Новый поворот в и без того запутанной истории со строительством легкорельсового транспорта в Астане. Консорциум китайских компаний, которые вот-вот должны были приступить к реализации масштабного проекта в столице Казахстана, выступил с громким заявлением. Бизнесмены из КНР написали письмо на имя Нурсултана Назарбаева, в котором пожаловались на то, что казахстанская сторона всячески чинит им препятствия и срывает сроки начала строительства ЛРТ.
"У консорциума возникло тревожное чувство намеренного вмешательства в реализацию проекта. Настоящим обращением мы просим Вас оказать содействие и вмешаться в процесс принятия решений Дирекцией по строительству ЛРТ" ("ЛРТ Construction". - Авт.), – говорится в письме, адресованном Президенту Казахстана консорциумом, в состав которого входят три китайские компании: China Railway №2 Engineering Group Co., Ltd, Beijing State-Owned Assets Management Co., Ltd и China Railway Asia - Europe Construction Investment Co., Ltd.
"ЛРТ Construction", на которую жалуются китайские компании – дочернее предприятие акимата Астаны. Сам факт появления этой компании уже стал большой неожиданностью для партнёров из КНР, так как контракт на строительство легкорельсового транспорта в столице Казахстана несколькими годами ранее они заключали не с ней, а с совсем с другим предприятием – ТОО "Астана ЛРТ".
"В январе 2017 года мы получили уведомление от акимата Астаны и заказчика ТОО "Астана ЛРТ" о создании нового дочернего предприятия акимата Астаны по контролю над строительством ЛРТ – ТОО "Дирекция по строительству ЛРТ" ("ЛРТ Construction". - Авт.). Подобное уведомление ввело нас в замешательство, так как ключевой компанией по контролю нашего проекта было определено ТОО "Астана ЛРТ", созданное ещё в 2011 году", – говорится в письме.
Новая компания, по словам китайских партнёров, заявила о новых условиях контракта. Буквально за несколько месяцев до начала строительства ЛРТ казахстанская сторона уведомила их о решении пересмотреть сразу несколько ключевых пунктов договора, в том числе – о желании скорректировать стоимость проекта, расширить колею будущих рельсов и сократить площадь планируемого депо. В консорциуме уверены, что руководство "ЛРТ Construction" намеренно чинит им препятствия.
"В ходе переговоров директором Дирекции по строительству ЛРТ ("ЛРТ Construction". - Авт.) Адельшой Ермухановым было заявлено, что китайская сторона обязательно должна согласиться с условиями в ЕРС-контракте, и только тогда он обеспечит нам беспрепятственное применение китайских стандартов и даст положительную экспертизу проекта. При этом господин Ермуханов категорически отказывается работать с существующим заказчиком – ТОО "Астана ЛРТ". Консорциум расценивает подобные заявления как прямой намёк на то, что со стороны господина Ермуханова будут предприняты все меры для торможения проекта в государственных структурах, если мы не примем все его условия", – заявляет консорциум.
Что примечательно, обе компании – ТОО "Астана ЛРТ" и фактически её же филиал "ЛРТ Construction" – являются подведомственными структурами акимата г. Астаны и находятся под прямым кураторством нынешнего градоначальника Асета Исекешева. Китайская сторона недоумевает, как в одном ведомстве может быть такая неразбериха.
Адельша Ермуханов, возглавляющий "ЛРТ Construction" – личность не слишком публичная. Несмотря на то, что он и ранее неоднократно занимал руководящие позиции – был первым заместителем председателя Комитета развития транспортной инфраструктуры Министерства транспорта и коммуникаций, возглавлял Национальную ассоциацию строительных организаций, работал управляющим директором по новым проектам и вице-президентом по обеспечению в "Қазақстан темір жолы", – в СМИ до 2017 года его имя практически не появлялось. Об Адельше Ермуханове стали писать лишь после его назначения на позицию ответственного за строительство легкорельсового транспорта в Астане.
Новые условия контракта представители китайских компаний назвали неприемлемыми и пригрозили не только разрывом договора, но и штрафными санкциями для казахстанской стороны, в случае невыполнения первоначальных условий.
"В случае изменения условий ЕРС-контракта юридически предусмотрено право подрядчика выставить требования по полному возмещению всех потерь китайской стороне, а также оплате штрафных санкций. Однако мы крайне не заинтересованы применять подобные меры", – сказано в письме.
По условиям уже заключённого контракта, китайские компании обязуются не только построить инфраструктуру для легкорельсового транспорта в столице Казахстана, но и поставить в Астану подвижной состав. Стоимость проекта – 1,9 миллиарда долларов. Эту сумму Казахстану должен предоставить Банк развития Китая, при этом, как отмечают финансовые аналитики, делает он это на очень выгодных для нашей страны условиях: срок кредита – 20 лет, ставка – 2,5% годовых, плюс два года отсрочки выплаты основного долга.
Для сравнения: стоимость французского проекта ЛРТ, который рассматривался Астаной в 2013 году, составляла 2,3 миллиарда евро. При этом французский проект не предусматривал ни проектирования, ни выноса инженерных сетей. Именно поэтому его в своё время посчитали слишком дорогим и от него отказались.
Переговоры с Китаем Казахстан начал весной 2015 года. Сначала был подписан меморандум о сотрудничестве с консорциумом во время поездки Карима Масимова, в бытность его премьер-министром, в Пекин. Позже, после долгих переговоров стороны заключили договор, однако до строительства дело так и не дошло.
Комментируя для СМИ в начале мая 2017 года сложившуюся ситуацию, столичные власти заверили, что нет видимых причин откладывать строительство легкорельсового транспорта, и обещали приступить к работе в ближайшие дни. По данным пресс-службы акимата, сегодня строительство ЛРТ уже началось, однако уточнять какие-либо детали без официального запроса от редакции наотрез отказались.
Чтобы выяснить, когда именно началось строительство легкорельсового транспорта в столице Казахстана, что уже сделано и когда реализацию проекта планируют завершить, редакция informburo.kz написала официальный запрос в акимат и рассчитывает на исчерпывающий ответ в установленный законом трёхдневный срок.
-
1🏫 Смена электронных дневников в школах Казахстана: поиск лучших решений или борьба за рынок?
- 3284
- 4
- 28
-
2⛅️ Прогноз погоды на 15 ноября: небольшое потепление ожидается на всей территории Казахстана
- 2478
- 0
- 3
-
3👀 Премьер Армении Никол Пашинян сбрил бороду
- 2635
- 6
- 34
-
4✈️ В Кутаиси и Стамбул от 25 тысяч тенге: казахстанские авиакомпании объявили распродажу билетов
- 2226
- 1
- 4
-
5🇰🇷 Тяжёлое испытание: в Южной Корее сдают экзамен, который длится 8 часов и определяет будущее
- 2169
- 0
- 22
-
6👨⚖️ Многодетной матери из Конаева отказали в выдаче жилья из-за ипотеки на квартиру площадью 66 квадратов
- 2157
- 0
- 33
-
7💲Курс доллара снова вырос на бирже 14 ноября
- 2256
- 3
- 10
-
8💬💬 Массовая гибель тюленей в Мангистау: в Минсельхозе назвали предварительную причину
- 2169
- 2
- 84
-
9🛬 Аэропорт на острове Бали возобновил работу после извержения вулкана
- 2175
- 0
- 6
-
10👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢 "Пытается уйти от ответственности". Суд допросил сотрудника компании-собственника хостела по делу о смертельном пожаре в Алматы
- 2262
- 0
- 7