Долгое время пространство казахстанских городов было разделено между пешеходами и, так сказать, тяжёлой моторной техникой (автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи). Первые передвигались по тротуарам, а вторые властвовали на дорогах.
Но несколько лет назад ситуация начала стремительно меняться: на улицах мегаполисов стало намного больше велосипедистов, а также людей на электросамокатах, мопедах и скутерах.
В борьбе за жизненное пространство
Ни основная часть горожан, ни отечественное законодательство не были готовы к такому повороту событий. И пользователи двухколёсного, или по-другому, микромобильного, транспорта оказались вынуждены в буквальном смысле пробивать себе дорогу – лавируя между автомобилями и распугивая пешеходов.
ДТП с участием нового микромобильного транспорта моментально оказывались в центре общественного внимания, провоцируя раскалённые дискуссии, в которых настойчиво звучали требования запретить распространение новых средств передвижения.
Читайте также:
- Министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев заявил, что электросамокатам нельзя ездить по дорогам
- В Алматы только в одну больницу в мае обратились почти 50 человек с травмами, связанными с электросамокатами
- В центре Москвы ограничили скорость передвижения на арендованных электросамокатах до 15 км/ч
Автомобилисты считали, что велосипедистам и самокатчикам не место на шоссе, пешеходы – что на тротуарах. Но строительство отдельных велодорожек и велополос тоже не всем пришлось по вкусу. Особенно жаловались владельцы коммерческих заведений, расположенных на улицах Кунаева и Байтурсынова в Алматы. Они утверждали, что создание велоинфраструктуры на этих улицах сократило количество парковочных мест для машин вместе с прежними клиентами и тем самым нанесло удар по бизнесу и в целом по экономике города.
С этим утверждением могли бы поспорить представители иных сфер бизнеса, которые как раз очень сильно выиграли от развития велоинфраструктуры. Это в первую очередь поставщики и розничные реализаторы двухколесных средств перемещения, шеринговые сервисы и курьерские службы.
По информации специалиста по городскому транспорту Романа Барабанова, летом 2020 года наблюдался небывалый ажиотаж на рынке двухколёсных средств передвижения, и казахстанцы смели всю имеющуюся в стране продукцию.
Правила необходимы
Перед дальнейшим развитием микромобильности в Казахстане стоят серьёзные препятствия. В их числе отсутствие в казахстанском законодательстве самого понятия микромобильного транспорта, пока ещё невысокая культура вождения и использования этого транспорта, недостаточно развитая инфраструктура, а также высокие пошлины на эти транспортные средства.
Разработка правил сейчас стоит на первом месте по важности: где, когда, как, с кем, на какой скорости можно передвигаться на новом транспорте и как его называть.
Для урегулирования всех этих моментов летом этого года была основана Ассоциация экологичного транспорта, куда вошли основные игроки рынка – компании, предоставляющие сервис по аренде самокатов и велосипедов.
Накануне, 25 ноября, ассоциация организовала встречу, в ходе которой представители общественности, бизнеса, госорганов и экспертного сообщества могли обменяться мнениями.
В ходе мероприятия прозвучали следующие инициативы: ввести в законодательство новый термин – средство индивидуальной мобильности (СИМ), к которым будут отнесены ролики, самокаты, сигвеи, моноколёса, но не будут относиться мопеды и скутеры. Второй момент – необходимость законодательно добиться ограничения скорости для самокатов до 25 км/ч, чтобы снизить вероятность ДТП с участием микромобильного транспорта. Также предложено внести норму, по которой вес СИМ не должен превышать 40 кг.
Президент Ассоциации и сооснователь Jet Серик Успанов привёл статистику по компании Jet: за весну-осень 2021 года на 1 200 000 поездок зарегистрировано всего 18 происшествий. И все они произошли, когда на самокатах передвигались сразу по два человека, что запрещено правилами.
Ещё один важный момент, на который обратили внимание участники встречи, – это возможность для пользователей микромобильного транспорта использовать прицепы, коляски, тележки для перевозки детей, животных, вещей, продуктов. В ряде зарубежных стран это повсеместное явление, как и так называемые "каргобайки" – специальные грузовые велосипеды с электромотором или без.
"Сейчас это в Казахстане запрещено. Но если запрет снимут, это может кардинально изменить расстановку сил и придать новый мощный импульс развитию микромобильности", – отметила специалист в области транспортной политики Елена Ерзакович.
Транспорт будущего
По мнению архитектора и урбаниста Жанны Спунер, сейчас у Алматы есть шанс стать самым передовым городом в сфере развития микромобильности – в Казахстане, в Центральной Азии, даже в мире.
"Меня радует, что общество, бизнес, акимат, банки развития готовы к новым решениям. Время изменений пришло, и все готовы объединиться, чтобы сделать этот город лучше. Мы начинали с жалкой велодорожки по улице Абая, начинающейся из ниоткуда и уходящей в никуда, и посмотрите, что уже есть сейчас. Мы привыкли критиковать акимат, но похоже, там взялись за это серьёзно. У нас есть возможность не просто изменить к лучшему инфраструктуру города, но улучшить ситуацию с атмосферным воздухом", – подчеркнула эксперт.
А замдиректора представительства ЕБРР в Казахстане Бахтиёр Файзиев сообщил, что отныне эта международная организация прекращает поддержку любых проектов, связанных с использованием дизельного топлива или природного газа, и уделяет внимание развитию электротранспорта.
По итогам встречи под эгидой Ассоциации экологичного транспорта создана рабочая группа, в которую могут войти все желающие.
Читайте также:
- Электросамокаты – удобное средство передвижения или опасность для жизни?
- АКАБ: Неопределённость в отношении электросамокатов в законодательстве сдерживает рост их продаж
- Сагинтаев поддерживает ужесточение правил дорожного движения для самокатов и мопедов
-
1🎄Новогодние скидки: билеты на поезда по выгодным ценам распродают в Казахстане
- 5794
- 1
- 4
-
2❓День потрачен впустую: кто виноват и что делать, если доставка задерживается
- 5614
- 3
- 18
-
3⚡️Дмитрий Мун стал вице-министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности
- 2410
- 5
- 90
-
4❓В НИИ онкологии и радиологии Алматы бесплатно проконсультируют жителей
- 2410
- 0
- 7
-
5🤑Размеры двух пособий вырастут в Казахстане в 2025 году
- 2427
- 4
- 16
-
6🌤 Прогноз погоды на 23 ноября: осадков не ожидается на всей территории Казахстана
- 2403
- 0
- 6
-
7⚠️Легковушка столкнулась с маршрутным автобусом на автомагистрали в Караганде
- 2212
- 1
- 17
-
8⭐️Сверхгигант, прячущийся в "коконе": астрономы сделали первый крупный снимок звезды из другой галактики
- 2175
- 1
- 13
-
9⁉️Чем известна Перизат Кайрат, возглавлявшая фонд BizBirgemiz Qazaqstan?
- 2325
- 15
- 42
-
10🇺🇸Как хотят справиться в США с бюрократией: меньше бумажек – больше дела
- 2147
- 1
- 21