Будучи пассажирами самолёта, мы привыкли, что бортпроводники – это приветливые люди, готовые нас покормить и помочь. Но под элегантной формой и выдержанными манерами – настоящие супергерои.
Пристегните ремни, садитесь поудобнее
Приоткрыли завесу этой увлекательной профессии нам в столичном Центре лётной подготовки (ЦЛП) Air Astana, где презентовали и даже разрешили протестировать новейшие, причём единственные в Казахстане, тренажёры по аварийной эвакуации и для реального пожаротушения. Они способны моделировать разные практические аварийные ситуации в рамках подготовки бортпроводников и пилотов, включая недееспособность одного из пилотов, аварийное открытие выходов самолёта, эвакуацию пассажиров, разгерметизацию воздушного судна, реальное тушение пожара и ориентирование в салоне самолёта в условиях сильного задымления.
В центре каждый год проходят обучение начинающие и действующие бортпроводники: в среднем по 50-55 групп, в каждой – по 12–20 человек.
– Новые сотрудники при трудоустройстве проходят обязательные теоретический и практический тренинги согласно стандартам. Действующие экипажи осваивают практический курс раз в три года, но также ежегодно освежают знания на теоретических тренингах, – рассказала старший инструктор по обеспечению безопасности ЦЛП Air Astana Данара Сардарова.
Тренинг по безопасности длится полтора месяца, он также включает обучение безопасной перевозке опасных грузов, сервису, авиационной безопасности, оказанию первой медицинской помощи и многое другое. Все тренинги проводятся сертифицированным профессиональным инструкторским персоналом Air Astana, за исключением инструкторов по оказанию первой помощи – они обязательно имеют медицинское образование и врачебный опыт. Всё очень строго: по итогам каждого тренинга участники проходят тесты и практические экзамены.
После обязательного инструктажа по безопасности нас провели к тренажёру по аварийной эвакуации из салона (CEET) для самолётов семейства Airbus 320. Его сконструировали из самолёта-"пенсионера", которому оставили кабину пилота, переднюю и хвостовую части, но добавили аварийные выходы разных моделей.
Мы как раз попали на практические тренинги к пилотам и бортпроводникам. Подготовку они, кстати, проходят вместе, и вот почему:
– Очень важна коммуникация между пилотами и бортпроводниками, донесение достоверной информации в кабину пилотов. Потому что пилот принимает очень важные решения исходя из сообщения бортпроводника, – совершить вынужденную посадку в ближайшем аэропорту, вызвать пожарных, медицинскую помощь и так далее, – объяснил старший менеджер по обучению безопасности полетов и наземных служб Дамир Турганов.
Внутри тренажёра всё как обычно – салон, кресла, окна, но как только начинается тренинг, на окнах-экранах возникает довольно реалистичная картина горящих двигателей, а самолёт наполняется звуками технической неисправности и криками пассажиров.
В этот момент участники тренинга отрабатывают эвакуацию: на наших глазах две хрупкие на вид, но сильные духом и голосами девушки слаженными действиями и фразами направляют пассажиров к аварийным выходам. На эвакуацию всего самолёта у них есть всего 90 секунд.
На мгновение мы даже забыли, что это всего лишь имитация: ни тени сомнения не осталось, что ситуация серьёзная и нужно беспрекословно следовать инструкциям бортпроводниц. Хотя предварительно они, конечно, всё досконально проверили – ещё до того, как сели и пристегнулись в положенных местах. Работа у них такая – всегда быть начеку.
– Наше обучение сфокусировано в первую очередь на предотвращении таких ситуаций. Поэтому самая важная часть работы – та, которую проводит бортпроводник перед рейсом, которую вы никогда не видите. Они поэтому и приходят гораздо раньше на самолёт, чтобы проверить его соответствие всем параметрам и требованиям, чтобы такие случаи никогда не возникали, – подчеркнул Дамир Турганов.
Огромное внимание в тренингах уделяется развитию стрессоустойчивости, отработке разных нестандартных аварийных ситуаций. Инструкторы отмечают: страх – это нормально, но главное, чему учат бортпроводников, – то, как с ним справляться самому и как руководить пассажирами, которым тоже страшно.
К слову, о руководстве пассажирами. Там же эвакуация в самом разгаре! Давайте посмотрим. Людей спускают из "горящего" самолета по аварийному надувному трапу, или слайду. Причём перед спуском объясняют, как нужно правильно "съезжать", чтобы не вылететь и не получить травму.
Все, конечно, выбрались живыми-здоровыми, и тут нам рассказали, что, оказывается, у слайда есть специальный канат, по которому можно взобраться наверх: к примеру, если нужно вернуться за провиантом или тёплыми вещами. Участники тренинга это охотно продемонстрировали, пока мы, журналисты, стояли внизу с открытыми ртами.
