Прямой эфир Новости спорта

От смены названия – к созданию экосистемы: как прошёл первый год Отбасы банка

Informburo.kz вместе с Отбасы банком рассказывает, как изменения сделали банк удобнее, доступнее и экономнее по времени для клиентов.

Под занавес 2020 года Жилстройсбербанк получил новое имя – Отбасы банк. Функции финансового института не поменялись: он остался банком, реализующим систему жилищно-строительных сбережений, и оператором государственных жилищных программ. Одновременно с лаконичным, более интуитивно понятным и приятным слуху названием был взят курс на цифровизацию услуг и, как следствие, формирование собственной экосистемы – с интернет-банкингом и мобильным приложением, маркетплейсом жилья, онлайн-ипотекой, платформой для использования пенсионных накоплений и внедрением технологии блокчейн. 

"2021 год был годом цифровых перемен. Мы постепенно переводили свои процессы в онлайн-режим, но в период коронакризиса и "удалёнки" это стало происходить быстрее. Банк смог оперативно трансформировать свою работу, не потеряв клиентов. И сейчас большинство операций можно делать удалённо, онлайн, не обращаясь в офисы банка", – оценивает прошедший год Ляззат Ибрагимова, председатель правления АО "Отбасы банк". 

Цифровой прорыв

В 2021 году банк активно применял онлайн-инструменты. Развитие интернет-банкинга и мобильного приложения оказалось востребованным: свыше двух млн клиентов воспользовалось услугами, не посещая отделения банка. За год пользователями проведено 5,8 млн онлайн-операций. По структуре операций в банке уточнили, что чаще всего открывали сберегательные счета (65%), пополняли депозиты или погашали кредиты, настраивали автоплатёж. Треть депозитов была открыта с помощью видео- и через интернет-банкинг.

Онлайн: что могут сделать клиенты Отбасы банка сегодня

Все сервисы предполагают удалённое и оперативное получение услуг и, как следствие, максимальную экономию времени казахстанцев.

  • Открыть и пополнять депозит, получить справки о наличии счёта, ссудной задолженности, изменить условия депозита, объединить счета, сделать частичное или полное досрочное погашение займа и т.д. можно с помощью мобильного приложения и интернет-банкинга.
  • Получить предварительное одобрение по займу. Зная предварительно одобренную сумму по кредиту, казахстанцы могут в спокойном режиме выбирать квартиру в течение двух месяцев.

"Предварительное одобрение можно получить у консультантов банка, не приходя в отделение. 1700 финансовых помощников в удобное время и в удобном месте помогут открыть депозит, принять кредитную заявку и выдать предварительное одобрение по ней", – рассказывают в Отбасы банке.

  • В маркетплейсе Baspana Market можно выбрать жильё от застройщиков или на вторичном рынке, подать заявку на участие в госпрограммах.

Также теперь пользователи могут разместить собственное объявление о продаже недвижимости. Затраты временных ресурсов минимальны

"Ежедневно платформу посещает около пяти тысяч человек, в 53% случаев это молодые казахстанцы в возрасте от 25 до 34 лет, – рассказали в Отбасы банке. – Для представителей строительных компаний работает личный кабинет застройщика, через который в любое время можно загрузить объявление с описанием и фотографиями объекта. С августа 2021 года заведено порядка 60 объектов по программе "Свой дом" и 190 рекламных объявлений. Это отличное место продаж с клиентской базой в два млн человек".

  • Оформить выбранное жильё в ипотеку онлайн на Baspana Market.

"На рынке есть похожий продукт, но он полностью цифровой. То есть человеку необходимо оформить заём самостоятельно. Отбасы банк решил отдать предпочтение технологии фиджитал, когда получить кредит с помощью онлайн-ипотеки помогает видео-консультант. Покупка квартиры не тот продукт, который можно было бы оформить по примеру потребительского займа. Это важное жизненное событие для всей семьи. Поэтому мы решили внедрить онлайн-консультирование", – рассказали о сервисе в Отбасы банке.

Чтобы оформить кредит, необходимо посетить отделение банка в среднем девять раз. "С онлайн-ипотекой прийти в банк нужно будет только два раза на этапе подписания договора займа", – уточняют представители банка.

  • Зарегистрировать договор залога недвижимости для физических лиц по системе блокчейна. Ознакомиться с договором залога можно в личном кабинете на портале otbasybank.kz и подписать его с помощью ЭЦП. Уведомления о госрегистрации обременения прав на недвижимость придёт в личный кабинет на eGov.

"Такая автоматизация услуги по онлайн-регистрации договора залога недвижимости позволяет клиентам банка сократить этот процесс с трёх дней до одного", – говорят об экономии времени в Отбасы банке.

  • Перевести пенсионные накопления сверх порога достаточности на депозит – через платформу по использованию пенсионных накоплений. По предоставленным банком данным, платформой воспользовались 513 185 на сумму более двух трлн тенге. 

"Если раньше было возможным использовать "пенсионку" только на приобретение жилья, погашение ипотеки или лечение, то с 16 декабря 2021 года казахстанцы получили возможность пополнять депозиты в Отбасы банке. Кроме этого можно приобрести земельный участок под индивидуальное жилищное строительство и личное подсобное хозяйство и в течение двух лет построить дом или подтвердить целевое использование средств", – уточняют в банке. – Процесс использования ЕПВ изначально сделали дистанционным, максимально понятным и простым, что помогло сэкономить время наших граждан".

Платформу enpf-otbasy.kz разработали за два с половиной месяца самостоятельно, без привлечения внешних компаний. "Полностью собственная разработка, ни одного тенге банк не потратил на аутсорсинг. К слову, возвращаясь на год назад, то же самое можно сказать и о смене названия банка. Никакая рекламная кампании по этому поводу не проводилась. На фоне новости о ЕПВ и запуске портала у казахстанцев в головах закрепилось новое название банка", – уточняют в финансовом институте.

О цифровизации – в цифрах

В Отбасы банке говорят, что 2021 год стал рекордным по выданным займам. Благодаря онлайн-формату, удалось увеличить их количество почти на треть – всего выдано 82 252 кредита. Для сравнения приведём цифры предыдущих периодов: 2020 год – 51 926, 2019 – 50 300, 2018 – 38 300 займов. При этом каждый четвёртый кредит был выдан в рамках госпрограмм доступного жилья ("Бақытты Отбасы" для кредитования семей с невысоким доходом для приобретения жилья, "Шаңырақ" для очередников акиматов и "Нұрлы Жер" для клиентов банка). 

"Это тоже прогресс. Льготные кредиты в рамках госпрограмм получают именно очередники, а это значит, что большинство граждан Казахстана, десятилетиями стоящие в очереди на жильё, решают свой жилищный вопрос. К слову, по данным МИИР, граждан, вставших в очередь на жильё до 2003 года, осталось менее 100 человек. То есть очередников 80-х и 90-х годов в Казахстане практически нет", – отметили в банке.

В 2021 году Отбасы банк выдал 66% от общей доли казахстанской ипотеки, при этом сохранив самый низкий уровень NPL (займы с просрочкой более 90 дней) – в 0,07%, при среднем банковском уровне в 4,05%. Открыто 601 367 новых депозитов. Общая сумма депозитного портфеля равна 1 509 092 млн тенге. Всего в банке действует 2,1 млн депозитов. 

Связан ли такой рост только с цифровизацией? Безусловно, говорят в банке, цифровизация внесла существенные коррективы и позволила сделать услуги доступнее и понятнее для казахстанцев, но вместе с тем вырос и уровень доверия непосредственно к системе жилищных строительных сбережений.

"Её уникальность и преимущество перед классической ипотекой заключается в том, что она позволяет казахстанцам приобрести жильё в кредит по ставкам от 3,5 до 5% годовых (ГЭСВ – от 3,6%). Такие ставки не предлагает ни один БВУ. Таким образом, система жилищных строительных сбережений делает ипотечные платежи подъёмными, а переплату – минимальной".

В 2022 году банк продолжит развитие новых программ и сервисов для ещё более качественного обслуживания своих клиентов. В ближайшее время планируется внедрение на Baspana market интеграции с крупными застройщиками РК для автоматизации процесса публикации объявлений, а также разрабатывается механизм для риэлторских компаний, реализующих вторичное жильё.


Читайте также: 80 тысяч новоселий справили клиенты Отбасы банка в 2021 году


 

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров