USD: 502.9 / 507.9
  • EUREUR: 524.5 / 530.5
  • RUBRUB: 5.37 / 5.49
Прямой эфир Новости спорта
Алматы +1C
  • +1°C Алматы
  • -16°C Астана
  • -2°C Актау
  • -15°C Актобе
  • -12°C Атырау
  • -12°C Балхаш
  • -15°C Жезказган
  • -14°C Караганда
  • -11°C Кокшетау
  • -17°C Костанай
  • -5°C Кызылорда
  • -17°C Павлодар
  • -17°C Петропав.
  • -18°C Семей
  • -9°C Талдыкорган
  • 0°C Тараз
  • +1°C Туркестан
  • -21°C Уральск
  • -21°C Усть-Камен.
  • +1°C Шымкент
Алматы +1C
  • +1°C Алматы
  • -16°C Астана
  • -2°C Актау
  • -15°C Актобе
  • -12°C Атырау
  • -12°C Балхаш
  • -15°C Жезказган
  • -14°C Караганда
  • -11°C Кокшетау
  • -17°C Костанай
  • -5°C Кызылорда
  • -17°C Павлодар
  • -17°C Петропав.
  • -18°C Семей
  • -9°C Талдыкорган
  • 0°C Тараз
  • +1°C Туркестан
  • -21°C Уральск
  • -21°C Усть-Камен.
  • +1°C Шымкент

Кто из кабинета министров и чем запомнится по итогам 2024 года

Центральный вход в здание правительства РК / Фото Informburo.kz
Центральный вход в здание правительства РК / Фото Informburo.kz
Эксперты об уровне исполнения поручений президента Казахстана и источниках наполнения госбюджета.

В начале года 2024 президент Касым-Жомарт Токаев отправил в отставку правительство, заявив, что смена кабмина "направлена на придание нового импульса и удовлетворение общественных ожиданий". Президент пообещал, что "новое правительство будет использовать новые подходы".

Заседание правительства РК 10 декабря 2024 года / Фото primeminister.kz

Новый кабмин возглавил 44-летний Олжас Бектенов, который стал первым представителем силовых структур на посту премьера. В кресло премьер-министра он перешёл с позиции руководителя Администрации президента РК.

В феврале 2024-го из 26 членов кабинета министров 22 чиновника остались на своих местах, сменили лишь четырёх министров – нацэкономики, финансов, здравоохранения и по ЧС. Впрочем, в течение года произошло ещё несколько кадровых перестановок. Выглядели они больше как реакции президента на неумение высоких чиновников справляться с поставленными перед ними задачами.

Новые старые лица Кабмина

Не считая Бектенова, в 2024 году в состав правительства вошли новые лица: заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Нурлан Байбазаров (назначен 6 февраля), министр финансов Мади Такиев (назначен 6 февраля), министр здравоохранения Акмарал Альназарова (назначена 6 февраля), министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Жаслан Мадиев (назначен 6 мая), министр по чрезвычайным ситуациям Чингис Аринов (назначен 6 февраля), министр туризма и спорта Ербол Мырзабосынов (назначен 2 сентября).

В правительство также вернулся в качестве заместителя премьер-министра такой тяжеловес, как Канат Бозумбаев, который в 2016–2019 годах был министром энергетики. В качестве заместителя премьера он сразу включился в ликвидацию последствий небывалых для Казахстана весенних паводков. В частности, он занимался восстановлением разрушенных объектов, инфраструктуры, строительством жилья для пострадавших.

Если присмотреться к новым лицам в правительстве, то очевидно, что каждое назначение происходило не случайно, а в связи с конкретными упущениями предыдущего министра.

Взять хотя бы предысторию назначения главой МЧС Чингиса Аринова (на фото), который не является по профилю спасателем, значительную часть трудовой карьеры проработал в Службе охраны президента. Аринов сменил Сырыма Шарипханова, который был назначен в июне 2023 года на фоне мощных пожаров в Абайской области вместо Юрия Ильина. Шарипханова, в свою очередь, сменили после землетрясения в Алматы 23 января, когда президент раскритиковал его работу.

Если вокруг замены бывшего министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдата Мусина на Жаслана Мадиева до сих пор существуют споры (кстати, Мусин также был ответственным за систему оповещения при землетрясении в Алматы), то с министром туризма и спорта всё довольно очевидно. Мырзабосынова (на фото) назначили вместо Ермека Маржикпаева, которого президент снял с должности после очевидного провала казахстанской сборной на Олимпиаде в Париже.

