Прямой эфир Новости спорта

Ещё две недели: как родители и учителя отреагировали на продление учебного года

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Если учебных дней будет больше, станут ли знания лучше?

20 июля Министерство просвещения опубликовало проект приказа о продлении учебного года на две недели. В нём говорится, что школьники теперь будут учиться 36 недель вместо 34. 

Мы поговорили с родителями, учителями и экспертами в сфере образования, чтобы понять, для чего министерству нужны эти нововведения и к чему они приведут. 

Летом дети учиться не будут

С самого начала этот проект вызвал много вопросов. В документе, который был опубликован на Открытых НПА, не были указаны сроки каникул. Поэтому люди посчитали, что дополнительные две недели в учебном году будут добираться за счёт продления учёбы до середины июня. 

Началось беспокойство, и министерство решило разъяснить ситуацию. Оказалось, что летом дети учиться не будут, а учебный год продлят с помощью сокращения зимних и весенних каникул, а также увеличения четвёртой четверти. 

Фото Informburo.kz

Если раньше дети отдыхали зимой 11 дней с 30 декабря по 9 января, то сейчас будут 9 дней – с 31 декабря по 8 января. Весной школьники уходили на каникулы 19 марта, а приходили на учёбу только 31, то есть отдыхали 12 дней. Сейчас им сократили каникулы до 9 дней (с 18 по 26 марта включительно). 

Также до этого учебный год официально заканчивался 25 мая, но сейчас дети будут уходить на каникулы только 1 июня. Таким образом и набираются две дополнительные недели учебного года. 

Зачем Минпросвещения хочет продлить учебный год 

Первый вице-министр образования и науки Шолпан Каринова указала, что продление учебного года поможет "восполнить тот пробел, который сейчас имеется в получении необходимого объёмама знаний". 

По её мнению, школьники с помощью этих двух недель получат дополнительные часы для повторения и закрепления уроков. К примеру, они будут изучать математику не 136 часов в году, а 144, казахский язык – 180 часов вместо 170. 

Фото Informburo.kz

Также Минпросвещения указывает, что благодаря продлению учебного года они смогут сократить количество уроков в день. Это снизит учебную нагрузку, утомляемость и заболеваемость детей. 

В качестве ещё одного аргумента чиновники приводят международный опыт. Считается, что в Казахстане одни из самых длинных летних каникул. В Германии и Англии дети отдыхают всего лишь семь недель, а в Финляндии, Венгрии и Швеции – 9-11 недель. 

Как относятся к этому учителя

Наталья Дрейт, президент Республиканской ассоциации учителей физической культуры, считает, что министерство пытается таким образом перейти от качества уроков к количеству и замазать несбалансированность учебной программы. 

“Дети сейчас действительно устают от количества уроков, но снижать нагрузку в школах необходимо другими способами. Например, убрать ненужные предметы, вроде “Самопознания”, а “Абайтану” включить в предмет “Казахская литература”, – предложила Наталья Дрейт.

Она отметила, что сейчас есть утверждённый учебный план, в котором расписаны часы и темы занятий. Теперь же он должен будет увеличиться на две недели. Чтобы это грамотно сделать, потребуется много времени, но этим должно заняться министерство, а не учителя. 

По мнению эксперта, особенно стоит обратить внимание на время экзаменов. Если раньше они начинались у среднего звена 26 мая, то сейчас – 1 июня. Соответственно, экзамены закончатся только к июлю. А уже в августе у преподавателей начинаются республиканские предметные конференции, к которым они должны готовиться. Такое расписание не снизит нагрузку на учителей, а только увеличит, считает Наталья Дрейт. 

Свои рассуждения Наталья Дрейт подкрепляет мнением других учителей. На своей странице в Facebook она инициировала обсуждение проекта, на которое многие откликнулись. Практически все были против. 

Фото Informburo.kz

Татьяна Бондаренко, преподаватель алматинской гимназии №56, привела пример из жизни. В прошлом году она вела летнюю школу. На заключительной неделе к ней ходили всего 2-3 человека из параллели. Возможно, так будет и с последними днями мая. 

“Мы же видим, как начинается четвёртая четверть. У детей просто нет настроения. Они еле держатся, им хочется уже гулять и отдыхать”, – рассказала учительница. 

Президент Казахской лиги экспертов образования Гульнара Абишева отметила, что при принятии такого решения с ними никто не советовался: "Я обзвонила другие экспертные группы и они говорят, что с ними это не обсуждалось". 

Родители тоже против

Казахстанский союз родителей, куда входят более тысячи родителей со всего Казахстана, подготовил обращение к президенту Касым-Жомарту Токаеву, в котором выразил несогласие с новыми сроками учебного года. 

Руководитель союза Марина Шаймаханова заявила, что невозможно устранить пробелы в знаниях, о которых говорит Минпросвещения, так как они вызваны самой учебной программой. 

По мнению родителей, вместо того чтобы продлевать учебный год, министерству нужно пересмотреть содержание уроков, систему подготовки учителей и оценивания знаний, вернуться к отработке навыков письма, чтения и счёта в первом классе. 

“Потребуется много времени, чтобы указать на все недостатки нашей системы образования. Грамотные специалисты должны вдумчиво и тщательно подойти к их устранению, а не принимать такую неэффективную и необоснованную меру как продление учебного года”, – заявила Марина Шаймаханова.  

Две недели ничего не решат 

Депутат мажилиса парламента Ирина Смирнова (педагог, в прошлом директор школы) считает, что продление учебного года вряд ли будет эффективным.

"Да, можно в эти две недели изучить ещё пять тем по математике или 15 слов английского языка или поговорить о патриотизме, но есть же другие возможности. Например, пересмотреть программу, уменьшить количество предметов, даже уменьшить количество новых тем. Ещё раз прочесть учебники и увидеть, насколько они неинтересны и написаны трудным языком, наполнены ненужными данными. Но нет, ещё на две недели запереть детей в душных переполненных классах министерству кажется лучшим выходом", – заявила Ирина Смирнова.

Она напомнила, что когда переходили с десятилетки на 11-летнее образование, тоже думали, что такая мера снизит нагрузку, но этого не произошло. Тогда учились 10 лет, имея 5-6 уроков в день. Сейчас – 11 лет по 7-8 уроков. 

Ирина Смирнова указала, что опираться на зарубежный опыт в таких вопросах не имеет смысла. Например, в Швейцарии практически не учатся в среду при пятидневной учебной неделе. В школах Англии огромные рождественские каникулы и множество экскурсий в учебное время, а в Финляндии всего 4-5 уроков в день. 

Фото Informburo.kz

При разработке проекта, по мнению депутата, совсем не учли климатические особенности южных регионов, где в мае уже стоит невыносимая жара, а в классах нет кондиционеров. 

"У нас дети как стахановцы. Одну смену в школе, а вторую у репетиторов, где изучают то же, что и в школе, ещё раз. Потому что обучение в школе не даёт нужного качества. Так дадут ли две дополнительные недели ожидаемый эффект? Думаю, при прежнем содержании, при прежних учебниках, при прежней подготовке учителей это увеличение учебного года ничего не даст, кроме уменьшения времени на отдых", – подытожила политик. 


Читайте также:


Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров