Прямой эфир Новости спорта

Что не так с казахстанским кинематографом

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com
Почему в киноиндустрии не дают дорогу молодым.

Ситуация, в которой сейчас оказался российский кинематограф, обнажила многие проблемные моменты, на которые следует обратить внимание казахстанским коллегам, считает бывший председатель Ассоциации владельцев кинотеатров России Олег Березин.

"Раньше мы развивали наш кинематограф исходя из того, что являемся частью большой кинематографической семьи. Мы делали большую ставку на экспортный потенциал кинематографии. Но сейчас мы оказались в другом мире – в ситуации, когда отрасль в ближайшие годы будет развиваться внутри своего рынка.

Мы обнаружили, что оказались "без штанов", не имея собственных технологий и программных решений. Все с ужасом смотрят на отказ зарубежных компаний сотрудничать, ведь все технологии, которые используются в кинотеатрах – импортные", – рассказал Олег Березин.

"Сегодня, рассматривая вопросы развития кинематографии Казахстана, необходимо обратить внимание на опыт России – он показателен. Без опоры на своё производство, на своего зрителя и на собственные технологии отрасль "не полетит", – заявил кинематографист.

Директор талантов и производства Salem social media Анара Жунусова согласилась с этим утверждением, но подчеркнула, что развивать в Казахстане самобытную отрасль и создавать авторское кино – задача не из простых, ведь молодым талантам очень сложно пробиться.

"В этом году мы с моими коллегами подавали в Фонд кино проект, но не получили никакой обратной связи. Люди, которые находятся в комиссии, не объяснили нам, что не так. Я не считаю себя молодым кинематографистом, так как давно в этой отрасли, а вот молодые ребята не знают, как сюда попасть, как пробиться. Недавно Фонд кино показывал короткие трейлеры, и я поняла, что там дебют был только у одного кинематографиста", – рассказала Анара Жунусова.

В Казахстане очень мало мейнстрима, зрительского кино, считает эксперт. За последнее время не было видно новых звёзд и ярких дебютантов, ведь на них никто не обращает внимание. 

"Постоянно запуская фильмы почти на миллиард, мы пропускаем молодёжь, которая могла бы за 100 млн снять полноценный полнометражный фильм. Так много мэтров, которые за бюджетные деньги запускаются, может хватит? Дайте дорогу молодым", – высказалась директор талантов.

Анара Жунусова считает, что для дебютного кино должна быть отдельная комиссия и отдельный бюджет, ведь развитие дебютного кино позволяет развиваться продюсерскому, которое так остро необходимо отечественному кинематографу.

Отсутствие поддержки – не единственная проблема казахстанской киноиндустрии. Основатель кинопортала Brod.kz Ануар Кенжебаев рассказал об отсутствии качественного образования, прозрачного финансирования и компетентных специалистов.

"Государственный центр кинематографии, по моему мнению, не имеет права носить звание государственного. Ведь он только раздаёт деньги и больше не делает ничего. Причём процедура получения гранта непрозрачна, скрыта от общественности", – заявил Ануар Кенжебаев.

По его словам, в стране не хватает образовательных программ для кинематографистов.

"Талантливым ребятам некуда идти, ими никто не занимается. Никто не знает про наших документалистов, аниматоров – где они, сколько их, – акцентировал эксперт. – Я семь лет подряд пишу письма в Минкульт РК, но мне всегда отвечают калькой, меняются только дата и подписант. В госцентре и Минкульте сидят некомпетентные люди. Слишком много вопросов кинематографии остаются без внимания, это необходимо менять".

Сейчас на рассмотрении мажилиса парламента находится проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам кинематографии и культуры". В Национальной академии кинематографических искусств и наук считают, что документ нуждается в доработке.

Кинематографисты озвучили ряд предложений:

  • Подход к созданию закона должен быть комплексным, нужны чётко прописанные механизмы взаимодействия всех отраслей киноиндустрии.
  • Нужно преобразовать Госцентр поддержки национального кино из акционерного общества в госфонд.
  • Вернуть АО "Казахфильм" статус госпредприятия.
  • Создать при Министерстве культуры и спорта комитет кинематографии, который будет заниматься нормативно-регламентирующими вопросами.
  • Необходимо поднять вопросы прав кинематографистов, их образования и повышения квалификации.

"Мы предлагаем всем кинематографистам принять активное участие в обсуждении проекта – от этого закона зависит наше будущее", – заявили кинематографисты.


Читайте также:


Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров