Прямой эфир Новости спорта

Электронные паспорта на автомобили в Казахстане: чиновники заявляют о готовности, но готов ли рынок?

Новая система должна заработать с 1 ноября. Но сроки могут перенести из-за неготовности ряда стран ЕАЭС.

1 ноября в странах Евразийского экономического союза должно начаться внедрение электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС). Для этого в ЕАЭС заработает единая система, в которую будут вносить данные о новых произведённых и импортируемых в союз автомобилях. Для владельцев транспорта, купленного до этого времени, регистрация ЭПТС пока обязательной не будет.

Однако в срок ЭПТС могут не заработать из-за неготовности Беларуси. Представители страны уже попросили о переносе даты введение системы. Казахстанские чиновники сообщают о своей готовности, хотя местные автопроизводители пока только "протестировали" систему. Informburo.kz разбирался, что такое ЭПТС, и как они помогут облегчить жизнь автовладельцам.

Что такое электронный паспорт транспортного средства?

Сейчас в странах Евразийского экономического союза для транспортных средств используют бумажные технические паспорта. В них указывают данные владельца и техданные автомобиля.


Фото с сайта kolesa.kz


Проблема этих документов — возможность их утери, а так же то, что по ним нельзя контролировать юридическую историю конкретного автомобиля. В результате возможны случаи "подгона" автомобиля под имеющийся техпаспорт: на транспорте той же модели и цвета изменяют VIN-код и используют с уже имеющимся документом. ЭПТС вводят, в том числе, и для борьбы с такими случаями.

Решение об этом было принято ещё в 2014 году, перед созданием ЕАЭС. Судя по сообщениям СМИ, вводить их должны были в 2018 году, но в итоге перенесли сначала на 1 июля, а затем на 1 ноября 2019 года.

Важный момент: ЭПТС – это не техпаспорт или свидетельство о регистрации транспортного средства, которые выдают сейчас. Действующие документы являются лишь основанием для допуска авто к участию в дорожном движении.

Внедряемые электронные паспорта – это запись в единой базе данных со всей информацией о транспортном средстве, включая технические данные и юридическую историю. Вся эти сведения будут храниться в течение всей эксплуатации автомобиля от выхода с конвейера до сдачи в утиль, постоянно обновляясь. Распространят их на все транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания объёмом более 50 кубических сантиметров и электродвигателями мощнее 4 киловатт, а также прицепы к ним. Другими словами, паспорта будут выдавать на широкий спектр продукции: от скутеров до тракторов.

В Союзе предприятий автомобильной отрасли "КазАвтоПром" отмечают, что ЭПТС также будет содержать данные об истории купли-продажи автомобиля, сроках технического осмотра, экологическом классе, номера кузова и шасси, а также множество других сведений об автомобиле.

"При этом ЭПТС оформляется один раз "на всю жизнь" автомобиля. Благодаря ему можно будет отследить историю с момента производства до утилизации. Соответственно, введение электронных паспортов обеспечит прозрачную историю и юридическую чистоту автомобиля", – говорят в "КазАвтоПроме".

По мнению разработчиков системы, из этого исходит главное преимущество ЭПТС – невозможность его потерять. Более того, наличие полной информации об авто сделает безопаснее для граждан продажу или покупку транспорта.

"Сейчас техпаспорта у нас выдаются на человека, а не саму машину. Теперь, когда будут выдавать ЭПТС, по ней будут доступны все данные. Мы прорабатываем, чтобы там фиксировались техосмотры, оплата утилизационного сбора и так далее", – говорит начальник управления машиностроения Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Ержан Иманслям.

При введении ЭПТС может возникнуть и экономия на покупке бланков для паспортов, их транспортировке и хранении, закупке и содержании оргтехники. По оценкам российского Министерства промышленности и торговли, сумма экономии может достигать порядка 1 млрд рублей, или около 5,9 млрд тенге, в год.

Кому нужно будет получать ЭПТС?

Оформление электронного паспорта станет обязательным для всех транспортных средств, произведённых или ввезённых в страны Евразийского экономического союза с 1 ноября.

Получить ЭПТС можно будет в нескольких случаях. Во-первых, это покупка новых автомобилей, которые будут продавать уже с электронными паспортами – их оформит завод-изготовитель. Другой случай – самостоятельный ввоз транспорта из-за границы в страны ЕАЭС. Владелец авто должен будет сам оформить электронный паспорт. И наконец, ЭПТС можно будет получить при утере или порче бумажного техпаспорта, либо же по желанию самого владельца.

Для владельцев уже используемых автомобилей обмен бумажных техпаспортов на новые – электронные – не требуется. Просто с 1 ноября привычные сейчас документы перестанут выдавать.

"Старые документы будут применяться, пока используемые сейчас автомобили будут в эксплуатации, пока автомобиль не выйдет из оборота. Мы будем дальше прорабатывать механизм (когда будет оформляться ЭПТС на подержанные авто. – Авт.): это либо сделка по продаже, либо выезд за границу и так далее. До этого момента будет параллельное хождение (бумажных и электронных паспортов. – Авт.)", – говорит начальник управления машиностроения Министерства индустрии и инфраструктурного развития Ержан Иманслям.

