Прямой эфир Новости спорта

Продукт «двойного назначения»

В 2010 году НК «Казахстан инжиниринг» выделила на закуп услуг у сторонней организации более миллиона долларов США на капитальный ремонт и модернизацию танков Т-72. Около 65 млн тенге было потрачено на капитальный ремонт и модернизацию БТР-70 и более 70 млн тенге на капитальный ремонт и модернизацию БМП-1. Деньги на кону, согласитесь, огромные. Редакция «Мегаполиса» обратилась к председателю правления НК «Казахстан инжиниринг» Болату Смагулову с вопросом: «Не смогли бы вы, уважаемый Болат Советович, разъяснить читателям «Мегаполиса» необходимость и целесообразность выделенных сумм на ремонт устаревшей военной техники? Нельзя ли приобрести за такую же сумму новые образцы танков и боевых машин пехоты?» 

В 2010 году НК «Казахстан инжиниринг» выделила на закуп услуг у сторонней организации более миллиона долларов США на капитальный ремонт и модернизацию танков Т-72. Около 65 млн тенге было потрачено на капитальный ремонт и модернизацию БТР-70 и более 70 млн тенге на капитальный ремонт и модернизацию БМП-1. Деньги на кону, согласитесь, огромные. Редакция «Мегаполиса» обратилась к председателю правления НК «Казахстан инжиниринг» Болату Смагулову с вопросом: «Не смогли бы вы, уважаемый Болат Советович, разъяснить читателям «Мегаполиса» необходимость и целесообразность выделенных сумм на ремонт устаревшей военной техники? Нельзя ли приобрести за такую же сумму новые образцы танков и боевых машин пехоты?»

Ратмир КОМРАТОВ

Были и другие вопросы к председателю. К примеру, мы хотели, чтобы Болат Смагулов озвучил общую сумму, выплаченную в виде бонусов топ-менеджерам компании по итогам 2008, 2009, 2010 годов и назвал конкретные суммы бонусов для каждого топ-менеджера компании и членов Совета директоров.

Председатель правления лично на вопросы «Мегаполиса» отвечать не захотел и поручил это сделать своему первому заместителю по «военному блоку» контр-адмиралу Ратмиру Комратову. Тот, видимо, не долго думая, заявил, что компания не собирается раскрывать внутренние «секреты» компании, особенно в вопросах финансирования и выплат сотрудникам причитающихся им сумм. В письме контр-адмирал сослался на Совет деректоров АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг», который постановил, что эта информация является конфиденциальной и разглашению не поддежит. О бонусах, как выразился Ратмир Комратов, разговор вообще вести не тактично, хотя официально в письме сдержанно подчеркнул, что они «не планировались и соответственно не производились».

На вопрос, в чём заключается услуга под названием «Катер проекта 190 «Сагым», на реализацию которой НК «Казахстан инжиниринг» в прошлом году выделила 110 млн тенге, контр-адмирал Комратов ответил с присущей ему военной прямотой: мол, закуп по этому проекту заключался «в проведении опытно-конструкторской работы, разработке технической документации и изготовлении опытного образца высокоскоростного катера «двойного назначения» с высокими техническими характеристиками». Таким образом, на его адмиральский взгляд, как минимум, 110 млн тенге компанией потрачены с умом и каких-то сомнений в этом быть не должно.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ

Как стало известно, АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» активно сотрудничает, как минимум, с 15 странами в области военно-технического сотрудничества. К примеру, Болат Смагулов договорился с Россией производить автомобили КамАЗ для Министерства обороны РК и других силовых органов на сумму 2,7 млрд тенге. Совместный проект по модернизации зенитно-ракетных систем тянет на 300 млн тенге, проект производства патронного завода с Луганским патронным заводом (Украина) – на 11 млн долл. США, экспорт авиационных изделий на крупные авиастроительные предприятия России, Украины и Узбекистана – на 1 млрд тенге.

Если говорить о сотрудничестве АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» с Европой, то там аппетиты значительно серьезнее. К примеру, совместное производство радиостанций с Thales (Франция) обойдётся казне в 20 млрд тенге, проект по производству вертолётов с компанией «Еврокоптер» (Франция, Германия) на сумму 4 млрд тенге, проект по организации танкоремонтного завода с компанией Selex (Италия) – 20–30 млн долл. США, проект совместного производства самолётов двойного назначения Bester Pilatus (Швейцария) – на сумму 60 млн евро.

Сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии и Индии в основном идёт по вопросам совместного производства катеров и кораблей для ВМС РК и строительство судоверфи с компанией STX (Южная Корея), экспорту морских специзделий для ВМС Индии. И тоже суммы контрактов солидные – более 10 млн долл. США.

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» создано постановлением правительства РК № 244 от 13 марта 2003 года. В состав компании входят 24 предприятия. Миссия компании состоит в обеспечении стратегических интересов государства в развитии оборонной промышленности, производстве качественной военно-промышленной продукции и услуг для нужд Министерства обороны, других силовых ведомств РК и экспорта.

В сентябре прошлого года Болат Смагулов провёл переговоры с вице-президентом компании Finmeccanica Сержио Бертоли. Разговор шёл о создании сов­мест­ного предприятия по организации капитального ремонта и модернизации бронетехники. В целях закрепления намерений сторон в развитии взаимовыгодного сотрудничества господин Сержио Бертоли даже подписал меморандум о взаимопонимании между АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» и Finmeccanica. Премьер-министр Карим Масимов тоже договорился с компанией Finmeccanica по обеспечению безопасности на Каспии и поручил данный проект «вести» Министерству обороны. Но как это подписание произошло в Казахстане, сразу начались «жестокие игры» на свежем воздухе. Подписав меморандум с компанией Finmeccanica по ремонту бронетехники, где господин Смагулов взял на себя обязательства «не вести переговоры по этому проекту ни с какой другой компанией», начались переговоры с израильской компанией «Elbit». Напомню: именно эта компания недавно поглотила «Zoltаn systems», которая, в свою очередь, «завалила» проект по ракетной системе «Найза». Бывшему заместителю министра обороны генерал-лейтенанту Маерманову, курировавшему данный проект, это «тесное сотрудничество» обернулось большим тюремным сроком и конфискацией имущества. Теперь без всякой маркетинговой оценки или тендера Finmeccanica выдворена из проекта, и работа ведётся только с израильской компанией. Почему? И на этот вопрос пока ответа нет.

В течение года в АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» дважды менялась структура и «тусовались» кадры. В связи с чем? Ответить на этот вопрос пока никто из чиновников не в состоянии. В коллективе наблюдается явное разделение на «белую» кость и на «чёрную». Так называемый «военный блок», в который входят бывшие высокопоставленные генералы и полковники Минобороны, недавно уволенные в запас (Николай Поспелов, Ратмир Комратов, Геннадий Носоновский, Амантай Джутабаев), вероятно, не чета блоку «гражданскому». В нём – сплошь «любимчики» председателя, молодые начальники департаментов, среди которых Дамир Ахметов (сын акима Карагандинской обл.), Амир Ахметов, Расул Кипшакбаев... В компании, где по штату чуть больше 60 человек, все друг про друга знают. Как в глухой сибирской деревне. Конечно, завидуют и поговаривают на своих «малолитражных» кухнях, шепчутся в кулуарах: «Везёт же людям. Не успели пацаны со школьной скамьи встать и осмотреться, как сразу с лёгкой руки председателя в «короли» и «дамки» угодили»...

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров