Прямой эфир Новости спорта

Услуги уходят в онлайн. Как цифровизация холдинга "Байтерек" упрощает жизнь казахстанцам

Благодаря развитию технологий процесс получения различных услуг – от банковских до государственных – становится быстрым и прозрачным.

Именно для стимулирования процессов цифровизации в различных отраслях была разработана программа "Цифровой Казахстан". Холдинг "Байтерек" одним из первых начал внедрять цифровизацию как собственных процессов, так и программ предоставления государственной поддержки бизнеса.

Но процесс цифровизации – это улица с двусторонним движением. Все усилия по переводу различных услуг в онлайн-режим не приведут к успеху, если сами граждане не будут пользоваться ими, по старинке предпочитая обращение к "живому человеку".

И тут неожиданно свою роль сыграла... пандемия коронавируса. Карантин, ограниченный режим работы многих учреждений, необходимость социального дистанцирования резко повысили спрос на цифровые услуги и повлияли на готовность людей пользоваться ими.



– Моему бизнесу по прокату автомобилей полтора года. Это капиталоёмкий бизнес, понадобились средства для пополнения парка машин, – рассказывает Алмас Нургалиев, директор ТОО "Таңдау авто". – Я подал заявку в "Даму" через портал egov.kz. В течение пяти дней мне одобрили заявку на гарантирование займа в размере 50% и субсидирование, конечная ставка составила 6%. Никуда не ходил, не готовил кучу документов, всего лишь заполнил дистанционно форму, поставил в нужных местах галочки, всё понятно, быстро и не выходя из дома. Я очень доволен, даже дважды – и выгодностью кредита, и простотой получения услуг "Даму".

Пример этого предпринимателя – не исключительный случай, сегодня это привычный процесс. За период карантина с 16 марта по 1 сентября дочерняя организация Холдинга "Байтерек" – Фонд "Даму" поддержал свыше 6800 проектов предпринимателей на общую сумму кредитов 566 млрд тенге посредством инструментов субсидирования процентных ставок, гарантирования кредитов и обусловленного размещения средств в рамках государственных и частных программ. При этом 93% заявок по инструменту "субсидирование" и 54% заявок по гарантированию подаются предпринимателями онлайн.

Открыть депозит не выходя из дома

Такой возможностью воспользовалась жительница Нур-Султана Дина Пазылова.



"Недавно я открыла свой первый депозит в Жилстройсбербанке, вернее, даже два депозита – на себя и на сына. Мне никуда не пришлось ходить, просто оставила на сайте заявку, мне перезвонили и всё оформили по видеозвонку. Перечислять деньги на свой депозит тоже буду дистанционно, не посещая отделения банка. Сначала поверить не могла, что так быстро и удобно можно всё сделать", – рассказывает она.

За время карантина удобство услуги видео-банкинга Жилстройсбербанка (ЖССБ) казахстанцы оценили в полной мере – именно таким способом было открыто более 50 тысяч депозитов на сумму в 6,4 миллиарда тенге. И всё это даже не выходя из дома, с помощью смартфона!

Стоит отметить, что видео-банкинг – это логичное продолжение развития информационных технологий ЖССБ. В своём личном кабинете в интернет-банкинге каждый клиент может воспользоваться 18 услугами, не посещая отделение банка. А на базе контакт-центра ЖССБ еще в декабре 2019 года внедрён роботизированный чат-бот, который работает в самых популярных мессенджерах. За 2020 год он принял 260 000 тысяч обращений, из них только 16% потребовали консультаций операторов, остальные вопросы решил искусственный интеллект. Это не только упрощает взаимоотношения с клиентами банка, но и позволяет банку экономить на услугах телефонии.

Следить за ситуацией в прямом эфире

Один из уникальных примеров цифровизации – ситуационный центр "Нұрлы жер". Он был создан в 2018 году компанией "Байтерек Девелопмент" и Satpayev University. Сейчас центр работает при другой дочерней организации холдинга – Казахстанской ипотечной компании.

При центре действует портал местных исполнительных органов и мобильное приложение для оперативной передачи данных. Акиматы через личный кабинет на портале размещают актуальную информацию о ходе строительства жилых объектов недвижимости в регионах, объёмах финансирования и реализации готового жилья. Информация о ходе строительства заполняется в мобильном приложении сотрудниками акиматов, технадзором и застройщиком.



Это помогает дистанционно мониторить все объекты, строящиеся в рамках госпрограммы "Нұрлы жер" – с помощью камер, дронов, планшетов и функций распознавания людей и техники. На портале можно в режиме реального времени наблюдать за ходом строительства любого объекта в любом регионе страны, вплоть до малейших подробностей: видно каждый самосвал, заезжающий на объект, ход строительства каждого этажа.

Не секрет, что выполнение любой государственной программы сопровождается постоянной отчётностью, которая отнимает много времени и у сотрудников акиматов, и у контролирующих программу органов.

– Ситуационный центр позволяет в целом сократить время на составление отчётности на стороне акиматов с 26 часов в неделю до 6 часов. А наши работники теперь тратят на проверку и обработку необходимой отчётности не 16 часов как раньше, а всего один час, – сообщил Алтай Куздибаев, заместитель председателя правления АО "Казахстанская ипотечная компания".

Экономится не только время – система снизила годовые расходы, связанные с данной работой, на 26 млн тенге. Кроме того, теперь не нужны тонны бумаги для отчётов, поскольку всё в электронном виде.

Автоматизация на 100%

– Основной фокус цифровизации в нашем холдинге делается по двум направлениям. Первое – это автоматизация наших внутренних бизнес-процессов. И второе – развитие клиентоориентированности услуг холдинга, – отмечает председатель правления АО "НУХ "Байтерек" Айдар Арифханов.

К примеру, на сегодняшний день показатель автоматизации бизнес-процессов дочерней организации холдинга – Фонда развития предпринимательства "Даму" составляет 94% и продолжается работа по стопроцентной автоматизации до конца текущего года.



– Это была очень полезная работа в особенности в период действия режима ЧП, когда из-за вынужденных карантинных мер филиалы и отделения фонда были закрыты. В целом, если говорить про внутренние бизнес-процессы, то их у нас сформулировано 87. Мы оптимизировали 44 бизнес-процесса, из которых 36 – автоматизированы. В следующем году планируем, что уровень автоматизации процессов холдинга достигнет стопроцентного показателя, – говорит Айдар Арифханов.

Стоит отметить, что в рамках реализации госпрограммы "Цифровой Казахстан" холдинг "Байтерек" автоматизировал около 20% мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Данные меры господдержки автоматизированы на цифровой площадке холдинга Digital Baiterek. В целом на этой платформе реализованы 33 автоматизированные услуги и 10 информационных услуг холдинга и его дочерних организаций. Всего за последние три года через этот портал принято 7,6 тысячи заявок.

Новости партнеров