Национальный центр проблем формирования здорового образа жизни создан в целях реализации долгосрочной Стратегии «Казахстан-2030». Разработка и реализация национальной политики формирования здорового образа жизни в Республике Казахстан – основная миссия Национального центра проблем формирования здорового образа жизни.
Служба формирования здорового образа жизни Республики Казахстан представлена Национальным центром проблем формирования здорового образа жизни, 14 областными, 2 городскими и 136 районными центрами формирования здорового образа жизни. Работа осуществляется, в частности, по следующим профилактическим направлениям: профилактика дорожного травматизма, снижение материнской и младенческой смертности, физическая активность, здоровое питание, профилактика табакокурения, чрезмерного потребления алкоголя, профилактика употребления наркотиков, профилактика туберкулеза, профилактика инфекций, передаваемых половым путём, ВИЧ/СПИД, профилактика хронических неинфекционных заболеваний. В настоящее время в Республике определены приоритетные стратегические направления и механизмы реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Іазаєстан» на 2011-2015 годы, утверждённой указом президента РК № 1113 от 29 ноября 2010 года.
Формирование здорового образа жизни проводится на всех этапах оказания профилактической помощи населению, основываясь на выполнении приказа МЗРК № 644 от 25 декабря 2006 г. «О совершенствовании профилактических услуг в медицинских организациях первичной медико-санитарной помощи».
С 2008 года в Республике Казахстан внедрена Национальная скрининговая программа. В рамках реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Іазаєстан» на 2011–2015 годы с 2011 года проводятся скрининговые обследования населения на выявление болезней системы кровообращения (артериальной гипертонии и ишемической болезни сердца), сахарного диабета, на раннее выявление рака шейки матки, рака молочной железы, рака прямой и толстой кишки, а также профилактический осмотр людей старше 40 лет на глаукому.
Мировой медицинской практикой признано, что одним из прогрессивных методов в решении проблем, связанных с лечением основных неинфекционных заболеваний, является организация системы обучения населения с поведенческими факторами риска и больных. Эффективность профилактики хронических неинфекционных заболеваний не может быть достигнута без масштабной образовательной программы «Школа здоровья» среди населения, в том числе больных, членов их семей, родственников.
Доказано, что значимый эффект от таких программ можно получить уже через 3-5 лет от начала их реализации, с увеличением длительности осуществления таких программ указанный эффект нарастает. Так, например, принятая в США в 1972 году комплексная национальная программа по контролю за гипертонией дала следующие результаты – число людей с эффективно контролируемым артериальным давлением возросло с 16% (1971-72 г.) до 55% (1988-91г) .С внедрением региональной программы по профилактике ишемической болезни сердца в Финляндии, рассчитанной на изменение факторов риска среди населения, в течение 5 лет удалось существенно изменить пищевые пристрастия населения, снизить артериальное давление у гипертоников, уровень холестерина в крови.
В рамках реализации приказа № 7 Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 5 января 2011 г. «Положение о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь» в организациях здравоохранения созданы отделения профилактики и социально-психологической помощи, как структурные подразделения Центра семейного здоровья, оказывающие профилактические услуги в рамках первичной медико-санитарной помощи. В состав включены Школы здоровья: школы диабета, бронхиальной астмы, артериальной гипертензии, школа планирования семьи, подготовки к родам, молодой матери, школа здорового ребёнка и по другим профилям.
Концепция создания Школ здоровья заключается в том, чтобы научить пациента сохранять своё здоровье, не допускать случаев обострения имеющихся заболеваний и активно заниматься профилактическими мероприятиями, в том числе снижением поведенческих факторов риска.
Специалистами проводится обучение лиц с поведенческими факторами риска заболеваний и больных в Школах здоровья профилактическими методами. Участие в образовательной программе Школы здоровья формирует правильное представление о факторах риска возникновения и условий течения заболеваний, что позволяет пациенту более чётко выполнять комплекс рекомендаций в течение длительного времени, формирует активную жизненную позицию самих пациентов и их близких в дальнейшем процессе оздоровления.
На сегодняшний день количество Школ здоровья, созданных в лечебно-профилактических организациях республики, растёт, в Казахстане функционирует 364 Школы здоровья.
В основу программ Школ здоровья положены такие задачи, как:
формирование доминанты личной ответственности пациента за собственное здоровье;
модификация его образа жизни с целью исключения факторов риска; обучение
пациентов практическим навыкам (измерение артериального давления, частоты
пульса, сахара в крови, определение пиковой скорости выдоха); ведение дневника
самоконтроля; привитие навыков оказания самопомощи при остром повышении
артериального давления, гипергликемии, приступе удушья.
Так как большинство пациентов, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями, имеют поведенческие факторы риска (злоупотребление алкоголем, табакокурение, избыточная масса тела и др.), усугубляющие течение заболевания, а также учитывая необходимость организации и функционирования нескольких профильных школ для пациентов на базе организаций ПМСП, актуальным является внедрение школ здоровья. Тематика таких учреждений, в зависимости от контингента участников, может быть более общей, то есть направленной на формирование здорового образа жизни и снижение отдельных факторов риска, либо более профильной, например, школа здоровья для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, школа здорового питания, школа артериальной гипертонии, школа сахарного диабета, школа бронхиальной астмы и др.
Необходимым компонентом достижения положительного результата является активное систематическое участие пациентов в процессе обучения в Школах здоровья, участие супругов, детей и других родственников, так как одинаковые стереотипы поведения всех членов семьи, образа жизни, питания, факторы риска существенно могут повлиять на результат обучения.
Таким образом, Школы здоровья, проводимые в семейных врачебных амбулаториях и поликлиниках страны, продемонстрировали высокую эффективность при соответствующем кадровом, методическом и информационном обеспечении и станут в дальнейшем основой не только вторичной, но и первичной профилактики неинфекционных заболеваний.
д. м. н., проф. БАТТАКОВА Ж. Е.директор НЦПФЗОЖ
-
1🎄Новогодние скидки: билеты на поезда по выгодным ценам распродают в Казахстане
- 6251
- 1
- 6
-
2❓День потрачен впустую: кто виноват и что делать, если доставка задерживается
- 6255
- 3
- 20
-
3🟢 Роза Рымбаева и другие: алматинцев приглашают отметить 100-летие Сагадата Нурмагамбетова
- 3605
- 6
- 20
-
4⚡️Дмитрий Мун стал вице-министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности
- 2572
- 5
- 93
-
5❓В НИИ онкологии и радиологии Алматы бесплатно проконсультируют жителей
- 2580
- 0
- 7
-
6⁉️Чем известна Перизат Кайрат, возглавлявшая фонд BizBirgemiz Qazaqstan?
- 2518
- 15
- 43
-
7🤑Размеры двух пособий вырастут в Казахстане в 2025 году
- 2598
- 4
- 17
-
8💰Курс доллара вырос на 3 тенге на бирже перед выходными
- 2385
- 4
- 11
-
9🏘Минимальный тариф на управление и содержание домов планируют повысить почти вдвое в Алматы
- 2397
- 1
- 26
-
10🤰🦘 Сколько недоношенных младенцев в Казахстане и причём тут "кенгуру"
- 2409
- 0
- 7