Евросоюз первым в мире решился перейти от обещаний к делу и закрепить законами путь в "зелёное" будущее. Когда запретят машины с бензиновыми двигателями, как долго ещё можно жечь уголь и сколько лесов нужно высадить, – всё это будет занесено в скрижали ЕС и будет обязательно к исполнению. Но не сразу.
Старый Свет сделал в среду второй конкретный шаг в борьбе с изменением климата, которое угрожает планете природными катастрофами, массовой миграцией, экономическими и политическими потрясениями.
Почти все страны мира признали угрозу и согласились бороться с ней, подписав Парижское соглашение. После чего наперебой стали хвалиться обещаниями сократить выбросы на десятки процентов по сравнению с каким-нибудь далеким годом в своем индустриальном прошлом.
Однако из крупных загрязнителей только Евросоюз – вторая экономика мира после США – оформил свое честное слово в юридически обязывающий документ, закрепив законом цель сократить выбросы на 55% к 2030 году по сравнению с 1990-м. Это был первый шаг, и закон вступает в силу на днях.
А тем временем Еврокомиссия, фактически правительство ЕС, написала ещё целый пакет законопроектов, которые определяют, как именно достичь этой цели: что, как и когда делать. Пакет этот был представлен в среду.
"Экономика, построенная на полезных ископаемых, исчерпала себя. Мы хотим оставить следующему поколению пригодную для жизни планету, – сказала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. – Европа стала первой частью света, объявившей о нейтрализации выбросов углеводорода к 2050 году, а теперь мы ещё и первыми представляем конкретный план достижения этой цели".
ЕС надеется извлечь из угрозы выгоду и за счёт "зелёной" перестройки не только подготовиться к будущему, но и оживить экономику и выбиться в лидеры технологического прогресса.
Для этого придется радикально менять образ жизни. И вот что предлагают еврочиновники.
Что запретят и когда
Самое смелое предложение в пакете – фактический запрет на продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями с 2035 года. Чтобы подтолкнуть население к покупке электромобилей, Еврокомиссия предлагает обязать все 27 стран блока создать сеть заправок, подобную "ископаемой" сегодняшней – не больше 60 км между розетками. На такое расстояние на любой батарейке можно дотянуть.
Транспорт и наземные перевозки – ключевой источник выбросов, и его давно переводят на "зелёные" рельсы. Но теперь ЕС пошёл дальше и собирается обязать сделать это тех, кто до сих пор отнекивался, ссылаясь на отсутствие электрических альтернатив. Прежде всего авиацию и судоходство.
Пассажирские электроавиалайнеры и грузовые электросуда пока прячутся в планшетах дерзких умом изобретателей, и ЕС хочет подстегнуть коммерческие разработки налогами и сборами за выбросы. До сих пор авиакомпании и морские перевозчики были освобождены от них – платили только самые заядло коптящие, вроде заводов и энергетиков.
Теперь же квоты на выбросы придётся покупать всем остальным, включая строителей, перевозчиков и даже владельцев отапливаемых бизнес-центров.
Это дополнительные расходы, рост стоимости и потеря конкурентоспособности, поскольку за рубежом никаких новых правил и платежей из-за глобального потепления не предвидится. Чтобы не убить собственный бизнес, ЕС решил защитить его специальной углеродной пошлиной на весь импорт из стран, где стандарты ниже.
Разговоры о такой пошлине идут давно – к пущему огорчению торговых партнёров, которые поставляют в Европу энергоёмкую продукцию, прежде всего России, Украины, Индии и Китая.
А по авиакомпаниям Еврокомиссия нанесла вообще двойной удар. Помимо квот на выбросы им придётся оплачивать ещё и налог на авиакеросин. Если только Илон Маск не настроит быстро электросамолётов – с этой идеей он подкатывал к Тони Старку в "Железном человеке" еще 11 лет назад.
Ломать старую экономику – не единственная цель ЕС. Часть прошлого они хотят взять в будущее и даже возродить и преумножить. В первую очередь речь идёт о лесах.
ЕС рассчитывает, что леса и луга позволят освежить атмосферу, однако экологи опасаются, что подобная компенсация выбросов отвлечёт европейцев от главной цели – их сокращения.
В проектах законов записаны не мечты и желания еврочиновников, а результат трудного компромисса. Но им всё равно предстоит нелёгкий путь, прежде чем что-то из предложенного станет обязательным.
Проекты обсуждали с лоббистами, бизнесом, политиками всех 27 стран ЕС и экологами. Теперь они вынесены на всенародное обсуждение, и каждый из почти полумиллиарда жителей ЕС сможет высказать свое мнение.
"Всё это будет очень непросто, – признал вице-президент Еврокомиссии Франц Тиммерманс. – Будет дико трудно. На этот счет у меня нет иллюзий".
Недовольны все
Экологи считают реформы половинчатыми, а население и бизнес недовольны тем, что за них придётся платить, а денег и так нет из-за пандемии и кризиса.
Промышленники, энергетики и авиакомпании просят отсрочек и защиты от зарубежных конкурентов, а граждане сомневаются в том, что их главная проблема – климат, а не бедность, безработица, миграция, неравенство, здравоохранение, пенсии и прочая.
Перестройка европейской жизни – дело дорогостоящее, как любой ремонт. Но в итоге жить станет не только безопаснее, но и комфортнее, утверждают политики: "зелёная" экономика создаст новые рабочие места и вернёт Европу в мировые лидеры передовых технологий. Но сначала всем придётся раскошелиться: продать за копейки ещё не старый дизель и купить дорогой электромобиль, платить больше за свет и газ, поездки на поезде и авиаперелёты.
Это непростая задача, поскольку законы – общеевропейские, а значит, их должны дружно поддержать аж 27 стран ЕС. У каждой из них свои проблемы и особенности, и если в Германии или Нидерландах голоса климатических активистов звучат громко, то в Греции, Болгарии или Франции политикам придется попотеть, чтобы убедить избирателей поддержать масштабные траты на переезд в "зелёное" будущее.
История Европы последних лет показала, что у борцов с изменением климата нет монополии на протесты и формирование политической повестки. Те, кто не хочет или уже не может платить за переход на "зелёные" рельсы, быстро достают из багажника жёлтые жилеты и с не меньшей эффективностью начинают влиять на политику властей.
И это только граждане. А ещё есть крупный бизнес. К компаниям вроде Airbus, Volkswagen или Eni прислушиваются не меньше, чем к приклеенным к их дверям активистам Extinction Rebellion, поскольку они крупнейшие налогоплательщики, работодатели, а зачастую ещё и спонсоры политических партий. Большинство из них в целом давно смирились с "зелёной" перестройкой и даже рады ей, однако каждая не прочь выторговать для себя послабления, отсрочки и субсидии.
Европе предстоят месяцы новых бурных дискуссий, закулисного бодания и вязкой подковёрной борьбы, прежде чем представленные в среду проекты в явно усеченном виде станут законами, которые обяжут Евросоюз выполнить заявленную цель сокращения выбросов.
«Запрещено копировать, распространять или иным образом использовать материалы Русской службы Би-би-си»
-
1🎶 Как интересно провести выходные 2 и 3 ноября в Алматы и Астане
- 3313
- 0
- 3
-
2❔ Летать и ездить с цифровыми документами. Что изменится в Казахстане в ноябре 2024 года
- 2400
- 3
- 16
-
3☄️Авария на шахте имени Костенко: Генпрокуратура обнародовала имена подозреваемых
- 2429
- 0
- 6
-
4🌡Прогноз погоды на 1 ноября: штормовое предупреждение из-за гололедицы объявили в восьми регионах страны
- 2427
- 0
- 6
-
5‼️Наводнение в Испании: число погибших выросло до 158
- 2649
- 1
- 31
-
6🌪 Самый мощный за последние 30 лет: супертайфун Конг-Рей обрушился на Тайвань
- 2313
- 1
- 15
-
7❔ АЭС, нефть и логистика: о чём говорил Токаев на встрече с иностранными инвесторами
- 2313
- 0
- 32
-
8💊 Вывозили на Запад под видом витаминов: контрабандистов анаболиков задержали в Алматы
- 2340
- 0
- 11
-
9🤑 Как изменился курс доллара к тенге на бирже 31 октября
- 2311
- 0
- 4
-
10🇪🇸 Почему от наводнений в Испании погибло так много людей?
- 2342
- 0
- 12