Согласно закону, потребитель – это гражданин, заказывающий, использующий, (имеющий намерение) товар (работу, услугу) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Защита прав потребителей – это комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательства.
Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей основывается на Конституции и состоит из Гражданского кодекса и иных нормативных правовых актов.
Юридическое регулирование прав потребителей появилось со времен римских императоров, об этом пишут авторы С. Романовская и С. Мороз в своей книге "Защита прав потребителей". По их словам, императоры боролись с ростом цен посредством установления твёрдых цен на отдельные виды товаров. В 177 году император Коммод в целях борьбы с растущими ценами наказывал заговорщиков, повышающих цены для простого римского народа. В первом титуле XIX кн. Дигест рассмотрены первые в истории случаи предъявления иска о нарушении условий договора купли продажи. При этом римскими юристами во главе угла всегда ставился принцип добросовестности сторон – bonafides.
Если вернуться в современную реальность, то все знают, что глава государства не раз акцентировал внимание на важности повышения качества жизни граждан как одного из важнейших аспектов благосостояния населения.
Уполномоченный орган по защите прав потребителей занимается регулированием и государственным контролем, в тоже время немалая роль в практической реализации защиты прав потребителей осуществляются общественными объединениями.
Аналогичная система совместной работы госоргана с неправительственным сектором давно практикуется в Германии и Польше. Региональными департаментами торговли и защиты прав потребителей Минторговли постоянно проводится совместная работа с общественными объединениями по защите прав потребителей.
"Совместно с госорганом мы рассмотрели систему защиты прав потребителей в сферах коммунальных, медицинских услуг, бытового обслуживания и образования, а также соответствующую ответственность представителей бизнеса. Мы планируем работы по просвещению потребителей об их законных правах", – отметил председатель Общественного объединения "Адилет" Еркин Томпиев.
Ожидаемым результатом сотрудничества госоргана и общественных организаций должна стать потребительская грамотность и взыскательность граждан.
На сегодняшний день чаще всего граждане не удовлетворены качеством медицинских услуг, услугами связи, городским общественным транспортом и услугами общественного питания. Для повышения эффективности системы защиты прав потребителей правительство уже подготовило поправки в законодательство. Так, предусматривается введение института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей. Национальная тенденция показывает актуальность и необходимость практики деятельности омбудсменов по правам человека, предпринимателей, инвесторов, банковского и страхового сектора.
Однако по сей день, всё ещё существует пробел: отсутствует общественно политическое лицо по вопросам защиты прав потребителей жилищно-коммунальной сферы, связи, туризма, медуслуг, внутренней торговли, транспорта и иных сфер услуг потребления. Институт омбудсмена даст особый публичный статус назначенного лица, он будет служить глазами и голосом потребительского сообщества, служить координатором общественных объединений.
По результатам социологического опроса, проведённого в 2022 году, 56% из 10 тысяч респондентов считают необходимым введение института омбудсмена.
Основными его функциями будут консультирование, координация общественных институтов потребителей, участие в разработке НПА, формировании ежегодного доклада о сфере защиты прав потребителей, защита прав неопределённого круга потребителей. Кроме этого законопроектом предлагается распространить базовые принципы защиты прав потребителей на все сферы потребления услуг.
Действующий закон не действует в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристических и иных услуг, вопросы которых регулируются профильными законами. В результате суды при рассмотрении споров по этим видам услуг не принимают в основу нормы закона о защите прав потребителей, ссылаясь на статью 2 закона.
Имеются коллизии норм закона с НПА, регулирующими сферы жилищно-коммунальных услуг, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта и иных сфер услуг для потребления. В связи с этим предлагается придать положениям закона о защите прав потребителей статус основных прав потребителей во всех сферах услуг, кроме финансовых и платных, распространив правила защиты прав потребителей на вышеуказанные сферы.
В свою очередь усилится межотраслевая координация госорганов по вопросам защиты прав потребителей.
-
1‼️Наводнение в Испании: число погибших выросло до 158
- 2557
- 1
- 31
-
2🌪 Самый мощный за последние 30 лет: супертайфун Конг-Рей обрушился на Тайвань
- 2282
- 1
- 15
-
3❔ АЭС, нефть и логистика: о чём говорил Токаев на встрече с иностранными инвесторами
- 2282
- 0
- 32
-
4💊 Вывозили на Запад под видом витаминов: контрабандистов анаболиков задержали в Алматы
- 2309
- 0
- 11
-
5❔ Летать и ездить с цифровыми документами. Что изменится в Казахстане в ноябре 2024 года
- 2338
- 3
- 15
-
6🤑 Как изменился курс доллара к тенге на бирже 31 октября
- 2251
- 0
- 4
-
7🇪🇸 Почему от наводнений в Испании погибло так много людей?
- 2281
- 0
- 12
-
8⚡️В суде Астаны рассматривают иск журналистов против Минкультуры по правилам аккредитации
- 2343
- 2
- 17
-
9☄️Авария на шахте имени Костенко: Генпрокуратура обнародовала имена подозреваемых
- 2368
- 0
- 6
-
10🌡Прогноз погоды на 1 ноября: штормовое предупреждение из-за гололедицы объявили в восьми регионах страны
- 2367
- 0
- 6