Детская железная дорога Караганды на сегодняшний день единственная в Казахстане сохранилась практически в том виде, в котором была построена. Тепловоз тянут двигатели, собранные ещё советскими специалистами, большинство шпал и рельсов уложили в далёком 1956 году. Informburo.kz рассказывает её историю и то, с какими проблемами сейчас сталкивается единственный в стране и потому уникальный аттракцион.
Немного истории
Во времена Советского Союза в Казахской ССР было 12 детских железных дорог. Сейчас только три считаются действующими: в Шымкенте, Алматы, и Караганде. На каждой из них "работали" дети – были проводники, машинисты, диспетчеры. Учили их взрослые железнодорожники, которых на сезон командировали из "взрослых" отделений ЖД.
Со временем узкоколейки стали аттракционами, на которых дети могли просто кататься. В 90-е их разворовали, окна вагонов разбили вандалы, запчасти и медные детали сдали в пункты приёма металлолома. Краска на тепловозах облупилась, уцелевшие остовы вокзалов и вагонов облюбовали пьянствующая молодёжь и бомжи.
Со временем картина изменилась. Алматинский подвижной состав списали, заменив его на дизельную машину итальянского производства, стилизованную под тепловоз. В Шымкенте дорогу восстановили в 2015 году за счёт неравнодушных бизнесменов, оплативших все расходы. Но узкоколейка снова заброшена – в 2017 году местная прокуратура запретила эксплуатировать аттракцион.
Судьба карагандинской железной дороги сложилась иначе: в 2001 году её сняли с баланса "Казахстан Темир Жолы", сославшись на то, что она не приносит дохода, а тратиться на её ремонт и обслуживание нужно. До 2004 года она была "законсервирована" – никем не охранялась и быстро лишилась участков рельс, шпал, запчастей и более или менее презентабельного вида.
В 2004, к году празднования 100-летия железных дорог Казахстана, её отремонтировали и запустили вновь. Деньги на содержание узкоколейки стал выделять городской акимат. Но уже к лету 2006-го аттракцион снова перестал работать – путь в некоторых местах был повреждён при проведении земляных работ, часть звеньев демонтирована, насыпь разрыта экскаваторами. Восстановили дорогу довольно быстро: спустя год она уже возобновила работу, но опять ненадолго. В 2013 году начали строить новую трассу, соединяющую две части Караганды и проходящую по рельсам узкоколейки. Она не работала больше года, а к моменту запуска стала короче на 600 метров.
Зимой 2016 году дорога пришла в непригодное состояние: запчасти заканчивались, денег на её ремонт практически не было. Тогда в дело вмешались активисты.
"Какие могут быть аргументы против?"
Активнее всех за судьбу детской железной дороги тогда боролись двое: Павел Шумкин, карагандинский активист и общественный деятель, и прикованный к инвалидному креслу меценат Нияз Сундиталиев, пожертвовавший больным детям пять миллионов тенге, собранных на собственную операцию.
"Почему я выбрал именно детскую железную дорогу? В Караганде ведь много проблем – высокие бордюры, улицы….Ну, если бы я выбрал какую-то улицу и стал бы отстаивать её ремонт, то все бы решили: "Да он для себя это делает, это его улица!". А тут такого никто не скажет, какие могут быть аргументы против детского аттракциона, старейшего в Караганде, уникального? Никаких", – рассуждает Павел Шумкин.
Тогда активист встречался с чиновниками, убеждал их выделить средства на восстановление узкоколейки, проводил социальные опросы среди горожан и собирал подписи.
Нияз Сундиталиев действовал иначе. Он активно привлекал к проблеме карагандинцев через социальные сети. Ему удалось собрать небольшую группу добровольцев, которая согласилась выйти на субботник и очистить пути от мусора, обрезать ветки, мешающие проезду тепловоза, и даже разукрасить вагоны персонажами из мультфильмов.
Бился за сохранность узкоколейки и бессменный начальник детской железной дороги Караганды Виктор Луценко. Он охранял аттракцион от вандалов ночами, а днём своими силами ремонтировал подвижной состав и менял прогнившие рельсы. Он тоже убеждал власти в том, что закрывать аттракцион из-за нерентабельности – нечестно.
"Я говорил им всегда: "Вот вы детскую площадку построили – какая от неё прибыль? Никакой! Брусчатку положили на тротуар – это тоже никакой прибыли не даёт. Так почему детский аттракцион, старейший в стране и при этом вполне работоспособный на настоящий момент, должен быть рентабельным?". Мне отвечали, что содержание дороги обходится примерно в три миллиона тенге. При этом заработать на ней, учитывая цену билета 200 тенге, получается лишь около 500 тысяч за сезон на тот момент", – делится Луценко.
В итоге на ремонт и содержание аттракциона весной 2016-го из городского бюджета выделили четыре миллиона тенге. Дорога снова заработала. В конце сезона выручка оказалась в два раза больше прошлогодней – один миллион тенге. В 2017 году ещё больше – 1 200 000 тенге. В этом году нужно чинить давно вышедший из строя двигатель. Если не предпринять никаких мер, то этот сезон вполне может стать последним для детской железной дороги.
Борьба с системой
В этом году стало известно о том, что узкоколейку капитально отремонтируют впервые с момента ее запуска, в 1956 году. Починят двигатель тепловоза, заменят износившиеся детали, покрасят подвижной состав, обтянут скамейки в вагонах поролоном и тканью, заменят шпалы. На это уже выделено 11 300 000 тенге. Однако, несмотря на то, что сумму выделили ещё в начале года, а отремонтировать аттракцион планировали уже к середине мая, работы до сих пор даже не начинали.
"Было уже два конкурса, так положено, мы не можем выбрать подрядчика вне конкурсных процедур. Оба конкурса состоялись, выиграли разные фирмы. Но они, видимо, видели только сумму, а условия работ, которые они должны сделать, не читали или читали невнимательно. У этих фирм нет ни специалистов, ни оборудования для того, чтобы починить двигатель, к примеру. Там очень сложная и серьёзная работа. Я сейчас очень просто объясню, чтобы вы могли понять: двигатель нужно покрыть лаком, а затем обжечь в печи. Это большая, специальная, промышленная печь. Откуда она возьмётся у компаний, занимающихся ремонтом сельхозтехники, к примеру? Естественно, я всех этих победителей отсеивал, они нам не подходят", – говорит Виктор Луценко.
Тендер выиграли две фирмы: ИП "Кунжол" из Астаны и ТОО "Каз Power LTD". По мнению специалистов, в Караганде есть лишь одно предприятие, способное провести необходимые работы: ТОО "Камкор Локомитив" – филиал Карагандинского локомотивного депо. Из-за загруженности фирма не смогла принять участия в конкурсе, а объявлять его сейчас уже слишком поздно – первого июня узкоколейка должна заработать.
"Как показали результаты конкурсов, в Казахстане нет фирм, которые смогли бы произвести ремонт. Потому что специализация достаточно узкая. Мы чётко описали в технической спецификации, какой именно ремонт нужен. По всей видимости, ни одна из победивших фирм не изучала указанную информацию. С ТОО "Каз Power LTD" вопрос сейчас решается. До 20 апреля у фирмы есть время, поэтому мы пока не можем вести переговоры с другими поставщиками", – пояснил главный инженер КГП "Управление парками культуры, отдыха и скверами" акимата Караганды Талгат Смаилов.
Ремонт подвижного состава аттракциона отложили на осень. К этому времени планируется провести переговоры и заключить договор с локомотивным депо и внести выигравшие на предыдущих конкурсах компании в реестр недобросовестных поставщиков. Пока текущий ремонт тепловоза проведут сам Виктор Луценко и другие сотрудники управления парками и скверами Караганды. Этим летом поезд ещё сможет возить маленьких пассажиров. Несмотря на то, что аттракцион по-прежнему убыточный, речи о его закрытии больше никто не ведёт. По решению городских властей в этом году даже цена билета останется прежней – 200 тенге.
-
1🛍Сельскохозяйственная ярмарка пройдёт в Астане в выходные
- 6277
- 2
- 7
-
2❗️Топ-10 советов от Forte: как защитить себя от мошенников
- 3150
- 2
- 8
-
3🇰🇳 Ещё одна страна ввела безвизовый режим для Казахстана
- 3195
- 2
- 122
-
4❓ Как будут работать детские сады, школы и вузы в Астане во время приезда Путина
- 2764
- 9
- 86
-
5🚗 ДТП или приезжие: кто создаёт пробки в Алматы и Астане и что с этим делать
- 2815
- 3
- 8
-
6🏢 Возврат активов: офисы и бизнес в Астане и Алматы не смогли продать на торгах с первого раза
- 2498
- 0
- 5
-
7✈️ Какие авиамаршруты субсидируют в 2025 году в Казахстане
- 2464
- 1
- 7
-
8🚛🚚 Перевозчики спорят с Минтрансом из-за штрафов за перегруз
- 2606
- 1
- 5
-
9❗️ Напала на заведующую из-за отказа в больничном: какое наказание ждёт жительницу Жетысу
- 2606
- 0
- 30
-
10➕ Врачи рассказали о состоянии пострадавших при столкновении автобуса и тепловоза в Алматы
- 2533
- 0
- 19