Вскоре после событий Трагического января в Алматы, больше всех пострадавшем во время беспорядков, сменился аким города. В череде громких назначений начала 2022-го это была первая смена акима, да ещё и произошедшая в самом большом городе Казахстана.
Коренной алматинец Ерболат Досаев в день назначения сказал:
"Это особая честь для меня и особая ответственность. Я надеюсь, что вместе с вами мы переживём январские трагические события и приложим все усилия, чтобы наш город стал краше, лучше, и вернём ему ту самую энергию и жизнь, которые присущи только Алматы".
Об опыте и достижениях
Трудовую деятельность Досаев начал в 1993 году в МНПП "Искер". Осенью 2007 года он стал директором компании Alatau Holding Limited.
По рейтингу Forbes, Досаев с состоянием свыше 100 млн долларов входил в топ-50 самых богатых людей страны.
В разные годы он был советником премьер-министра, вице-министром энергетики, индустрии и торговли, вице-министром финансов, возглавлял Агентство по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.
Также Ерболат Досаев успел поработать в должности управляющего Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Казахстане, руководителя ряда министерств – здравоохранения, экономического развития и торговли, экономики и бюджетного планирования, национальной экономики. Был председателем правления АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек", с 2017 по 2019 год занимал должность заместителя премьер-министра РК, затем – главы Нацбанка и, наконец, акима Алматы.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев спустя несколько дней после назначения также напомнил о том, что восстановление Алматы поручено новому акиму.
"Считаю, что у него получится это сделать, ведь он имеет большой опыт работы в бизнесе и на государственной службе. Он толковый и трудолюбивый человек. Надо дать ему возможность работать", – сказал президент.
Отметим, за год работы Ерболат Досаев оказался в числе самых упоминаемых персон в новостных лентах. Одна из новостей, связанная с акимом Алматы, – это ответ Досаева о размере его зарплаты.
"На посту акима я зарабатываю 980 000 тенге в месяц. Кроме того, мне, как и всем госслужащим, иногда дают премии".
Он напомнил также, что до своей государственной деятельности активно занимался бизнесом и продолжает владеть ценными активами, имея задекларированные доходы.
Первые шаги акима
В новой должности во время встречи с инвесторами воздушной гавани, в том числе с президентом и генеральным директором TAV Airports Holding Мустафой Сани Шенером, Досаев высказался в поддержку проекта модернизации международного аэропорта, предусматривающего и строительство нового терминала.
В то же время аким не торопится вмешиваться в конфликт между турецкими инвесторами и алматинцами по сносу старого терминала аэропорта. Не прозвучало за год (даже в планах акимата) ни слова о развитии алматинского авиаузла. Специалисты предлагают строить новый аэропорт или развивать существующий в качестве резервного. Такой порт, как считают эксперты, мог бы специализироваться на обслуживании компаний-лоукостеров, грузовых авиаперевозок.
Одним из первых решений акима Досаева стала остановка работ на 19 стройплощадках в верхних районах города, где возводились многоэтажки, до выяснения всех обстоятельств. Вскоре аким дал поручение пересмотреть "подходы к застройке территорий с учётом требований по обязательному строительству объектов социальной инфраструктуры".
Аким Алматы в первые месяцы работы поднял и непопулярный среди населения, но необходимый для улучшения городской среды вопрос о повышении тарифов на коммунальные услуги:
"По теплосетям вас расстрою: чтобы они были адекватными, давайте поднимем тарифы. С точки зрения тарифов у нас город льготных социальных благ, к сожалению. С учётом износа сетей, если летом их не поддерживать, то зимой получим коллапсы в разных районах".
Кстати, вопрос с тарифами так и остался на повестке дня, а аварии на теплосетях Алматы в зимний сезон 2022-2023 не заставили себя ждать. Одна из них произошла совсем недавно, 13 января, на водопроводе на углу улиц Мынбаева и Ауэзова. В результате около 80 жилых домов остались без воды. Конечно, коммунальщики с утечкой воды справились, водопровод 50-летней давности залатали, но городской администрации рано или поздно придётся решать вопрос с изношенной инфраструктурой кардинально.
И ещё одна городская проблема находится в центре внимания акимата – строительство и ремонт дорог. Например, 2 млрд тенге, предусмотренные на средний ремонт проспекта Аль-Фараби аким города решил перенаправить на строительство и ремонт дорог в особо нуждающихся районах Алматы. О таком решении Ерболат Досаев доложил на расширенном заседании правительства ещё 8 февраля. А в июле на встрече с Общественным советом Алматы аким рассказал об изменении подходов к ремонту дорог в мегаполисе:
"Согласно нормативам, асфальтобетон после укладки должен улежаться 72 часа. Дорожники мне рассказали, что они никогда не соблюдали эти стандарты – ночью укладывали асфальт и утром открывали дорогу, потому что люди жалуются. Теперь я собираюсь делать так: после укладки асфальта 72 часа по дороге никто не будет ездить, потому что я не намерен каждый раз менять дороги".
