Компании "Гедеон Рихтер" в этом году исполняется 120 лет, а в Казахстане она присутствует уже 25 лет. Европейский фармацевтический рынок и законодательная база развиты настолько, что производители могут планировать там свой бизнес достаточно точно на десятилетия вперёд. В Казахстане всё менялось и меняется гораздо быстрее, даже без скидки на пандемию. Насколько рынок фармацевтики в стране развился за эти годы, как чувствуют себя здесь европейские компании и какой вклад вносят, какие лучшие международные практики ещё только предстоит внедрить, – Informburo.kz решил узнать у генерального директора ТОО "Gedeon Richter KZ" (Гедеон Рихтер КЗ) Ремигиюса Нараускаса.
– Ремигиюс, как давно вы возглавляете здесь компанию и интересно ли работать в Казахстане?
– Я здесь с 2015 года – в июле будет шесть лет с тех пор, как я возглавил компанию в Казахстане. Это не первый рынок в составе компании "Гедеон Рихтер", куда я переехал работать. И рынок здесь интересный и перспективный.
Компаниям нужно адаптироваться очень быстро, потому что рынок непрерывно трансформируется и преподносит много неожиданностей.
– Каких, например?
– Начну с девальвации, которая случилась в 2015 году. Тогда было объявлено о новой денежно-кредитной политике, основанной на инфляционном таргетировании и свободном плавающем обменном курсе. Нужно было быстро адаптироваться самому и с командой адаптировать сам бизнес.
Решения тогда принимались очень быстро, и одновременно они должны были быть эффективными. Девальвация как раз совпала с моим приездом и стала для меня хорошим холодным душем.
Помню, это помогло быстро освоиться и изменить бизнес-модель, которая до сих пор работает и приносит хороший результат.
– А из более свежих вызовов что можете отметить?
– Пандемию, конечно. Но я думаю, что наша компания и индустрия в целом с этим вызовом справились. Практически все отрасли бизнеса были вынуждены преодолевать испытания и адаптироваться к управлению бизнесом в условиях жёстких ограничений.
– Если сравнивать венгерский и казахстанский фармрынки, какие есть различия и сходства?
– Формирование казахстанского фармацевтического рынка началось с середины 90-х годов, так что этот рынок относительно молод. За весь этот период модель лекарственного обеспечения подверглась трансформации от централизованного распределения к системе, основанной на принципах рыночной экономики. В этом процессе большую роль сыграла приватизация фармацевтических производств, сети дистрибуции, открытие частных аптек и аптечных сетей.
Изменения продолжаются до настоящего времени. В Казахстане наблюдаются главные мировые тенденции развития фармацевтических рынков – консолидация и развитие вертикально-интегрированных компаний, от производства до розничного сектора.
Нужно отметить, что само производство лекарств в Казахстане всё ещё развивается медленно по сравнению с мировыми тенденциями.
В то же время Венгрия – один из ведущих производителей фармацевтической продукции в Восточной Европе. Отрасль очень сконцентрирована: на долю шести крупнейших компаний приходится около 90% от общего объёма производства. Фармацевтическая промышленность является флагманом венгерской экономики и составляет 7,5% венгерского ВВП (4,9% всего экспорта).
Исторически сильная венгерская фармацевтическая промышленность имеет устоявшуюся базу знаний и квалифицированную рабочую силу, что позволило создать подсектор биофармацевтики, специализирующийся на разработке терапевтических средств.
"Гедеон Рихтер" является ведущим производителем на венгерском рынке и одним из ключевых производителей фармацевтической продукции в Восточной Европе.
– А в Казахстане можно планировать бизнес в долгосрочном периоде, или что-то мешает?
– Конечно, можно. Казахстан является 57-й по размеру экономикой мира и крупнейшей в Центрально-Азиатском регионе. Согласно последнему рейтингу лёгкости ведения бизнеса от Всемирного банка, страна занимает место в тридцатке лучших.
Изменения в законодательстве были, есть и будут. Мы планируем бизнес компании, исходя из стратегии и в целом из стратегии развития группы компаний "Гедеон Рихтер".
– Как вы сейчас оцениваете систему законотворчества, которая касается вашей отрасли?
– Система бурная. Например, не так давно, в мае 2019 года, ввели правила регулирования цен на лекарственные средства, а сейчас мы уже ведём разговор о поэтапной дерегуляции.
Но всё же для бизнеса стабильность – это не долгие сроки действия какого-то приказа. Это, скорее, значит, что ты должен понимать, какие приоритеты ставятся государством, чтобы суметь планировать свой бизнес в долгосрочной перспективе.
К примеру, во время пандемии – это всего был максимум месяц. И сейчас строить планы на будущее трудно, но можно и нужно моделировать.
– Как изменились позиции компании на рынке Казахстана за прошедшие годы и подход к ведению бизнеса?
– Доля на рынке и место компании в рэнкинге зависит от того, каким портфелем лекарственных средств компания представлена на рынке.
Если посмотреть глобально, наша визитная карточка – это женское здоровье. Но в Казахстане сегмент "женское здоровье" не показывает тот процент оборота, который показывает вся группа "Гедеон Рихтер".
Портфель "женского здоровья" в Казахстане пока занимает 13% от всего оборота. Здесь наш портфель в основном складывается из кардио- и невропрепаратов. Доля компании на фармрынке в Казахстане составляет 1,61%.
– Вы готовы строить рынок "женского здоровья" в Казахстане?
– Не только готовы, но и делаем это – со значительными инвестициями. Мы развиваем этот сегмент при помощи различных социальных проектов, участвуя в конгрессах, презентуя продукты.
Несмотря на то что продукт может входить на этот рынок медленно, мы всё равно развиваем его, потому что видим: препараты нужны врачам для лечения своих пациентов. И мы верим, что этот рынок будет быстро учиться.
– Можно предположить, что цель компании – занимать лидерские позиции по определённым группам лекарств, а не быть номером один в отрасли по объёмам продаж. Или это не так?
– Вы правы, многие препараты нашей компании являются лидерами в своих группах. Наша ответственность – не только выдерживать эту позицию, но и развивать рынок. Главное – реализация потенциала в рамках запланированных бизнес-показателей. Речь идёт не только о прибыли, но и о развитии тех или иных сегментов нашего бизнеса.
После девальвации компания продавала ряд препаратов с отрицательной прибыльностью. Мы понимаем это и как социальную ответственность. На данный момент у нас есть около 100 зарегистрированных лекарственных форм, и не все из них прибыльные, но они есть в портфеле компании, и они есть на рынке, потому что они нужны людям.
– В каких терапевтических областях уже есть примеры успешного вывода на рынок новых препаратов?
– В апреле 2019 года мы зарегистрировали инновационный препарат "Карипразин" – атипичный антипсихотик, над созданием которого учёные компании "Гедеон Рихтер" трудились более 15 лет. Применение данного препарата не только позволяет вернуть людей, страдающих шизофренией, в социум, но и меняет к лучшему качество жизни близких такого пациента.
В ближайшее время планируем вывести на рынок лекарственный препарат в области репродуктологии – это первый биосимиляр рекомбинантного человеческого фолликулостимулирующего гормона (r-hFSH), который применяется для стимуляции яичников при лечении бесплодия. Ожидаются препараты для лечения эндометриоза, для лечения сахарного диабета, а также большое количество разнообразных комбинаций препаратов для лечения артериальной гипертонии и атеросклероза.
– Какие темпы роста показывает компания в Казахстане?
– По предварительным данным за первое полугодие 2021 года, мы растём на 6% в упаковках по сравнению с тем же самым периодом прошлого года.
Пандемия значительно скорректировала рынок и начиная с прошлого очень хаотичного года сильно начали расти компании, в портфеле которых есть препараты, так или иначе связанные с лечением Covid-19.
В прошлом году рекордные по продажам месяцы сменялись антирекордными, была нагрузка на производство и на логистику. После вступления в силу карантинных мер всё было хаотично, нарушилась связь "врач – пациент", в продажах просели рецептурные препараты, применяемые для долгосрочного лечения хронических заболеваний. В то же время продажи препаратов, связанных с лечением коронавируса, выросли в среднем больше чем на 30%. Нам повезло, что производственные площадки справлялись и сделали то количество, которое было нужно нам.
– У компании нет локализации производства в Казахстане. Между тем при госзакупках предпочтение отдают препаратам отечественного производства. Ваш бизнес сильно страдает от этого?
По поводу локализации производства, мы всегда изучаем потенциал каждого рынка. Основа роста инвестиционной привлекательности любого рынка – это предсказуемая макроэкономическая среда. И я не могу сказать, что на будущее мы закрываем для себя казахстанский рынок для локализации.
Например, локализовать производство в России было решено ещё в 1996 году, и сейчас, когда мы живём уже в реалиях рынка стран ЕАЭС, для оптимального снабжения жителей этих стран нашими препаратами компания использует предприятие в России, Егорьевском районе Подмосковья. Это предприятие – одно из наиболее передовых в структуре "Гедеон Рихтер". Мы начали поставлять препараты, выпущенные в России, не только в страны СНГ, но и в некоторые страны Восточной Европы, в том числе в Венгрию.
– Мы начали говорить о мерах господдержки. Какие меры по развитию отрасли вы предложили бы правительству?
– Не менять законодательную базу так часто. Конечно, использовать площадки для дискуссии с бизнесом.
Если друг друга услышать, можно быстро и адекватно принимать решения, которые принесут пользу всем участникам системы здравоохранения.
– Сейчас действует рабочая группа, где отечественные производители обсуждают с правительством меры их поддержки. Какими площадками для переговоров пользуетесь вы?
– Ведём диалог через Ассоциацию международных производителей, Национальную палату предпринимателей РК "Атамекен", Европейскую бизнес-ассоциацию Казахстана (ЕвроБАК), Ассоциацию поддержки и развития фармацевтической деятельности РК, ассоциации дистрибьютеров и при помощи других организаций.
– Это эффективные площадки для диалога?
– Если измерять эффективность числом принятых предложений, я бы сказал – да, некоторые площадки реально эффективны. Их сложно сравнивать, они созданы для разных целей и дополняют друг друга.
– Рассматриваете ли Казахстан, как плацдарм для усиления своего бизнеса в Центральной Азии? Ведь рядом есть и другие интересные рынки. Например, Узбекистан.
– У нас есть сильные представительства во всех странах СНГ, с долгой историей, компетентными сотрудниками. Но если вы говорите про оптимизацию, централизацию некоторых бизнес-процессов – да, есть такая возможность.
Тот же самый логистический хаб мог бы быть построен здесь. Мы оцениваем все возможности. Пока всех устраивает та система по снабжению стран СНГ, которая работает сейчас.
– Вы упоминали в одном из своих интервью, что препараты компании уже ей не принадлежат – они принадлежат врачам, пациентам, но компания имеет обязательство присматривать за тем, как они применяются. Как вы способствуете росту культуры дистрибуции и формированию цивилизованного рынка?
– Да, я имел в виду, что препараты компании настолько давно на рынке, настолько доказали свою эффективность, что нам остаётся только "присматривать" за ними.
Препараты "Гедеон Рихтер" занимают свою нишу на рынке Казахстана и продолжают её расширять. В их числе оригинальные препараты и генерики, применяемые для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, женского здоровья, ЦНС, а также безрецептурные препараты.
