Прямой эфир Новости спорта

Как работает казахстанское оборонное предприятие "Тыныс"? Фоторепортаж

Фото Григория Беденко
Фото Григория Беденко
Одно из самых крупных промышленных предприятий Акмолинской области, которое выполняет государственный оборонный заказ, расположено в Кокшетау.
Почти половина производимой им продукции связана с авиационной тематикой. Подробнее о том, чем занимается акционерное общество "Тыныс", в эксклюзивном репортаже Informburo.kz

Один из производственных цехов АО “Тыныс”

Один из производственных цехов АО "Тыныс" / Фото Григория Беденко


Сегодня АО "Тыныс" входит в состав национальной компании "Казахстан инжиниринг", 100%-ный пакет акций которой принадлежит АО ФНБ "Самрук-Казына". Предприятие курирует Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности РК.


Предприятие производит мелкие комплектующие для авиационной техники советского и российского производства

Предприятие производит мелкие комплектующие для авиационной техники советского и российского производства / Фото Григория Беденко


Основная сфера деятельности завода – производство узлов и агрегатов для авиационной техники. Предприятие выпускает теплообменное оборудование, авиационные огнетушители, сигнализаторы температур, клапаны, электромагнитные переключатели, термореле, электронные блоки управления. Всё это применяется при комплектации самолётов и вертолётов российской разработки.


В этом цехе собирают и испытывают отопители для вертолётов Ми-8/17

В этом цехе собирают и испытывают отопители для вертолётов Ми-8/17 / Фото Григория Беденко


Основными потребителями продукции являются авиастроительные и авиаремонтные предприятия Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Узбекистана. В последнее время продукция поставляется в основном в Россию и Белоруссию.


Продукцию АО “Тыныс” покупают российские и белорусские авиаремонтные заводы

Продукцию АО "Тыныс" покупают российские и белорусские авиаремонтные заводы / Фото Григория Беденко


Завод организован в 1959 году. Строили его заключённые. Изначально предполагалось, что предприятие будет выпускать медицинское оборудование, в том числе и для военных целей. В 1965-м вышло постановление правительства, согласно которому завод перешёл в распоряжение Министерства авиационной промышленности.


Стенд для испытаний вертолетной печки

Стенд для испытаний вертолётной печки / Фото Григория Беденко


Особенность советской промышленной стратеги заключалась в резервировании производства – одну и ту же линейку продукции двойного назначения обычно выпускали два предприятия, которые находились на значительном удалении друг от друга. Линейка завода в Кокчетаве состояла более чем из сотни наименований. Это были мелкие узлы и комплектующие для самолётов и вертолётов. Аналогичную продукцию выпускало предприятие в Баку. Затем завод в Баку закрылся, и остался завод только в Кокчетаве.


Испытания отопителя для вертолёта Ми-8/17



Николай Малашенко, начальник подразделения защиты госсекретов, советник генерального директора АО “Тыныс”

Николай Малашенко, начальник подразделения защиты госсекретов, советник генерального директора АО "Тыныс" / Фото Григория Беденко


– Предприятие выполняет государственный оборонный заказ. Продолжаем авиационную тематику, – рассказывает советник генерального директора АО "Тыныс" Николай Малашенко. – Мы выпускаем комплектующие для самолётов 4-го поколения, даже для поколения 4+. Недавно наши детали начали применять, например, на бомбардировщике Су-24М. Продукцию в основном покупают российские авиастроительные предприятия. У России есть ещё более сложные задачи – сейчас начинается производство авиационных двигателей нового поколения. Думаю, ещё лет десять минимум наш завод будет продолжать работать. Однако нам необходимо также работать над модернизацией своей линейки.


Су-57 на аэродроме в “Кубинке”. Военно-технический форум “Армия-2017”

Су-57 на аэродроме в "Кубинке". Военно-технический форум "Армия-2017" / Фото Григория Беденко


– Ни один эксплуатируемый сегодня в России и Белоруссии самолёт или вертолёт российского производства не летает без наших изделий, – рассказывает далее Николай Малашенко. – Обязательно там стоят мелкие клапаны или блоки управления нашего производства. Вплоть до Су-57, истребителя 5-го поколения. Там тоже наши клапаны стоят.


Такие клапаны устанавливаются на самолеты Ил-76

Такие клапаны устанавливаются на самолеты Ил-76 / Фото Григория Беденко


Насколько конкурентоспособна ваша продукция?

– Обычно наша продукция востребована, когда речь идёт о продлении ресурса летательных аппаратов. Запчасти авиазаводы заказывают у нас. К примеру, раньше мы выпускали отопитель для вертолётов, у него ресурс был 500 лётных часов, после этого требовалась замена. Сегодня требования уже 1500 лётных часов. Мы увеличиваем ресурс, при этом почти не увеличивая стоимость.


Изделия проходят тщательный контроль

Изделия проходят тщательный контроль / Фото Григория Беденко


Есть ли у вас заказы на какие-то новые элементы, которые ранее не производились?

– Наша линейка состоит из 68 видов изделий для авиационной промышленности. Сейчас осваиваем производство генераторов нейтрального газа. Это довольно сложное изделие, потому что оно на самолёте работает в автономном режиме. Агрегат расходует авиационный керосин из баков самолёта. Он очищает выхлопные газы – остаётся 12% углекислого газа, остальное – азот. Затем закачивает эту смесь в топливные баки, тем самым автоматически поддерживает там давление. По мере выработки топлива из баков во время полёта баки заполняются газовой смесью. Самолёт меняет высоту, меняется атмосферное давление, соответственно, статические нагрузки на бак возрастают. Наше изделие в автоматическом режиме регулирует давление и снижает нагрузки на узел.


Летающий радар А-50, созданный на базе военно-транспортного самолета Ил-76, на аэродроме в “Кубинке”. Военно-технический форум “Армия-2017”

Летающий радар А-50, созданный на базе военно-транспортного самолёта Ил-76, на аэродроме в "Кубинке". Военно-технический форум "Армия-2017" / Фото Григория Беденко


А на каких самолётах применяются эти устройства?

– Генератор нейтрального газа применяется на двух типах самолётов – это основной военно-транспортный самолёт РФ Ил-76, сейчас он проходит модернизацию, и воздушный танкер Ил-78. Это огромные машины, там экипаж 12 человек. Весь фюзеляж самолёта, включая крылья, – топливные баки. Самое страшное для него – это взлететь с аэродрома. Вот эти самолёты как раз в Афганистане и били – на взлёте и на посадке. Потом, когда стали применять генераторы нейтрального газа, его можно было изрешетить, но самолёт выполнял боевую задачу. Сейчас есть распоряжение российского правительства о том, чтобы оснастить все самолёты МЧС такими устройствами. Авиация МЧС России, как известно, летает в неспокойные регионы, где стреляют.


Многоцелевой истребитель поколения 4+ МиГ-35 на военно-техническом форуме “Армия-2017” . Аэродром “Кубинка”.

Многоцелевой истребитель поколения 4+ МиГ-35 на военно-техническом форуме "Армия-2017". Аэродром "Кубинка". / Фото Григория Беденко


– Есть изделия, которые применяются только на военных самолётах. К ним требования пожёстче. Например, агрегат наддува 48-76. Мы его выпускаем. Его ставят на истребители МиГ. Это агрегат, который следит за перепадом давления в топливных баках. Изделие очень серьёзное, и его надёжность должна быть 99,99%. Они дублируются. Например, отопитель для вертолёта – если он откажет, станет холодно, но командир всё равно посадит вертолёт. А в случае с боевыми истребителями авария неминуема. Поэтому такие изделия очень надёжные.


Ударный вертолет Ми-28Н “Ночной охотник” на военно-техническом форуме “Армия-2017”. Аэродром “Кубинка”.

Ударный вертолёт Ми-28Н "Ночной охотник" на военно-техническом форуме "Армия-2017". Аэродром "Кубинка". / Фото Григория Беденко


C какими российскими компаниями вы работаете?

– Мы работаем с компаниями, входящими в Объединённую авиастроительную корпорацию (ОАК), с холдингом "Вертолеты России", с авиазаводами в Улан-Удэ, в Казани, с Кумиртауским заводом и другими.


Без таких мелких деталей самолеты и вертолеты летать не могут

Без таких мелких деталей самолёты и вертолёты летать не могут / Фото Григория Беденко


А с казахстанскими?

– У нас есть два авиаремонтных завода: №405 и №408. Первый находится в Алматы, второй в Актобе. Они также покупают у нас агрегаты. Узбекистан готов с нами работать. У них недавно появился Комитет оборонной промышленности. В эксплуатации очень много вертолётов Ми-8/17, которые требуют ремонта. В Казахстане делать ремонт дешевле.


Петр Пищур, начальник производства компании “Тыныс”

Пётр Пищур, начальник производства компании "Тыныс" / Фото Григория Беденко


– По гособоронзаказу мы начали работать в 2012 году, – рассказывает начальник производства Пётр Пищур. – Здесь был открыт цех войсковой амуниции. С 2013 года мы уже стабильно выполняем гособоронзаказ в довольно внушительных количествах. Сначала это был общевойсковой бронежелет (БЖО). Через два года освоили выпуск бронесистемы быстрого сброса. Появились другие заказчики: Служба государственной охраны, Национальная гвардия. Для них мы полностью сами выпускаем бронежилет, включая защитные плиты.


Предприятие освоило производство индивидуальных средств защиты для силовых структур

Предприятие освоило производство индивидуальных средств защиты для силовых структур / Фото Григория Беденко


Какие типы бронежилетов вы можете производить?

– На сегодняшний день мы производим 6 типов бронежилетов. Они отличаются по степени защиты. К примеру, Министерство внутренних дел применяет пистолет Макарова – ПМ, от него достаточно степени защиты Б2. Мы покупаем в Европе высокопрочный полиэтилен, спаиваем его – технологию у себя освоили, получаем молотит. После этого отправляем его в научно-исследовательский институт, где материал испытывают, обстреливают и дают заключение, что он соответствует всем требованиям. Это Б2 для Нацгвардии.


АО “Тыныс” производит 6 типов бронежилетов

АО "Тыныс" производит 6 типов бронежилетов / Фото Григория Беденко


– Министерство обороны применяет бронежилеты только со степенью защиты Бр4. Такие бронежилеты защищают и пах, и плечи, и шею. И недавно они заказывали изделия с системой быстрого сброса для подразделений быстрого реагирования. При ранении солдату достаточно дёрнуть за шнур – половинки бронежилета разъединяются, и производится сброс. Это существенно повышает мобильность. Мы также из арамида и полиэтилена делаем лёгкие бронежилеты скрытного ношения – различные майки и т. п. Образцы делаются, в лаборатории обстреливаются, нам дают заключение и т. д.


Требования к индивидуальным средствам защиты в Казахстане очень жесткие

Требования к индивидуальным средствам защиты в Казахстане очень жёсткие / Фото Григория Беденко


Каков уровень локализации производства?

– Бронежилет мы полностью делаем сами. Министерство обороны даёт нам техническое задание, мы выпускаем образец, подписываем договор, затем запускаем в производство. Когда поступает финансирование, заказываем материалы – их довольно много, причём с жёсткими характеристиками. Они не должны гореть, должны быть водонепроницаемыми и т. п. Кроме того, есть достаточно жёсткие санитарные нормы, на соответствие которым эти материалы проверяют две лаборатории при Министерстве обороны.


АО “Тыныс” планирует полностью обеспечить бронежилетами казахстанскую армию и спецслужбы

АО "Тыныс" планирует полностью обеспечить бронежилетами казахстанскую армию и спецслужбы / Фото Григория Беденко


– На каждые 500 штук выдаётся отдельный сертификат. Все бронежилеты номерные. Дело в том, что в Казахстане ранее отсутствовали государственные стандарты на такого вида продукцию, так как у нас она не производилась. Бронежилеты закупались за границей. Необходимо было провести работу с нормативной документацией. Мы за основу взяли прототип НАТО – бронежилет, выпускаемый в Польше, и переработали его в соответствии с требованиями наших военных.


На учениях “Каратау-2017”

На учениях "Каратау-2017" / Фото Григория Беденко


Насколько жёсткие требования у ваших заказчиков?

– В бронежилете, кроме основных плит, делается ещё мягкий вклад. Пулю он не держит, только осколок. Он из полиэтилена. Нацгвардия нам заказывает мягкий вклад из арамида. Если полиэтилен к воде очень стоек, его можно замачивать, и с ним ничего не будет. Арамид сразу теряет свои свойства при контакте с водой. Поэтому арамид надо закатывать в полиэтиленовую плёнку, причём герметично. Для этого мы купили две ультразвуковые машинки. Для всего этого открываем новый производственный участок. Также в прошлом году мы освоили производство противоударных щитов для МВД. В 2018 году планируем их производство в достаточно крупных объёмах.


На KADEX-2018 будет демонстрироваться продукция казахстанских предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ

На KADEX-2018 будет демонстрироваться продукция казахстанских предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ / Фото Григория Беденко


Что планируете показать на предстоящей в мае выставке KADEX-2018?

– На KADEX мы представим все наши бронежилеты. У нас очень жёсткие требования к материалам. Изделие должно быть очень прочным механически, должно держать влагу, масло, быть несгораемым. В России таких требований нет. Они делают карбон – он гораздо дешевле. А нам приходится покупать материалы за рубежом. Надеюсь, что на выставке нашими изделиями заинтересуются зарубежные заказчики.


Презентационный ролик АО "Тыныс"


Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров