Родители требовали разрешить ношение платков, администрация стояла на своём: не положено. Скандальное видео разлетелось по соцсетям, а в аул отправились чиновники всех мастей для проведения профилактических работ.
Наша команда (informburo.kz совместно с проектом ".три. точки. Знай, что смотришь!") решила посетить аул уже после того, как скандал уляжется и о нём забудут, чтобы посмотреть, как изменилась жизнь сельчан и изменилась ли вообще. Результат поездки – документальный фильм и фоторепортаж ниже.
"Разве это не рай?"
Фирдоуси – небольшое село в Туркестанской области. Про такие поселения говорят: здесь все друг друга знают. Чужаков видят издалека. Незамеченным по улицам не пройтись. Особое внимание – представительницам женского пола с непокрытой головой. Здесь по-другому не то что нельзя, просто не принято.
Людей с камерами сторонятся, особенно женщины, девушки и девочки. Лица стараются спрятать. Про права свои знают и сразу говорят, что против съёмки. Интервью женщины тоже не дают, а если и дают, то обязательно в присутствии мужчин.
Говорят здесь в основном на таджикском языке. 99 процентов населения – таджики. Приехали сюда ещё в 30 годах во времена Союза. Помимо родного языка старшее поколение говорит на русском, молодое – на казахском языках. Занимаются в Фирдоуси выращиванием хлопка. На полях в основном работают женщины, как правило, по найму.
Гайбулла Козиев – председатель местного попечительского совета. Согласился показать нам свои угодья. На его земле трудится только родня.
"У меня 6,5 гектаров земли, еще 10-15 гектаров беру в аренду. Есть свой трактор, своя тележка. Так на хлеб и зарабатываем. На полях трудятся мои сыновья, их жёны", – рассказывает Гайбулла Козиев.
Работают здесь с утра до вечера. За сезон нужно заработать так, чтобы хватило прожить до следующего урожая. Помогают и внуки. Сразу после школы старшие сразу бегут в поле. Мальчишки, включив казахский рэп на телефоне, бодро собирают хлопок.
Гайбулла говорит, что Фирдоуси означает – рай. На вопрос, чувствует ли он себя в раю, аксакал утвердительно кивает.
"Меня руки, ноги кормят, это разве не рай? Если не будешь работать, то это будет ад. Наши предки уже больше 80 лет здесь. Был раньше Союз. Кому где было выгодно, тот туда и ехал. Внуков у меня более 30. Четыре дочки у меня, четыре сына, четыре снохи", – говорит Гайбулла.
"Орамалды шеш!"
Такими словами каждое утро встречает школьниц охрана учебного заведения. Девочек перед входом заставляют снять платки.
В коридоре поставили специальные шкафы, куда при входе ученицы должны убирать хиджабы. Шкафчики разделены по классам. Покрыть голову школьницы смогут только, когда пойдут домой.
В этом селе всегда ходили в платках. Аксакалы говорят, что даже в советское время никто не навязывал светские устои.
"Так резко нельзя было. Я сам на собрании несколько раз говорил: они дома ходят в платках и резко вот так снять с них платки будет очень трудно", – говорит председатель родительского комитета Бексахмад Султанов.
Резко снимать платки пришлось новому директору школы Жанар Мамыровой. Её вообще можно назвать первопроходцем здесь во многих вопросах. До неё школой управляли только представители местного населения, она же приехала из другого села. Более того, до неё в этом селе ни одна женщина не занимала управляющую должность. Жанар не скрывает: было трудно, но не страшно.
"Я первая женщина-руководитель здесь, первая женщина-директор. У них не принято подчиняться женщине. В школу Фирдоуси я попала по конкурсу. В конкурсе принимали участие около шести кандидатов. До этого в течение двух лет я работала в Мактааральском районе в отделе образования главным специалистом по правам ребёнка. Многие боятся этого аула. Но я не делю людей по национальностям, я спокойно хожу домой к ним в гости. А кто-то удивляется: "как ты заходишь к ним домой?", – рассказывает Жанар Мамырова.
Когда Жанар Мамырову назначили директором школы (а было это в 2017 году), учебное заведение находилось ещё в старом здании, которое построили в советское время для студентов-хлопкоробов и затем переоборудовали в школу. Лимит свой учреждение давно исчерпало, мест для детей катастрофически не хватало. В сентябре 2018-ого школа должны была переехать в новое здание.
Целый год, находясь в должности директора, рассказывает Жанар, готовила и родителей, и детей к тому, что в новую школу все пойдут, как полагается, в школьной форме, без религиозных предметов одежды. За это время она провела 18 родительских собраний. Однако на первом звонке всё же случился скандал.
"Я требую лишь исполнения закона, это не мой личный дом, это государственное учреждение. Родители рано или поздно поймут всё это, потому что неправильно травить мозги ребенка религией. Ребёнок должен расти как ребёнок. До моего прихода здесь трёх-четырёхлетним детям надевали платки, а ребёнок ведь не понимает предназначение и ценность платка. Я изначально говорила родителям: "Не крадите у детей детство! Ребёнок, когда достигнет совершеннолетия, сам решит – надевать платок или нет". В прошлом году в нашем ауле были задержаны и переданы в суд люди, которые дома обучали религиозным знаниям. А ребёнок, получивший религиозное образование, никогда не сможет освоить школьные стандарты, так как все его мысли будут обращены к религии", – считает Жанар Мамырова.
Аксакалы полагают, что на ранних этапах нужно было вмешаться местному духовенству, тогда бы всё прошло более гладко.
"Если бы мулла сразу объяснил бы, что это закон, против закона не надо идти, тогда, может быть, народ и согласился бы. А так объяснили только когда начался скандал", – вспоминает председатель родительского комитета Бексахмад Султанов.
Занимавший в тот период пост министра образования и науки РК Ерлан Сагадиев чётко обозначил свою позицию по сложившейся ситуации: по закону в религиозной одежде запрещено посещать школу.
"Мы туда (село Фирдоуси, Туркестанская область. – Авт.) отправили специальную комиссию. Будем вести беседу с родителями учеников и должны прийти к единому решению. На месте присутствуют уполномоченные органы, представители акимата, и все мы вместе, создав единую комиссию, должны будем решить вопрос. По моему поручению ученицы в платках не войдут в здание школы, так же, как это было в Актобе", – сказал министр в кулуарах заседания Правительства 4 сентября 2018 года.
"В Коране есть закон, Аллах говорит: "Поклоняйтесь Аллаху и подчиняйтесь его посланнику Пайгамбару, затем подчиняйтесь царю, слушайтесь своего царя". Так как у нас была такая традиция, ходили в платках. Но после того, как издали закон, мы всему народу объяснили: "Вышел такой закон, мы его уважаем. Раз вышел такой закон, мы беспрекословно ему подчиняемся. Все молитвы, 5-кратный намаз того, кто не уважает закон, – будут впустую". Поэтому мы девочкам всё объяснили, теперь, слава Аллаху, всё хорошо. Если они идут в школу в платке, то в школе его снимают. Заходят и учатся", – говорит Абдухалил Азизов, наиб имам мечети села Фирдоуси.
"Учителя сами приезжали на машине и забирали её на уроки"
С приходом Жанар Мамыровой в школу села Фирдоуси девочки не только сняли платки. Появились начальные классы с казахским языком обучения, до этого здесь учились только на таджикском языке, соответственно, ни о каком ЕНТ и речи не было. После школы учёбу в колледжах и вузах продолжали только мальчики, в большинстве своём, на коммерческой основе. Девочек выдавали замуж.
"Я хочу, чтобы они получали знания в Казахстане, чтобы сдавали ЕНТ. Это сейчас моя цель", – говорит Жанар Мамырова.
Директор рассказывает, что ей удалось добиться высокой посещаемости уроков. Обычно весной и осенью дети не ходили на учёбу, они помогали родителям в поле.
"Осенью и в периоды посева детей часто привлекали к труду. А сейчас мы совместно с районными инспекторами, прокуратурой, районным акиматом не даём детям возможность пропускать занятия", – рассказывает директор школы.
В прошлом году первая выпускница из этого села поступила в университет в Таджикистане на грант по специальности: учитель таджикского языка и литературы. Для маленького села это большое событие. Никогда местные девушки не продолжали своё обучение. Махина Мираманова первой перевернула эту страницу истории.
У Махины есть ещё две сестры и брат. Брат после седьмого класса попросил родителей отдать его в медресе. Старшая сестра окончила школу четыре года назад. По словам матери, на дальнейшей учёбе не настаивала, да и денег в семье было не много. Девушку обучили портному делу, в семейной жизни пригодится.
"Махина с детства всегда говорила, что будет учиться. Были такие дни, когда из-за работы я не отпускала её в школу. Тогда учителя сами приезжали на машине и забирали её на уроки. Я ругалась с ними: почему другие не ходят, а вы вцепились только в мою дочь? Они объясняли, что она активная ученица в классе и хорошо учится. Последние 3-4 года Махина работала и копила деньги на учёбу. Но я думала, что это детские капризы. Потом посоветовалась с учителями, и они сказали, что у моей дочери знания очень хорошие и они помогут ей поступить, сказали, что она очень целеустремлённая девочка. Папа и её дедушка дали благословение. Ещё одна дочь тоже хорошо учится, бог даст, на следующий год я отправлю её к сестрёнке в Душанбе", – рассказывает Мадина Мираманова, мать Махины.
Директор школы надеется, что Махина Мираманова станет не исключением из правил, а примером для многих девочек в этом селе.
"Я и в будущем хочу привлекать девушек к учёбе, к получению высшего образования, чтобы они служили во благо своей страны и народа. Мы свозили детей на экскурсию в Астану, были в Назарбаев Университете, после нашей поездки девочки говорят: "Апай, я хочу учиться в Астане". Я сама люблю, когда девочки получают образование. Если у человека мечты и цели высокие, то можно поступить и всего добиться. Например, когда я пришла в эту школу, у многих были сомнения: "Жанар, ты не сможешь, не справишься, тем более ты женщина", – говорит директор школы.
В старших классах некоторые ученицы уже всерьёз задумываются об учёбе, а не о замужестве.
"Я с детства мечтаю поступить учиться. Знаю, что другие девочки не будут поступать, но я очень хочу. Для меня важно, чтобы отец дал разрешение, чужие мнения меня не интересуют. Он не против моего желания. Я хочу стать переводчиком с казахского языка на английский. Мы побывали в Назарбаев университете в Астане, там все говорят на английском языке, в будущем я тоже хочу уметь разговаривать на английском", – делится Шахида Мирзоева.
"После окончания школы, хочу поступить на учёбу. Мои родители ничего не говорят, мы сами решаем, поступать или нет. Даст Бог после окончания школы пойду учиться, – говорит Фарида Бекмахмадова.
Если об университете некоторые школьницы начинают задумываться, то сесть с мальчиком за одну парту – это точно табу, девочки к такому пока не готовы, посадить их вместе у директора пока не получается.
И даже утром, чтобы послушать гимн, дети строятся в разные колонны.
***
Борьба религии и светскости в этом ауле продолжается. Правда, местные мужчины считают, что село уже давно стало современным: лица у женщин открыты, да и, по их словам, никто учиться девочкам не запрещает, просто многие сами этого не хотят.
В этом году ни одна из выпускниц школы Фирдоуси не продолжила учёбу в вузе.
-
1🏫 Смена электронных дневников в школах Казахстана: поиск лучших решений или борьба за рынок?
- 3284
- 4
- 28
-
2⛅️ Прогноз погоды на 15 ноября: небольшое потепление ожидается на всей территории Казахстана
- 2478
- 0
- 3
-
3👀 Премьер Армении Никол Пашинян сбрил бороду
- 2635
- 6
- 34
-
4✈️ В Кутаиси и Стамбул от 25 тысяч тенге: казахстанские авиакомпании объявили распродажу билетов
- 2226
- 1
- 4
-
5🇰🇷 Тяжёлое испытание: в Южной Корее сдают экзамен, который длится 8 часов и определяет будущее
- 2169
- 0
- 22
-
6👨⚖️ Многодетной матери из Конаева отказали в выдаче жилья из-за ипотеки на квартиру площадью 66 квадратов
- 2157
- 0
- 33
-
7💲Курс доллара снова вырос на бирже 14 ноября
- 2256
- 3
- 10
-
8💬💬 Массовая гибель тюленей в Мангистау: в Минсельхозе назвали предварительную причину
- 2169
- 2
- 84
-
9🛬 Аэропорт на острове Бали возобновил работу после извержения вулкана
- 2175
- 0
- 6
-
10👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢 "Пытается уйти от ответственности". Суд допросил сотрудника компании-собственника хостела по делу о смертельном пожаре в Алматы
- 2262
- 0
- 7