Отличился в этом году и министр финансов Мади Такиев, сразу после назначения решив раскрыть журналистам, какую зарплату будет получать. А полтора месяца назад Такиев выступил с неоднозначной инициативой, чтобы госорганы больше не могли распределять сэкономленные деньги на премии своим служащим.

Что говорили про министров

Из прекрасной половины министров чаще всех в этом году в СМИ, наверное, мелькало имя министра культуры и информации Аиды Балаевой, которая руководит ведомством с сентября 2023 года. Министерство инициировало в этом году новые правила аккредитации журналистов, которые вызвали критику со стороны прессы.  

В Международном фонде защиты свободы слова "Адил соз" заявили, что проект типовых правил является противозаконным и в случае принятия должен быть обжалован через Конституционный суд. Фонд рекомендовал Минкультуры провести обсуждение правил с экспертами. Журналисты даже подали иск против министерства, заявив, что правила создают барьер для их работы и могут стать инструментом давления на СМИ. Однако суд Астаны отказал журналистам в удовлетворении иска. Новые правила в силу всё-таки вступили.

Аида Балаева ответила на возмущения журналистов, а также заявила, что со свободой слова в Казахстане "всё нормально и абсолютно проблем нет".

Своего добился и министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев, который попал в центр внимания общественности, когда отказал в удовлетворении требований общественной петиции за отмену утильсбора, тем самым поставив точку в этом вопросе. Имя Шарлапаева тоже часто упоминалось в соцсетях в связи с утильсбором и не всегда, мягко говоря, в позитивном ключе.

Если проанализировать, кто из членов правительства находится там дольше всех, то лидерами по стажу являются: первый заместитель премьер-министра Роман Скляр, заместители премьер-министра Серик Жумангарин и Тамара Дуйсенова, а также министр обороны Руслан Жаксылыков и министр науки и высшего образования Нурбек Саясат. Все они, не считая переназначений, фактически остаются на этих должностях с 2022 года, тогда как основная часть заместителей премьера и министры стали таковыми с 2023 года.

Отметим, что бесспорным долгожителем правительства является Роман Скляр. Только в должности заместителя премьер-министра он работает в составе кабмина с 2022 года. Но в кресле министра (индустрии и инфраструктурного развития) он впервые оказался в феврале 2019-го, а в период "пересменки" Смаилова и Бектенова даже побывал в должности исполняющего обязанности премьера.

Самым молодым из правительства является 37-летний министр транспорта Марат Карабаев, самым возрастным – 63-летний министр экологии и природных ресурсов Ерлан Нысанбаев.

Оценки экспертов

По словам экономиста Петра Своика, итоги деятельности правительства в 2024 году следует рассматривать в контексте тех заданий и целеполаганий, которые президент дал в прошлом году. В частности, в послании 2023 года было сказано о мощном экономическом рывке, строительстве промышленного каркаса, обеспечении экономической самодостаточности и удвоении ВВП.

Токаев поручал правительству актуализировать предыдущий план национального развития до 2029 года и Стратегию "Казахстан-2050", а также разработать национальный инфраструктурный план до 2029 года. За разработку этих документов отвечает не только правительство, но и Нацбанк, Администрация президента и Агентство по стратегическому планированию и реформам (АСПиР).

"Рассматриваем, что из вышеперечисленного сделано. Корректировка "Стратегии-2050", которой занимался АСПиР, не осуществлена от слова "совсем". План национального развития до 2029 года был подготовлен тем же АСПиР, но с большим опозданием. Он был утверждён президентом только в середине года. И уже в тот момент он был заведомо неисполнимым, потому что темпы роста ВВП (его предполагаемое удвоение) никак не соответствовали реальным. То есть это жирный минус и для АСПиР, и для правительства. Хотя, вообще-то говоря, за исполнение должно отвечать правительство", – рассказал Своик.

Национальный инфраструктурный план, по словам спикера, также был утверждён правительством достаточно поздно, уже во второй половине года и "в совершенно фантастическом виде".

"Там предусмотрено больше 40 трлн тенге инвестиций в инфраструктуру, из них почти 37 трлн – это внебюджетные средства, то есть те, которые потом будут через тариф вытаскиваться назад, да ещё и с прибылью. Легко посчитать, что это как минимум утроение тарифов, то есть это полная фантастика. Можно считать, что такого плана нет", – заключил Пётр Своик.

В этом году, по его мнению, очевидным образом проявился инфраструктурный и бюджетный кризис.

"Бюджетный кризис определён тем, что доходы бюджета растут, но одновременно с темпом роста ВВП, то есть под 2–3–4% в год. А расходы бюджета растут вместе с инфляцией. Это где-то 7–8, а то и больше процентов. И инфляцию создаёт не кто иной, как Национальный банк", – пояснил Своик.

Перенос утверждения нового Налогового кодекса с 2025 на 2026 год экономист считает показателем бессилия справиться с бюджетным кризисом.

"В этом году корректировки в бюджет вносились ровно 10 раз. Не говоря уже о том, что нет никаких долгосрочных планов. Проблема в том, что это не кадровые просчёты, а системный кризис. То есть прежняя экспортно-сырьевая экономическая модель завершается. В правительстве не видят реалий, не понимают причин и глубины этого кризиса. Соответственно, не могут предложить адекватный антикризисный план действий", – полагает экономист.

Политолог Замир Каражанов, сравнивая нынешнее правительство с предыдущим, утверждает, что при Алихане Смаилове (бывший премьер-министр РК. – Ред.) после январских событий 2022 года правительство было более или менее активным, принималось много законов. А вот у нынешнего Кабмина такой активности не наблюдается.  

"Показательной была ситуация с паводками. Штаб по борьбе с последствиями был создан, по сути, президентом, хотя закон позволяет создавать такой штаб премьер-министру. То есть, пока ждали вмешательства президента, было упущено время. По итогам первого полугодия темпы роста экономики оказались ниже ожидаемых", – охарактеризовал работу кабинета министров политолог.

Замир Каражанов "хотел бы видеть более инициативное правительство с инновационными решениями, о которых говорил президент Токаев". Правительство, которое сталкивается с вызовами, но ищет решения.

"Правительство должно быть более самостоятельным в принятии решений, уметь брать на себя ответственность. Но пока поручения президента растворяются в системе госслужбы, и непонятно, реализуются они или нет", – считает Замир Каражанов.  

По мнению спикера, правительству надо работать над своими ошибками. Прежде чем принимать какое-либо решение, нужно, по его словам, соизмерять его с реальными возможностями с учётом мнения населения.  

"Бюджет у нас дефицитный. Стало нормальным каждый раз брать трансферты из Нацфонда для бюджетных расходов. Но это – ненормальная ситуация. Какие могут быть позитивные отзывы? Рад бы поддержать наше правительство добрым словом, но, честно сказать, я не вижу больших заслуг", – резюмировал Каражанов.

Экономист Марат Каирленов согласился с мнением Своика о том, что в Казахстане наблюдается бюджетный кризис. Этот кризис эксперт связывает прежде всего с плохим качеством планирования бюджетных доходов и расходов.

"В республике планировали темпы экономического роста на уровне 6%, по факту получили примерно 4,5%. И это вроде неплохо, но надо понимать, что качество экономического роста очень плохое. Оно достигнуто во многом за счёт усиленных бюджетных инвестиций. Мы видим, что инвестиции в основной капитал в этом году составили около 20%. Это достаточно высокий показатель, если учесть, что в сфере госзакупок у нас всегда очень высокая коррупционная составляющая, завышенные цены при низкой эффективности", – пояснил Каирленов.

Эксперт добавил, что казахстанская экономика развивалась в 2024 году на относительно хорошем внешнем фоне. К примеру, среднегодовая цена на нефть на мировых рынках превышала 80 долларов за баррель. И основные опасения пополнения госбюджета Казахстана в 2025 году связаны с тем, что прогнозы на следующий год по ценам на нефть снижены до 70, а то и 60 долларов за баррель.

"Если уж при 80 долларов мы не могли сбалансировать бюджет, то, что будет при 70 или 60 долларов за баррель", – задался риторическим вопросом экономист.

Среди достижений правительства Каирленов назвал "ускорение темпов роста обрабатывающей промышленности", хотя "есть вопросы с наполнением".

"Нынешнему премьер-министру господину Бектенову досталось правительство на 80% прежнее, и там ключевые акторы – вице-премьеры. Они ключевые блоки курируют, соответственно у нас та же политика продолжается, к сожалению. По тому же Посланию президента прошлого года подводили итоги, посчитали, что оно лишь процентов на 30 было выполнено".

Спикер добавил, что и от депутатского корпуса раздаются нарекания, что чиновники стали всё чаще отмахиваться от общественно значимых вопросов. Такое отношение к обществу, по мнению Марата Каирленова, не очень правильное.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров