В июле 1972 года в Ленинграде двое 18-летних друзей детства студент-математик Борис (Боб) Гребенщиков и студент-медик Анатолий (Джордж) Гуницкий решили создать рок-группу. Так 50 лет назад возник "Аквариум". 43 года из этих 50 обозреватель "Би-би-си" Александр Кан находился рядом с "Аквариумом", и в этих заметках он делится своими личными впечатлениями и воспоминаниями о раннем, андерграундном периоде истории группы.
"О существовании рок-группы "Аквариум" я впервые услышал в мае 1979 года. Случилось это в ленинградском ДК им. Ленсовета на учредительном собрании Клуба современной музыки, который мы придумали вместе с моим другом, таким же, как и я, ярым приверженцем джазового авангарда музыкантом Сергеем Курёхиным и нашим старшим товарищем, во многом наставником и ментором, джазовым критиком Ефимом Барбаном. Через несколько лет Барбан эмигрировал в Британию и под именем Джеральд Вуд стал вести джазовые программы на "Русской службе Би-би-си".
До создания Ленинградского рок-клуба оставалось ещё два года, и хотя рок-музыкой мы тогда заниматься совершенно не собирались, неудивительно, что любая музыкальная активность, сколько-нибудь выходившая за рамки советского официоза, немедленно становилась точкой притяжения всего андерграунда.
Наши концерты Дюша вёл недолго, эту роль передали мне как председателю клуба. Но "аквариумисты" тем не менее стали завсегдатаями наших концертов.
Группа их была тогда ещё вполне самодеятельной. Борис, а за ним и остальные – Дюша, виолончелист Сева Гаккель, гитарист Саша Ляпин – тянулись ко всему новому и интересному. Они с большей или меньшей регулярностью появлялись в становившихся всё более регулярными и всё явственнее роковыми курёхинских шоу. Именно из этих концертов в КСМ два-три года спустя выросла и знаменитая "Поп-Механика".
Появлялись "аквариумисты", правда, на вполне подчинённых сайдменовских ролях, которые их тогда вполне устраивали. И музыкально, и визуально, эстетически они сильно обогащали курёхинские шоу. Есть сделанная на одном из концертов в Клубе современной музыки фотография одетого в строгий костюм, с тонким галстуком и выбеленным лицом Гребенщикова – он тогда проходил через период увлечения немецкими электронщиками Kraftwerk, и имидж был соответствующим.
"Аквариум", несмотря на скандальный успех в Тбилиси на фестивале 1980 года, даже на городской рок-сцене ещё не обрёл того доминирующего положения (в то время там господствовали хард-роковые "Россияне"), которое группа заняла спустя буквально пару-тройку лет, и сам себя ещё воспринимал вполне скромно. Рок-клуба ещё не было, квартирники широкого распространения ещё не получили, записей толком тоже ещё не было, и услышать их собственную музыку можно было лишь очень сильно специально ею заинтересовавшись.
Мы же, авангардисты-неофиты, несмотря на общую рок-генеалогию, роком к тому времени совершенно уже не интересовались, считая, что уже выросли из его коротких штанишек и со спокойной уверенностью ждали того часа, когда к нашему авангардному племени примкнут и остальные лучшие представители нашего рок-поколения. Интеллигентные и тянущиеся к новому Боря сотоварищи проявляли к тому, что у нас делается, живой интерес. Я в свою очередь тоже стал интересоваться, чем же, собственно, занимаются эти ребята.
Читайте также:
Открытие
Впервые на концерт "Аквариума" я попал уже, наверное, в 1980-м в ДК "Невский". Было воскресенье, решение отправиться туда было спонтанным, и заранее о проходке я не побеспокоился. Толпа перед ДК была изрядная, и как проникать внутрь я совершенно не понимал. Мы с друзьями стояли на ступенях перед стеклянной стеной, как вдруг я услышал стук в стекло изнутри. Хорошо знакомый мне внешне человек с большой, размером с мою, бородой и еврейской внешностью – он захаживал к нам в клуб, но имени его я не знал – бурно жестикулируя, давал понять, что мне надо подойти к двери.
Я пробрался настолько близко, чтобы мы могли говорить. Человек, интеллигентно смущаясь, назвался: "Меня зовут Анатолий Гуницкий, но все называют меня Джордж", – и тут же спросил: "Тебе сколько билетов надо?" Я, понимая, что при таком столпотворении это беспримерная наглость, тем не менее произнёс: "Четыре". И поспешно добавил: "Мы заплатим", потянувшись в карман за деньгами. "Ничего не надо!" – замахал руками Джордж и протянул мне четыре билета.
Звук был ужасным, что, как я довольно скоро понял, было на рок-концертах явлением вполне обычным. Первая более или менее полноценная студийная запись "Аквариума" "Синий альбом" ещё находилась в работе, и звучащие со сцены песни были мне неизвестны. Слов было практически не разобрать, но зато общий строй того, что творилось на сцене – совершенно нестандартный инструментарий: акустическая гитара, флейта, виолончель, губная гармоника, явственный дилановский дух и, главное, очевидный акцент на текст – меня приятно поразил. Всё происходящее на сцене выглядело и звучало очень ново и очень необычно. Особо запала в душу песня с трудно объяснимой, но завораживающей своей магией строчкой: "Дай мне напиться железнодорожной воды…".
Отечественный рок тогда был расколот на две противостоящие друг другу группировки. Скрывавшиеся под стыдливым эвфемизмом ВИА профессионалы – "Весёлые ребята", "Поющие гитары" и им подобные вынуждены были лицемерно скрывать свои рок-пристрастия под удушающим покрытием официальной советской эстрады и у настоящих рок-фанов вызывали в лучшем случае жалость, а то и презрение. Не менее жалко выглядели и отчаянные усилия "подлинных" подпольных рокеров, стремившихся скрупулезно и малоуспешно "снимать" Deep Purple на своих полусамодельных гитарах и усилителях.
Вовсю ещё шли дискуссии о пригодности русского языка для рока. Большинство считало, что нет, не пригоден. В подтверждение чему приводился выглядевший вполне научно аргумент – слова в русском существенно длиннее, чем в английском, и потому в роковый ритм они не укладываются.
Опередившие "Аквариум" на несколько лет "Машина времени" в Москве и "Санкт-Петербург" в Ленинграде были пионерами, но всё же оставались и музыкально, и поэтически в рамках старого, привычного рок-мейнстрима, никаких новых эстетических горизонтов не открывали, и потому оставляли меня равнодушным.
В "Аквариуме" же была свежесть, был новый, совершенно не свойственный нашему року нерв, новое чувство и новая эстетика.
Любовь
Заинтересованность переросла в увлечённость и даже любовь практически в один день.
В начале осени 1981 года мой хороший приятель и сосед барабанщик Саша Кондрашкин, активно участвовавший в концертах клуба, зайдя, как это частенько бывало, ко мне домой, протянул мне 500-метровую бобину: "На, послушай. Мы вот тут записали".
На бобине были новые студийные записи "Аквариума", над которыми группа работала всё лето: "Треугольник", "Акустика" и студийная сторона "Электричества". Как оказалось, Боря заприметил скромного Кондрашкина на наших клубных концертах и пригласил его на запись. Сам Саша до получения результатов рассказывать мне об этом почему-то не стал – темнил. А может, и не придавал особого значения: ведь "дотреугольниковский" "Аквариум" образца 1981 года был группой хорошей, но отнюдь ещё не звёздной.
С "Аквариумом" я хоть и был уже хорошо знаком, но ещё не дружил и о происходивших внутри группы процессах осведомлен был мало. Мой друг Курёхин, вовсю уже задействованный в тех записях, рассказывать об этом нужным не считал. По всей видимости, просто не придавал этому большого значения, для него это были так, детские шалости: друзья попросили – подыграл, подумаешь. Голова его была занята тогда совсем другой музыкой, и настоящее возвращение в рок было ещё впереди.
Каким бы ни было отношение к этим записям моих друзей, принимавших в них участие, я был откровенно потрясён и жутко воодушевлён. И не только изысканными, пропитанными джазовым духом барабанами Кондрашкина и феноменальными фортепианными пассажами Курехина на "Мочалкин блюз" и "Мой друг музыкант", которые заставили вспомнить искромётные соло Кита Типпета на пластинках моих любимых King Crimson.
Широчайший диапазон музыкальных и поэтических стилей: от лирических баллад до абсурдистско-сюрреалистических поэтических изысков, от на первой взгляд простой, но изысканной инструментальной формы с акустической гитарой, флейтой и виолончелью до пульсирующего регги, от свингующего блюза до раскованных фриджазовых фортепианных пассажей. И тут же изощрённые студийные эксперименты с ускорением и замедлением плёнки и пуском её в обратную сторону.
Но главное – тексты. Хиппистский сленг и чуть ли не уличный жаргон органично соседствовали с высоким слогом библейских аллюзий и отсылками в мифологию, историю и классическую литературу. Все мои идеальные представления о рок-поэзии – Дилан, Леннон, Заппа, или, другими словами, социальность, лирика, абсурдизм, слились воедино. Рок, который к тому времени, ещё до сакраментального лозунга в песне "Рок-н-ролл мёртв", я, было, похоронил, оказался очень даже жив, да ещё к тому же на родном языке! Богатом, живом и остросовременным. "Жив, жив, курилка!" – кричал я сам себе. Я был в восторге, навсегда полюбил "Аквариум" и, как блудный сын, вернулся в лоно рока.
Неудивительно, что уже очень скоро, в очередной раз предаваясь размышлениям о том, кем заполнить предстоящий клубный концерт, я внезапно сам для себя (и немного опасаясь обвинений в ренегатстве) предложил "Аквариум".
Предложение своё я мотивировал тем, что слышанное мною на последних записях явно выпадает из стандартного представления о роке, является и музыкой, и поэзией не только творческой, но и, в полном соответствии с идеологией клуба, остросовременной. Неожиданно никто особенно не возражал, и Курёхин, как лицо небеспристрастное в обсуждении участия не принимавший, выдал мне номер телефона Гребенщикова. Я тут же стал звонить из будки у ДК Ленсовета. Боря явно с удовольствием воспринял идею выступить на сцене клуба "Аквариумом", правда, счёл необходимым спросить: "А ты знаешь, что мы сейчас играем регги?".
О том, что такое регги, у меня тогда было ещё довольно смутное представление – за событиями в мире рока я уже (и ещё) почти не следил, но это меня нисколько не смутило. "Аквариум" уже завоевал моё доверие, и я готов был принять их практически в любом виде.
Эпатаж и скандал
А ещё месяц спустя, в апреле 1982-го, Клуб современной музыки был со скандалом закрыт. И произошло это тоже при прямом участии склонного к эпатажу Бориса Гребенщикова.
Каждый апрель мы традиционно проводили авангардный фестиваль "Весенние концерты нового джаза". В этот раз в фойе и на сцене мы развесили картины нон-конформистских авангардных художников. А в ходе заключительного концерта фестиваля, выступления курехинского Crazy Music Orchestra, БГ, наконец-то, сумел осуществить свою давнюю мечту – разбить о сцену гитару.
Я хорошо помню, как тщательно он готовился к этому ритуальному жесту. Разумеется, при жесточайшем дефиците и запредельной цене хороших инструментов речи о том, чтобы импульсивно разгромить о сцену полноценную играющую электрогитару, и быть не могло. Тем не менее совершить символический для всей истории рок-н-ролльного бунта жест, восходящий к The Who, Хендриксу и панкам, под влиянием которых БГ тогда ещё вовсю находился, и хотелось, и казалось чрезвычайно важным. Тем более что в тогдашней политическо-культурной ситуации жест этот, каким бы наивным и детским он ни казался сейчас, имел свой серьёзный шоковый смысл.
Уже на следующий день мне позвонили и попросили, не дожидаясь нашего следующего клубного понедельника, зайти во ДК для беседы. Беседа проходила в кабинете директора, но сам он – милейший Ким Николаевич Измайлов – сидел с лицом белее стены и обречённо-удручённо молчал. Говорили какие-то неведомые мне серые люди в пиджаках. Меня долго и во всех подробностях выспрашивали, что за художники и что за музыканты, кто давал разрешение на выставку картин, что означает та или иная картина, и что мы имели в виду под тем или иным жестом на сцене.
Особое возмущение моих собеседников вызвало одно, как мне казалось, во всяком случае по сравнению со всем остальным, вполне невинное действие Гребенщикова. Нет, я вовсе не имею в виду крушение гитары. Боб принёс с собой надувной красный шарик, надул его прямо на сцене, привязал к грифу гитары, где тот довольно долго болтался, придавая всему происходящему атмосферу забавного детского праздника, а затем в один из кульминационных моментов торжественно лопнул шарик специально припасённой булавкой.
Вся эта процедура нашими "критиками в штатском" была воспринята – ни много ни мало – как издевательство над славными достижениями советской космонавтики. Они в отличие от нас не преминули обратить внимание, что концерт пришёлся на 12 апреля – годовщину полёта Гагарина, отмечавшуюся всем советским народом как День космонавтики.
Я что-то пытался говорить, объяснять, убеждать, что всё это абсолютно невинные околокультурные шалости, что никакого политического подтекста ни в одном слове, звуке, образе или жесте нет, но по вежливо-враждебному молчанию "критиков" ясно было, что ничего хорошего клубу нашему впереди не светит.
И действительно, уже в ближайший понедельник нам было объявлено, что Клуб современной музыки при Дворце культуры им. Ленсовета прекращает свою работу. Директор ДК за допущенный им грубый просмотр "идеологической диверсии" был с работы уволен и чуть не лишился партбилета (что не помешало нам, впрочем, в будущем сохранить с Кимом Николаевичем прекрасные отношения).
Прослушивания
Вручённая мне Кондрашкиным бобина была первой и, кажется, последней записью "Аквариума", которую я впервые слушал так обыденно у себя дома. Со следующими альбомами группы я знакомился на квартире Гребенщикова, что было своеобразным ритуалом инициации.
Происходил он чаще всего в уютной комнате коммуналки на седьмом этаже на улице Софьи Перовской (ныне Малая Конюшенная), где тогда жил Гребенщиков. Собиралась вся группа и несколько близких друзей, выключался свет, зажигались свечи, и включалась музыка. После чего – неизбежные поздравления и столь же неизбежные возлияния.
Был, впрочем, случай, выпадавший из этой традиционной схемы.
Летом 1982 года был закончен альбом "Табу", решающую роль в создании которого сыграл влившийся тогда в постоянный состав группы Курёхин. Сергей организовал презентацию только что записанного альбома на квартире нашего приятеля, литератора и переводчика Миши Хазина.
Хазин был членом созданного властями, как и Рок-клуб, в качестве клапана для выпуска оппозиционных настроений литературного "Клуба-81", с которым мы все поддерживали тесные дружеские отношения. Кроме самих "аквариумистов", остальная тусовка представляла круг скорее литературно-философский, нежели музыкальный.
Место было выбрано из соображений престижа: Хазин обладал редкой по тем временам в наших кругах ценностью – отдельной трёхкомнатной квартирой в знаменитом писательском доме в самом богатом, парадном уголке Петроградской стороны. Просторная уютная гостиная могла не только без труда вместить пару десятков человек, но была ещё и оборудована более или менее пристойной стерео-аппаратурой (тоже достояние не каждого дома), которую признали пригодной для качественного прослушивания свежеиспечённого альбома.
Курёхин стремился соединить два дорогих для себя круга – литературный и рок-музыкантский. Затея – по крайней мере в тот вечер – оказалась малоуспешной. Плёнка была торжественно водружена на магнитофон, и началось прослушивание. Рокеры молча потягивали не очень любимое ими сухое, косясь на малознакомых им писателей и напряжённо ожидая хоть какой-нибудь реакции. Писатели старательно вслушивались в неожиданно прямолинейный и, казалось, совершенно неактуальный хард-рок.
Концерты
За 40 лет с лишним лет я побывал на сотнях концертов "Аквариума". Многие из них оставили неизгладимый след в памяти.
Но сейчас вспомнить хочется один.
В 1986 году "Аквариум" триумфально закрывал очередной фестиваль Рок-клуба – не в постоянном его зале на улице Рубинштейна, а в том самом ДК "Невский", где шестью годами ранее я впервые услышал группу.
"Аквариум" был на вершине своей концертной мощи. Как и положено легендарной группе, её окружали слухи: виолончелист Сева Гаккель начал свою череду уходов из группы, и на сцене его не было. В местной рок-среде это воспринималось тогда как уход Джорджа Харрисона из "Битлз". В кульминационный момент на словах "локоть к локтю, кирпич в стене" ставшей гимном "Рок-н-ролл мёртв" стоявший за кулисами Гаккель не удержался и, выбежав на сцену, стал петь в микрофон рядом с Гребенщиковым. Зал взорвался от восторга.
Во время десятиминутной овации я стоял вместе со всей толпой и самозабвенно, до боли в ладонях, аплодировал. Человек совершенно нерелигиозный, уже не мальчишка – мне было 32 года и в общем-то не очень сентиментальный, я вдруг поймал себя на том, что обращаюсь к Богу: "Господи, ты не дал мне возможность увидеть живьем Rolling Stones или Led Zeppelin, но благодарю тебя, Господи, за то, что дал мне шанс побывать на великом рок-н-ролльном концерте!".
Тогда, в 1986 году, никто из нас не мог предполагать, что уже очень скоро мы не только увидим живьём казавшихся тогда недостижимыми небожителями своих рок-героев, но что и со многими из них Борис Гребенщиков и его "Аквариум" окажутся на одной сцене, и они будут принимать участие в записи его альбомов.
Влюбившаяся в русский рок молодая американка Джоанна Стингрей выпустила двойной альбом Red Wave. Four Underground Bands from the USSR. Одной из четырёх групп – наряду с "Кино", "Алисой" и "Странными играми" – был "Аквариум". Захваченные врасплох и напуганные не столько самим альбомом, сколько шквалом публикаций в американской прессе о "подпольных" группах в СССР советские власти сочли эту частную инициативу идеологической диверсией Госдепа и, похоже, в качестве ответного шага спешно открыли ленинградским рок-группам путь на большую сцену. Первой из них стал "Аквариум".
Андерграунд остался в истории. Свидетелями следующих 35 лет творчества группы уже стали миллионы.
«Запрещено копировать, распространять или иным образом использовать материалы Русской службы Би-би-си»
-
1🎶 Как интересно провести выходные 2 и 3 ноября в Алматы и Астане
- 5535
- 1
- 5
-
2🔥Пожар произошёл в крытом паркинге в Астане
- 2456
- 3
- 6
-
3🌡Прогноз погоды на 2 ноября: потепление ожидается в некоторых регионах страны
- 2593
- 0
- 7
-
4🤩 Токаев принял верительные грамоты послов ряда государств
- 2068
- 12
- 14
-
5❔ Почему на Каспии массово гибнут тюлени
- 2222
- 3
- 9
-
6📈 Алматы стал антилидером по уровню инфляции в октябре
- 2107
- 0
- 15
-
7❓ Что нужно оплатить казахстанским налогоплательщикам в ноябре?
- 2178
- 0
- 11
-
8🍁 До 20 градусов потеплеет на юге Казахстана
- 2108
- 0
- 5
-
9💦 "Это было как цунами": испанцы рассказывают, как пережили катастрофическое наводнение
- 2075
- 1
- 14
-
10❗️Стартовал приём заявок от фермеров на финансирование по программе "Кен дала 2"
- 2093
- 1
- 6