Встречи с алматинцами
За год работы в должности акима Ерболат Досаев запомнился регулярными встречами с горожанами. В течение первых шести месяцев в должности градоначальника, по данным пресс-службы акимата, у Досаева состоялись восемь отчётных встреч с жителями всех районов мегаполиса. Сообщалось также, что ни одна встреча не обходилась без конфликтов и даже драк алматинцев.
Читайте также: Почему алматинцы дерутся на встречах с акимом? Мнение Ерболата Досаева
Аким к стычкам на его глазах относится философски, объясняя поведение людей тем, что во время пандемии и после в городе появилась масса проблем. Поэтому во время встреч с акимом горожане торопились высказать всё, что у них накопилось.
"Случаются ситуации, когда люди из одного района приходят со своими вопросами на встречу, посвящённую другому району. Это вызывает у остальных участников бурную реакцию. Конечно, какие-то встречи проходили очень эмоционально, зато искренне", – прокомментировал Досаев настроения горожан.
Глава городской администрации уверен, что знает о проблемах Алматы не понаслышке. На встрече с жителями Алмалинского района он рассказал о личном опыте пользования скоростными автобусными маршрутами (BRT) в Алматы.
"Имел честь сам проехаться, специально поехал снизу по BRT. Я лично прождал 33 минуты 32-й маршрут, потому что четыре автобуса не вышли на маршрут", – рассказал Досаев.
Аким признался, что запущенный проект BRT в Алматы до сих пор вызывает большие вопросы и у администрации города. И добавил, что в 2023 году город купит 300 новых автобусов и 100 троллейбусов, чтобы сократить интервалы движения.
Читайте также: Видим, чем дышим. Почему автобусы Алматы так и не перевели на газ
Одно из добрых начинаний акима Досаева, которое точно нашло горячий отклик у родителей Алматы, – введение бесплатного горячего питания для всех учащихся 1-4 классов алматинских школ. На организацию горячего питания одного ребёнка в бюджет города заложено 560 тенге в день.
К заслугам акима Досаева несомненно можно отнести разработку генерального плана города. Сейчас седьмой по счёту проект генплана находится на стадии обсуждения. Предыдущий план разработали 20 лет назад, его пытались корректировать, но безрезультатно. Именно Досаев реанимировал Градостроительный совет города, остановил внесение бесконечных корректировок в старый генплан и предложил создать новый стратегический документ развития города.
В дни общественных слушаний по проекту, прошедших в январе 2023 года, на другой площадке аким Досаев неоднозначно высказался об алматинских "панельках", которые составляют основу жилищного фонда Алматы:
"К сожалению, панельные дома обновлять невозможно. То, что построил АДК (Алматинский домостроительный комбинат. – Авт.) в своё время, эти дома считаются историей, но я считаю, что их надо снести. Потому что более 25 лет панельные дома не выдерживают, те, которые построены здесь в микрорайонах, где мы выросли. В них даже нельзя дюбель забить в стену. Город будет обновляться, исторический облик будем сохранять, но программа реновации, модернизации инженерной инфраструктуры будет полностью реализовываться".
Проблем в городе – воз и маленькая тележка. Одна из главных – жуткий алматинский смог, который за этот год ничуть не уменьшился. Решение этой проблемы могло бы стать ключевым индикатором успешности работы городских властей. Могло бы, но пока не стало.
-
1‼️Наводнение в Испании: число погибших выросло до 158
- 2557
- 1
- 31
-
2🌪 Самый мощный за последние 30 лет: супертайфун Конг-Рей обрушился на Тайвань
- 2282
- 1
- 15
-
3❔ АЭС, нефть и логистика: о чём говорил Токаев на встрече с иностранными инвесторами
- 2282
- 0
- 32
-
4💊 Вывозили на Запад под видом витаминов: контрабандистов анаболиков задержали в Алматы
- 2309
- 0
- 11
-
5❔ Летать и ездить с цифровыми документами. Что изменится в Казахстане в ноябре 2024 года
- 2338
- 3
- 15
-
6🤑 Как изменился курс доллара к тенге на бирже 31 октября
- 2251
- 0
- 4
-
7🇪🇸 Почему от наводнений в Испании погибло так много людей?
- 2281
- 0
- 12
-
8⚡️В суде Астаны рассматривают иск журналистов против Минкультуры по правилам аккредитации
- 2343
- 2
- 17
-
9☄️Авария на шахте имени Костенко: Генпрокуратура обнародовала имена подозреваемых
- 2368
- 0
- 6
-
10🌡Прогноз погоды на 1 ноября: штормовое предупреждение из-за гололедицы объявили в восьми регионах страны
- 2367
- 0
- 6