В союзе автопроизводителей "КазАвтоПром" отмечают, что сейчас рассматриваются два варианта оформления ЭПТС на подержанные авто: либо при перепродаже, либо при прохождении техосмотра. Решение об этом, подчёркивают в союзе, остаётся за уполномоченным органом.

При параллельном хождении документов двух форматов, бумажных техпаспортов ещё долгое время будет больше, чем электронных. К 1 июля, по данным комитета по статистике Миннацэкономики, в Казахстане было зарегистрировано почти 3,7 млн легковых автомобилей. 63,9% из них – автомобили старше 10 лет. Учитывая, что за весь 2018 год в стране было продано чуть менее 61 тысячи легковых и коммерческих автомобилей, процесс полной замены бумажных паспортов на электронные может занять продолжительное время.

Кто будет платить за ЭПТС?

Оператором системы ЭПТС является российская компания "Электронный паспорт", которая входит в структуру государственной корпорации "Ростех". Она будет предоставлять национальным операторам технологии. В Казахстане это госкомпания "Национальные информационные технологии", входящая в холдинг "Зерде".

Сейчас из стран Евразийского экономического союза электронные паспорта выдают только в России. С июля 2018 года их там выдали уже 3 568 единиц. В Беларуси в опытном режиме выдали восемь таких паспортов.

Стоимость оформления ЭПТС в России составляет 600 рублей, или чуть более 3,5 тысячи тенге. К примеру, бумажный техпаспорт для казахстанцев сейчас стоит 3 157 тенге. Цены на ЭПТС в случае их введения в Казахстане пока неизвестны.

По данным Kolesa.kz, в 2018 году речь шла о пороговой стоимости в пределах 4,5 тысячи тенге. При этом цена каждого внесения изменений в ЭПТС могла составить 3,3 тысячи тенге.

Окончательные тарифы определит государство. В Казахстане этот вопрос курирует Министерство индустрии и инфраструктурного развития. В МИИР в разговоре с корреспондентом Informburo.kz не смогли назвать ориентировочную стоимость ЭПТС. Однако в ведомстве заметили, что цена паспорта не будет закладываться в стоимость автомобилей, платить за него владельцы будут разово, например, при регистрации транспорта.

В союзе "КазАвтоПром" отметили, что стоимость регистрации ЭПТС, возможно, всё же будет включена в цену автомобиля, а значит ляжет на плечи автовладельцев. Аналогичная ситуация, по данным "Коммерсанта", в России, где затраты на выпуск ЭПТС закладываются в стоимость автомобилей. Электронные паспорта, по данным Informburo.kz, в России оказались для производителей затратнее, чем бумажные. Поэтому до обязательного введения ЭПТС они по большей части оформляют документы старого формата.

"Будущий тариф должен быть согласован с производителями и организациями, представляющими потребителей", – подчеркнули в "КазАвтоПроме".

С аналогичным вопросом Informburo.kz обратилось в другое отраслевое объединение автомобилестроителей – Ассоциацию казахстанского автобизнеса. Однако там от комментариев воздержались.

ЕАЭС к введению пока не готов

Начало внедрения электронных паспортов в странах ЕАЭС запланировали на 1 ноября. Однако даты могут измениться. 22 августа Беларусь на совещании в Евразийской экономической комиссии по переходу на ЭПТС попросила отложить их введение. По данным Informburo.kz, речь может идти о переносе на 1 июля 2020 года.

По словам начальника управления машиностроения МИИР Ержана Имансляма, просьба белорусской стороны связана с неготовностью нормативно-правовой базы. Пока решение о переносе не приняли, оно находится на рассмотрении.

Другие страны также, в настоящий момент, не полностью готовы к внедрению новации. Хотя из пяти стран ЕАЭС все, кроме Армении, определились с ответственными госорганами, национальные операторы системы есть только в Казахстане, России и Кыргызстане. А в Армении необходимые для введения ЭПТС документы находятся ещё на стадии ратификации в парламенте страны.

Если говорить о Казахстане, то в стране уже готовы нормативно-правовые акты, принято соответствующее постановление Правительства и определён национальный оператор системы.

Другой вопрос – это готовность автопроизводителей. По информации начальника управления машиностроения МИИР Ержана Имансляма, казахстанские производители – "Азиа Авто" и "СарыаркаАвтоПром" уже смогли протестировать систему электронных паспортов.

"Вопрос в том, что электронный паспорт – это лишние затраты. На сегодня они у нас официально не введены, но систему протестировали. До ноября ещё есть время, постараемся протестировать на выход, как это будет", – сказал Ержан Иманслям.

Информацию подтвердили и в союзе "КазАвтоПром". Там сообщили, что "у казахстанских производителей есть опыт обращения с системой ЭПТС". В частности, завод "Азия Авто" имел возможность "протестировать некоторые функции этой системы". При этом ранее, в комментарии российскому изданию "КоммерсантЪ", в союзе сообщили, что "на системном уровне готовности к полноценному запуску нет".

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров