Власти ЮАР активно развивают туристическую инфраструктуру, пытаясь продемонстрировать гостеприимство и толерантность коренных народов страны. Наш корреспондент Григорий Беденко побывал в этнографической деревне Леседи, которая находится недалеко от Йоханнесбурга.
Как известно, мультикультурализмом называется политика, направленная на сохранение в отдельной взятой стране или блоке культурных различий и основанная на соответствующей теории либо идеологии. То, что мы сейчас наблюдаем в Европе, есть не что иное, как провал этой политики – слишком уж искусственно и активно она навязывается коренному населению, в то время как некоренное вполне осознанно ведёт самую настоящую экспансию, разрушая европейские традиции и основополагающие ценности.
Между тем на другом конце света – в Южно-Африканской республике попытка внедрить мультикультурализм после десятилетий апартеида привела к прямо противоположному результату. Сегодня пока ещё самая богатая страна континента остаётся одной из самых опасных для проживания – коренное население страны буквально на глазах разрушает всё то, что столетиями создавали белые колонизаторы. Но при этом поток туристов сюда странным образом не ослабевает.
ЮАР – это национально разнообразная африканская страна, имеющая наибольшую долю белого, азиатского и смешанного населения. У Южно-Африканской республики 11 названий. Это обусловлено тем, что в стране официально 11 государственных языков.
Вот как это выглядит:
1. Republiek van Suid-Afrika (африкаанс или бурский язык, похож то ли на немецкий, то ли на голландский).
2. Republic of South Africa (английский).
3. IRiphabliki yeSewula Afrika (южный ндебеле).
4. IRiphabliki yaseMzantsi Afrika (коса).
5. IRiphabliki yaseNingizimu Afrika (зулу).
6. Rephaboliki ya Afrika-Borwa (северный сото).
7. Rephaboliki ya Afrika Borwa (сесото).
8. Rephaboliki ya Aforika Borwa (тсвана).
9. IRiphabhulikhi yeNingizimu Afrika (свази).
10. Riphabuḽiki ya Afurika Tshipembe (венда).
11. Riphabliki ra Afrika Dzonga (тсонга).
Деревня Леседи расположена в провинции Гаутенг, примерно в полутора часах езды от Йоханнесбурга. И здесь можно подробно узнать о жизни основных племён, проживающих на территории ЮАР – зулу (zulu), педи (pedi), коса (xhosa), ндебеле (ndebele), басуто (basotho).
Следует отметить, что внутри территории ЮАР есть государство-анклав Лесото. Культура племён, проживающих в Лесото, тоже представлена в этнодеревне. Собственно говоря, живут они там уже много столетий, поселившись ещё до появления государств в современном виде.
Любопытно, что у вышеназванных племен нет строгой этнической принадлежности. К примеру, зулу отличают от других южных африканцев только по языку. В настоящее время в ЮАР насчитывается более десяти с половиной миллионов носителей языка зулу.
Язык понимают и говорят на нём как на втором (язык межнационального общения) ещё 25 миллионов жителей республики. Вообще, зулусы произошли от смешения местного коренного населения – бушменов и готтентотов – с переселенцами из центральных районов Африки. Первые были собирателями, вторые – земледельцами. В итоге земледельцы полностью захватили территорию, а бежавшие от них собиратели распространили зулуский язык на весь юг континента. Благодаря процессу переселения одних и бегства других появились Лесото и Свазиленд.
Зулу всегда считалось самым воинственным племенем на Юге Африки. Победить его смогли лишь англичане в конце XIX века. Во времена апартеида язык не развивался, но теперь зулусы сделали его практически основным в стране.
Численность народа педи составляет около четырёх миллионов человек. По вероисповеданию представители этого этноса наполовину язычники, наполовину протестанты. Основное занятие педи – земледелие (выращивается кукуруза, сорго и бобы) и разведение крупного рогатого скота. Практикуется гончарное ремесло, изготовление деревянной утвари, а также изделий из разноцветного бисера. На юг Африки народ педи переселился в XVII веке. В XIX веке этнос объединился с соседними племенами, чтобы противостоять междоусобицам. С бурами народ жил дружно, однако в 1879 пришли англичане…
Народ коса насчитывает почти 8 миллионов человек. Язык бушменский, изобилующий щёлкающими звуками. Первые поселения на юге Африки появились между VIII и X веками, а первые контакты с европейцами произошли в XIX веке. Перед тем как Африка была захвачена колонизаторами, народ коса разводил скот, занимался земледелием, обрабатывал железо.
С конца XVIII века коса вели постоянную борьбу с голландцами за сохранение своих исконных территорий. Столкновения между племенами и англо-бурскими колонизаторами вошли в историю как "кафрские войны". В конце концов территории коса вошли в состав так называемой Британской Кафрарии, которая была частью Капской колонии. Любопытно, что представители коса занимали лидирующие позиции в Африканском национальном конгрессе. Нельсон Мандела был коса.
Ндебеле – народ совсем небольшой, его численность чуть более полумиллиона человек. Проживает племя на территории бывшей провинции Трансваль. Там они осели в XVIII веке. В настоящее время ндебеле делятся на северную и южную группы. Часть проживает на территории современного Зимбабве. Как и большинство народов юга Африки, ндебеле практикуют земледелие, животноводство и различные ремесла. Дома ндебеле весьма своеобразны – они расписаны узорами, представляющими собой разнообразные наборы строгих геометрических фигур.
Народ басуто проживает в государстве Лесото и частично в Ботсване. Численность – более четырёх миллионов человек. Этнос сформировался из разрозненных племён, которые в начале XIX века собрал местный правитель Мошвешве. Эти племена воевали с зулу и ндебеле. В середине XIX века басуто воевали с бурами. В 1868 году над Басутолендом (так раньше называлось Лесото) был установлен протекторат Великобритании. В 1966 году Лесото стал независимым государством.
Основные занятие народности – скотоводство и мотыжное земледелие. Примечательно, что скот у басуто считается главным богатством, а его количество определяет социальный статус. Выпасом и дойкой занимаются исключительно мужчины. Ещё у басуто развиты ремесла и обработка металла. Женщины занимаются изготовлением гончарных изделий.
Название культурно-этнографической деревни Lesedi в переводе с языка сото означает "свет". Создана она была в 1995 году официально как одна из главных туристических достопримечательностей в стране. Любопытно, что с традиционным жизненным укладом вышеупомянутых народностей можно ознакомиться только здесь. Подавляющее большинство населения ЮАР так уже не живёт.
Гостей ведут по достаточно обширной территории, расположенной в холмистом буше, где у каждого племени есть свой уголок. Каждая из семей пяти этнических групп проживает здесь постоянно, ведёт хозяйство, ухаживая за коровами, цыплятами и прочей живностью. Посетителей приглашают в дома, чтобы они увидели нехитрый африканский быт изнутри.
В день проводится одно-два представления, которые начинаются с показа фильма об истории коренных народов Южной Африки. Надо сказать, что стараются местные жители, и по совместительству артисты, на славу – вся программа воспринимается на одном дыхании, она очень интересная.
В Леседи реконструированы традиционные жилища зулу, коса, басуто и педи. Дома зулусов очень напоминают норы хоббитов из "Властелина Колец" Питера Джексона. Вообще, во всём этом есть что-то сказочное. Домики миниатюрные, аккуратные и практичные. Стены круглых или прямоугольных хижин народа ндебеле украшены росписью. Изображения людей, домов, геометрических фигур выполнены из цветной глины. Дома разделены живой изгородью из древовидных кактусов.
На территории ндебеле вам предложат попробовать сушёных червей мопани. Эти сине-зелёные колючие гусеницы за высокое содержание белка очень ценятся у местных коренных жителей. Червей мопани высушивают на солнце или коптят. На вкус червячки напоминают анчоусы, только они не такие солёные. Жевать надо долго – они достаточно жёсткие. В целом вполне съедобные.
Главным украшением женщин из племени педи здесь являются шейные кольца. Нечто подобное есть в Азии, в Мьянме. Но африканский аналог отличается тем, что кольца не удлиняют шею, не сдавливают её, и мышцы не атрофируются, как у бирманок.
Затем гостей приглашают посмотреть африканские танцы. Их показывают в отдельной большой хижине под названием бома. Зрелище производит сильнейшее впечатление. Во всем этом есть какая-то мощная первобытная энергия.
На деле в ЮАР сегодня процветает чёрный расизм. Судя по местным СМИ, столкновения между белой и чёрной молодёжью уже стали в стране ежедневным новостным фоном. А в прошлом году правительство Южно-Африканской республики приняло скандальный законопроект, позволяющий правительству провести экспроприацию земли у белых фермеров в пользу чернокожих. Закон предполагает так называемый принудительный выкуп фермерских угодий. И это, как считают в руководстве ЮАР, "самое важное решение со времён падения апартеида", которое должно "покончить с исторической несправедливостью".
-
1🏫 Смена электронных дневников в школах Казахстана: поиск лучших решений или борьба за рынок?
- 3304
- 4
- 30
-
2👀 Премьер Армении Никол Пашинян сбрил бороду
- 2708
- 7
- 35
-
3👨⚖️ Фигурантам дела о хищении 862 млн тенге при модернизации ураноперерабатывающего предприятия вынесли приговор
- 2461
- 1
- 18
-
4⛅️ Прогноз погоды на 15 ноября: небольшое потепление ожидается на всей территории Казахстана
- 2543
- 0
- 3
-
5🎶 Как интересно провести выходные 16 и 17 ноября в Алматы и Астане
- 2598
- 0
- 5
-
6✈️ В Кутаиси и Стамбул от 25 тысяч тенге: казахстанские авиакомпании объявили распродажу билетов
- 2238
- 1
- 4
-
7🇰🇷 Тяжёлое испытание: в Южной Корее сдают экзамен, который длится 8 часов и определяет будущее
- 2187
- 0
- 22
-
8👨⚖️ Многодетной матери из Конаева отказали в выдаче жилья из-за ипотеки на квартиру площадью 66 квадратов
- 2203
- 0
- 33
-
9💲Курс доллара снова вырос на бирже 14 ноября
- 2275
- 3
- 11
-
10💬💬 Массовая гибель тюленей в Мангистау: в Минсельхозе назвали предварительную причину
- 2221
- 2
- 85