Ещё трап можно использовать при приводнении как плот, отсоединив от самолёта, и ждать на нём, пока не придёт помощь. Трапы бывают разные: нам показали большой, вмещающий до 55 человек, оборудованный прочными ручками, чтобы взобраться, спасательным кольцом и даже тентом, чтобы прикрыть пассажиров, к примеру, от жары или осадков. Есть и психологический момент, который обсуждается с бортпроводниками во время обучения: когда люди заняты помощью друг другу, слаженно работают на "плоту" под руководством бортпроводников, они меньше паникуют.
Выживание на настоящей воде, кстати, в Air Astana тоже отрабатывают: для этого трап и другое оборудование привозят в бассейн Барыс Арены.
Сохраняйте спокойствие, мы всё потушили!
Следующим мы "испробовали" тренажёр реального пожаротушения (RFFT). Здесь салон самолёта, вернее, его часть, находится за стеклом и полностью состоит из металла, даже сиденья.
В тренажёре представлены все возможные места, где может произойти возгорание. Часто, как оказалось, пожары в самолётах происходят по вине курильщиков, которые не могут дотерпеть до посадки и умудряются "затянуться" в туалетной кабинке, оставляя окурки непотушенными. Кроме того, могут воспламениться гаджеты с литий-ионными батареями, есть также риск пожара на полках для багажа и в печке на кухне.
Управляется тренажёр со станции инструктора или с помощью мобильного планшета, так что во время тренинга инструктор выбирает ситуацию и степень её сложности, а любой пожар может остановить при помощи аварийной кнопки, находясь по ту сторону стекла. Есть также телефонная трубка – связь между инструктором и участниками тренинга, так как отрабатывается ещё и коммуникация с пилотской кабиной при пожаре.
– Каждый бортпроводник должен уметь тушить реальный пожар в реальных условиях, – объясняет Дамир Турганов, и в это время мы видим, как внезапно за стеклом на одном из столиков загорается ноутбук.
К нему подходит инструктор Айым, которая уверенной вытянутой рукой (конечно же, в перчатке) тушит возникший пожар при помощи небольшого удобного огнетушителя, наводя его "нос" на очаг возгорания. Здесь огнетушитель заполнен воздухом, а на борту самолёта – галоном. Использовать этот газ на земле небезопасно, но в небе он наиболее эффективен.
Здесь важно правильно направить "струю" в нужном направлении, чтобы в течение максимум 8–10 секунд всё потушить. Сенсоры, установленные в этих местах в тренажёре, реагируют на правильно выполненные действия и автоматически "отключают" огонь. Это только выглядит просто, на деле же оказалось нелегко потушить правильно с первого раза.
– Прежде чем прийти сюда, каждый бортпроводник наизусть знает теорию пожаротушения и элементы огнетушителя, где он находится на том или ином типе самолёта , как надевать дымозащитный капюшон, как контролировать место уже после пожара, – объяснила Данара Сардарова.
Конечно, в тех же туалетных комнатах самолёта над мусорными баками установлены стационарные огнетушители, но полагаться только на них не стоит. Поэтому бортпроводники постоянно мониторят состояние здоровья пассажиров, все аспекты безопасности, в том числе ситуацию во всех местах, где возможен пожар. А вы думаете, они просто так проверяют туалеты и багажные полки? Нет. У каждого стюарда есть своя зона ответственности во время полёта, а при возникновении аварийной ситуации каждый действует чётко согласно отработанному на таких тренингах протоколу.
Инструкторы подчеркивают: фактически профессия бортпроводника включает множество других – спасателя, пожарного, психолога, бармена, официанта и даже полицейского.
Побывав на этих увлекательных тренингах, пришли к выводу: наверное, если бы пассажиры Air Astana видели подготовку, всю "закулисную" работу бортпроводников и пилотов, профессионализм и автоматизм, с которым они подходят к делу, аэрофобов среди нас стало бы в разы меньше. Ведь когда в приоритете безопасность, повышается доверие.
-
1‼️Наводнение в Испании: число погибших выросло до 158
- 2557
- 1
- 31
-
2🌪 Самый мощный за последние 30 лет: супертайфун Конг-Рей обрушился на Тайвань
- 2281
- 1
- 15
-
3❔ АЭС, нефть и логистика: о чём говорил Токаев на встрече с иностранными инвесторами
- 2282
- 0
- 32
-
4💊 Вывозили на Запад под видом витаминов: контрабандистов анаболиков задержали в Алматы
- 2309
- 0
- 11
-
5❔ Летать и ездить с цифровыми документами. Что изменится в Казахстане в ноябре 2024 года
- 2338
- 3
- 14
-
6🤑 Как изменился курс доллара к тенге на бирже 31 октября
- 2251
- 0
- 4
-
7🇪🇸 Почему от наводнений в Испании погибло так много людей?
- 2281
- 0
- 12
-
8⚡️В суде Астаны рассматривают иск журналистов против Минкультуры по правилам аккредитации
- 2313
- 2
- 17
-
9☄️Авария на шахте имени Костенко: Генпрокуратура обнародовала имена подозреваемых
- 2338
- 0
- 6
-
10🌡Прогноз погоды на 1 ноября: штормовое предупреждение из-за гололедицы объявили в восьми регионах страны
- 2337
- 0
- 6