Отвечая на вторую часть вопроса, должен отметить, что компания является лицензионным полноценным дистрибьютором на рынке Казахстана. Мы работаем с теми, у кого есть соответствующие процессы контроля качества лекарственных препаратов. Для этого работает и система фармаконадзора, и системы контроля качества. Мы отслеживаем качество по всей цепочке: от производства до склада, от склада до дистрибьютера и так далее.
– На глобальном уровне компания старается изменить отношение общества к людям, страдающим шизофренией, ожирением, есть проекты, направленные на сохранение женского здоровья. А какие социальные проекты работают в Казахстане?
– За эти годы компания приобрела большой опыт и владеет огромным объёмом информации, полезным для сохранения и поддержания здоровья, поэтому в планах – делиться опытом: проводить образовательные мероприятия, дискуссии и социальные проекты.
Ярким примером служит наш социально-просветительский онлайн-проект "Женское здоровье" (Kazakhstan Women’s Health), который стартовал в нашей стране в сентябре прошлого года и охватил аудиторию около 5 миллионов. Он нацелен на формирование у казахстанских женщин культуры заботы о себе. Приглашаем присоединиться к нам в социальных сетях Instagram и Facebook.
Планируется участие в национальных научных конференциях и конгрессах по важным терапевтическим областям, ожидаем лончи (выпуск на рынок) препарата женского здоровья для лечения эндометриоза и инновационного препарата для лечения шизофрении.
Наша цель – чтобы имя "Гедеон Рихтер" оставалось гарантией надёжности, качества и здоровья.
– Если коротко передать суть философии бизнеса "Гедеон Рихтер", какая она?
– Она та же самая на протяжении всех 120 лет и была сформулирована ещё основателем компании – здоровье пациента на первом месте.
Если посмотреть в ретроспективе, были тяжёлые времена: и бизнес горел, и печальная история самого основателя, но компания никогда не отходила от своей миссии.
И позволили это сделать в первую очередь люди, которые работают у нас в компании. Есть примеры, когда сотрудники работают у нас более 40 лет. Это доказывает, что есть что-то в компании, за что её ценят. Это не купишь ничем – есть взаимная лояльность и уважение, это помогает проходить любые трудности и быстро адаптироваться.
О Гедеоне Рихтере, человеке, мечтавшем нести здоровье людям, замечательно сказал венгерский писатель Йено Хидвеги: "Он был настоящим человеком, который знал, что означает честь. Преодолев трудности и выстояв, он создал нечто вечное, и его имя навсегда будет связано с его детищем". Наша компания с гордостью носит имя своего основателя уже 120 лет и продолжает служить его благородной миссии.
-
1🎄Новогодние скидки: билеты на поезда по выгодным ценам распродают в Казахстане
- 5995
- 1
- 4
-
2❓День потрачен впустую: кто виноват и что делать, если доставка задерживается
- 5925
- 3
- 19
-
3⚡️Дмитрий Мун стал вице-министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности
- 2470
- 5
- 90
-
4❓В НИИ онкологии и радиологии Алматы бесплатно проконсультируют жителей
- 2492
- 0
- 7
-
5⁉️Чем известна Перизат Кайрат, возглавлявшая фонд BizBirgemiz Qazaqstan?
- 2434
- 15
- 42
-
6🤑Размеры двух пособий вырастут в Казахстане в 2025 году
- 2503
- 4
- 16
-
7🌤 Прогноз погоды на 23 ноября: осадков не ожидается на всей территории Казахстана
- 2559
- 0
- 6
-
8⚠️Легковушка столкнулась с маршрутным автобусом на автомагистрали в Караганде
- 2267
- 1
- 17
-
9⭐️Сверхгигант, прячущийся в "коконе": астрономы сделали первый крупный снимок звезды из другой галактики
- 2272
- 1
- 13
-
10🇺🇸Как хотят справиться в США с бюрократией: меньше бумажек – больше дела
- 2250
- 1
- 22