евгения слышала. Женщина считает, что нельзя навязывать всем людям одни и те же правила, у каждого человека своя история.
"Я христианка, у нас тоже считается, что это грех, – говорит Евгения. – Но раз люди идут на это добровольно, то почему нет. Я слушала речь православного священника, он говорил, что если вы готовы безвозмездно родить для кого-то, то это нормально. Но если вы за это берёте деньги, то это другое дело. Но, извините, а как без этого? Я же жертвую здоровьем, рискую. Я понимаю, если бы для родственников, но это чужие люди, они тоже должны какую-то жертву принести. В данном случае материальную, я считаю. Спорить с церковью я не буду, но у всех свои интересы. Есть ещё хуже случаи – когда продают своих детей. Опять же, одно дело, бизнес, другое – отдать в чужие руки, когда не можешь поднимать детей. Для меня лично суррогатное материнство – это подвиг. И те, кто идёт на это повторно, достойны уважения".
Лучше уж многожёнство
В ДУМК прокомментировали фетву о запрете на пользование услугами суррогатных матерей. Мусульмане считают, что дитя из пробирки будет априори с испорченной родословной. Если ваша законная супруга не может родить, лучше по шариату взять вторую жену, способную к зачатию, считают в ДУМК.
"Когда ребёнок рождён таким способом, он не знает ни отца, ни матери, он как бы не знает своего рода. Тот вариант, когда женщину оплодотворяют семенем её же супруга, возможно, можно считать допустимым. Но не такой вариант. Многожёнство – это лучшая альтернатива в таком случае. Потому что при этом проводится никях, по шариату люди считаются супругами", – прокомментировали в ДУМК.
Председатель частного фонда "Коргау-Астана" Анна Рыль считает, что мусульманское духовенство, выступая против суррогатного материнства, может лоббировать полигамные отношения.
"Я понимаю, почему они так рассуждают: они считают, что женщина как бы продаёт своего ребёнка за деньги. Но если это родственница, которая выносит ребёнка для своей сестры, то его будут любить и та женщина, которая родила, и та, для которой это было сделано. В этом ничего плохого нет, – прокомментировала Анна Рыль. – Получается, многожёнство – это для них нормально. Надо посмотреть, какие причины толкнули духовенство на такое. Зачем это сейчас? Я, например, против многожёнства. У мужчин бывают вторые, третьи семьи, но они не имеют легального статуса. Дети не имеют права на наследство. Вторые семьи хотят легального статуса. Но это приведёт к тому, что все мужчины захотят вторые семьи. У нас и так рушится институт семьи, каждый третий брак заканчивается разводом. Кроме того, молодые люди живут гражданским браком, не спешат регистрировать отношения. Мужчины не испытывают чувства ответственности".
Анна Рыль считает, что ДУМК выбрало не то направление – стоило бы больше внимания уделить не способу деторождения, а воспитанию молодых мужчин.
"Духовенству следовало бы обратить внимание на нравственное воспитание молодых мужчин, чтобы они были более ответственны. У нас во многом обвиняют женщин, что это они во всём виноваты. Мужчина должен понимать, что семья – это важно", – уверена Анна.
Не пить и не красить волосы
Ведущий репродуктолог Казахстана из клиники "Геном" Баян Абдильманова повидала немало суррогатных матерей. Многие из них приходят в клинику повторно, для них материнство – это образ жизни. Но Баян Жунусовна предупреждает: более трёх раз проходить эту программу она никому не разрешит.
"Возможны риски, может быть кровотечение, – предупреждает Баян Абдильманова. – Некоторые риски предугадать невозможно. Но в основном у суррогатных матерей такие риски встречаются редко, потому что подбираются здоровые женщины, родившие один или более раз. Их возраст должен быть от 20 до 35 лет, не старше".
В договоре с суррогатной матерью биологические родители ребёнка указывают самые разные условия, вплоть до того, как себя вести женщине.
"В Кодексе РК "О браке и семье" оговаривается суррогатное материнство, – прокомментировала Баян Абдильманова. – Обязательно заключается договор между суррогатной матерью и заказчиками. По этому договору оговаривается, что суррогатное материнство предполагает родительские права супругов-заказчиков. Помимо юридического договора заключается соглашение с клиникой, где проводится оплодотворение. Пациентка подписывает согласие на суррогатное материнство. В договоре оговариваются требования о поведении суррогатной матери. Например, заказчики не хотят, чтобы она жила непосредственно у них, а жила у себя, но при этом не работала – они будут ежемесячно её финансировать. Бывает, что указывают, чтобы она не красила волосы, не пила спиртное и так далее".
Церковь против
Не только в исламе, но и в православии суррогатное материнство не приветствуется. В христианстве считается, что это вмешательство в установленный Богом порядок.
"Отношение церкви к суррогатному материнству сугубо отрицательное, – прокомментировал официальный представитель по связям с общественностью митрополичьего округа в РК Евгений Иванов. – Поскольку мы видим в священном писании образ семьи: мужчина и женщина, отец и мать. И дети, которые от них рождаются естественным путём. Между родителями и детьми существуют не только юридические отношения, но есть ещё и высокие духовные отношения. Суррогатное материнство приводит к разрыву институтов семьи, потому что нет внутренней связи. Кто-то вынашивает для кого-то ребёнка, потом его забирают у матери. Это глубочайшая душевная травма, что бы там ни говорили. Это нарушение богом данных законов. Надо жить так, как Бог велит, а не так, как хочет человек".
Это нарушает права женщин
Феминистка Жанар Секербаева считает, что фетва ДУМК нарушает права женщин в Казахстане. Духовенство не должно диктовать, что делать женщинам со своим телом.
"Я не разделяю те идеи, которые продвигает ДУМК. Не раз убеждаюсь в популизме и принципиальном нежелании принимать реальное ДУМКа, – говорит Жанар Секербаева. – Я человек, который смотрит прежде всего на то, соблюдаются ли права женщин. Я думаю, что здесь они нарушаются, так как суррогатное материнство в Казахстане разрешено законодательно. Как и в Канаде, Израиле, Нидерландах, Греции, Норвегии, Швейцарии и так далее. В Университете Цукубы, в Японии, на лекции про суррогатное материнство был рассказан случай преподавательницы из Канады. Её родственница стала суррогатной матерью, родила ребёнка для друзей семьи, у которых не получалось долгое время завести детей. Теперь они живут счастливо, родившаяся дочка общается с дочерью женщины, которая выносила ребёнка. Нет никаких скандалов, конфликтов, тяжб. Женщина помогла другой семье стать счастливее. Я думаю, что если это случается по доброй воле, если суррогатная мать помогает кому-то осознанно или даже если она, возможно, делает это и за деньги, но с пониманием ответственности, то здесь никто не вправе командовать или запрещать, тем более от имени религиозных организаций. Они не вправе решать, как поступать женщине со своим телом. Перечитайте Конституцию, в конце концов! В светском государстве живут не по Корану, а по законам".
Запрет на суррогатное материнство также может затронуть и однополые пары, которые могут пожелать воспользоваться услугами суррогатной матери.
"Не исключено, что гомосексуальные пары также могут воспользоваться услугами суррогатной матери. Конечно, у нас это невозможно на законодательном уровне сейчас, так как у нас гомосексуальные браки не регистрируются, – прокомментировала Жанар Секербаева. – Я думаю, суррогатное материнство, конечно, вызывает этические вопросы. Но если это сделано по доброй воле, повторюсь, и с пониманием двух, трёх сторон, которые в этом участвуют, то в этом нет ничего катастрофического".
Вопрос суррогатного материнства остаётся неоднозначным, как для верующих людей, так и для атеистов. Ясно одно: законы РК дают всем гражданам право пользоваться современными репродуктивными технологиями. А прислушиваться к религиозным предписаниям или нет – это дело совести каждой отдельно взятой личности.