12 декабря свой 75-й день рождения отмечает бывший первый замминистра связи Казахстана и первый вице-президент АО «Казахтелеком» Казыкен Базылов. Это человек, которому вместе с другими отечественными связистами удалось в жесточайшей борьбе за сохранение цельности стратегически важной сферы не только сберечь единство отрасли, но и сделать всё для её дальнейшего развития.
Казыкен Базылов родился в Улутауском районе Карагандинской области. После окончания Карсакпайской казахской средней школы им. Джамбула в 1954 году поступил на инженерно-экономический факультет Новосибирского электротехнического института связи, став студентом первого набора этого факультета. Одновременно с ним в институте учились ещё 8 представителей казахской молодёжи. После окончания института он вернулся в Казахстан и всю свою энергию, знания и любовь к родному краю направил на развитие отрасли связи республики. Уже в 25 лет он был руководителем трёхтысячного коллектива Алматинского почтамта. Ему не было и 30, когда он стал сначала заместителем, а потом первым заместителем министра связи КазССР.
ФУНКЦИИ ТЕЛЕКОМА НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА" |
Базылов Казыкен Базылович – первый заместитель министра связи Казахстана, заместитель министра транспорта и коммуникаций (1964–1995 гг.). Первый вице-президент АО «Казахтелеком» в 1996–1997 гг. Награждён орденами Дружбы народов, «Знак почёта», пятью медалями: к 10-летию Астаны, медали за освоение целинных земель, за доблестный труд к 100-летию рождения Ленина, «Ветеран труда». Имеет свыше двадцати Почётных грамот, звания «Мастер связи», «Курметті байланысшы», награды Министерства обороны СССР, Общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами СССР, Общества советско-корейской дружбы СССР, Всесоюзного общества «Знание» и др. Кандидат экономических наук, профессор Алматинского университета энергетики и связи. |
– В начале 90-х годов, когда развалился Союз, было тяжело не
только нам, но и другим республикам. В момент, когда стало известно о распаде,
никто ещё не понимал, что это будет значить для нашей отрасли. С одной стороны,
функции телекома никто не отменял: завтра вы проснётесь, и вам по-прежнему
будут необходимы телефон, телеграф, не говоря уже о стратегически важной
функции связи в госуправлении. С другой стороны, понятно, что система, которая
действовала при Союзе, теперь стала неактуальной и неуправляемой, – вспоминает
ветеран отрасли. – На следующий же день после распада Союза все министерства
связи бывших
республик СССР собрались в Москве, где и
приняли мудрое и дальновидное решение о создании Регионального содружества
связи. Благодаря этому удалось сохранить существовавшую целостную систему связи
и развивать её в дальнейшем.
НЕСКОЛЬКО ЛЕТ УПОРНОГО ТРУДА
Кроме того, одним из важнейших событий того периода было строительство волоконно-оптической кабельной линии связи ТАЕ – ТрансАзиатско-Европейской волоконно-оптической линии связи Шанхай – Пекин через Хоргос в Казахстан, среднеазиатские республики и затем в Европу до Франкфурта-на-Майне. Казыкен Базылович был одним из организаторов этого проекта, подписавшим в Пекине меморандум о его необходимости. Осуществление этого проекта стало залогом того, что сегодня мы имеем разветвлённую сеть телекоммуникаций.
– В 1992 году к нам прибыла делегация из КНР. Как оказалось, у них была идея построить супермагистраль от Шанхая до Франкфурта-на-Майне. Россия отказалась от участия, потому что у них уже была сибирская магистраль, а мы согласились. Китайцы попросили нас привлечь к проекту республики Средней Азии, обещав взять все расходы на себя. Наши соседи, конечно, также не упустили такую возможность, и уже скоро, после нашего визита в Пекин, было принято протокольное решение о строительстве магистрали, в котором Казахстан, благодаря тому, что нам удалось привлечь Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркмению, фигурировал как инициатор проекта наравне с КНР. Проект был запущен в 1995 году, в нём участвовало 27 стран, а протяжённость магистрали составила 27 тыс. километров. Так решился вопрос внешних телекоммуникаций Казахстана. А проблема внутренней связи была решена чуть позже благодаря строительству «Казахтелекомом» магистралей внутри страны. В целом на стабилизацию отрасли у нас ушло не так много времени – несколько лет упорного труда и работы по 25 часов в сутки. Впрочем, сейчас, как можно судить по успехам и ярким достижениям отрасли и «Казахтелекома», связисты трудятся не меньше, – рассказывает ветеран отрасли.
ПО СТОПАМ ОТЦА
Казыкен Базылович занимался не только масштабными проектами, он так же немало внимания уделял и продолжает уделять подготовке кадров. В своё время именно он был одним из организаторов факультета радиотехники и связи Алматинского института энергетики и связи, Института повышения квалификации работников связи, Актюбинского и Семипалатинского техникумов связи. По сей день профессор Базылов ведёт преподавательскую работу в Алматинском институте энергетики и связи. К слову, все трое детей ветерана пошли по его стопам.
Несмотря на возраст, Казыкен Базылович продолжает держать руку на пульсе отрасли, занимается общественной, преподавательской деятельностью и готовится к празднованию своего юбилея, а помогает ему и поддерживает во всём супруга Зейнеп Курмангашевна.
-
1🛍Сельскохозяйственная ярмарка пройдёт в Астане в выходные
- 6307
- 2
- 7
-
2❗️Топ-10 советов от Forte: как защитить себя от мошенников
- 3181
- 2
- 8
-
3🇰🇳 Ещё одна страна ввела безвизовый режим для Казахстана
- 3225
- 2
- 122
-
4❓ Как будут работать детские сады, школы и вузы в Астане во время приезда Путина
- 2764
- 9
- 86
-
5🚗 ДТП или приезжие: кто создаёт пробки в Алматы и Астане и что с этим делать
- 2815
- 3
- 8
-
6🏢 Возврат активов: офисы и бизнес в Астане и Алматы не смогли продать на торгах с первого раза
- 2498
- 0
- 5
-
7✈️ Какие авиамаршруты субсидируют в 2025 году в Казахстане
- 2494
- 1
- 7
-
8🚛🚚 Перевозчики спорят с Минтрансом из-за штрафов за перегруз
- 2636
- 1
- 5
-
9❗️ Напала на заведующую из-за отказа в больничном: какое наказание ждёт жительницу Жетысу
- 2607
- 0
- 30
-
10➕ Врачи рассказали о состоянии пострадавших при столкновении автобуса и тепловоза в Алматы
- 2533
- 0
- 19