Исторически сложилось, что букмекерские конторы тесно связаны со спортом. И дело не только в ставках как таковых. Букмекерская сфера стала одним из сильнейших двигателей рекламы спортивного мира, соревнований и околоспортивного бизнеса. По данным FIFA, только во время чемпионата мира по футболу в России в 2018 году было сделано ставок на 10 трлн рублей (около 60 трлн тенге).
Специфика данного бизнеса такова, что часть этих финансовых средств в некоторых недобросовестных букмекерских компаниях проходит через "серую" кассу. В Казахстане, по оценочным данным экспертов, в 2018 году общий доход букмекерских контор составил около 63 млрд тенге. Сумма большая, но не запредельная. В России, где букмекерский бизнес в несколько раз масштабнее, этот же показатель за тот же период времени составил более 1 трлн рублей (около 6 трлн тенге).
Другой вопрос, на что тратятся эти деньги. Кто-то вливает их в развитие бизнеса (открытие новых букмекерских контор), кто-то тратит на выплату судебных издержек, кто-то становится спонсором спортивных трансляций или целых футбольных клубов, а кто-то в сотрудничестве с госкомпаниями и частными партнёрами проявляет свою социальную ответственность.
Стоит сказать, что последний пункт – весьма распространённая тенденция в букмекерской сфере. Социальная ответственность (СО) – тренд уровня экологической активности и заботы о нацменьшинствах. Такой либерализм у некоторых букмекеров Казахстана проявляется не просто PR-активностями, но и достаточно действенными благотворительными акциями.
Благотворительность как традиция и тренд
Благотворительность зачастую пользуется популярностью и одобрением большинства людей. Чаще всего её рекламный характер (если он вообще уместен в тех или иных акциях) остаётся в стороне, так как на первый план выходит реальная помощь, оказываемая уязвимым слоям общества, животным и в сложных экологических ситуациях.
Конечно, букмекерские компании как одни из флагманов бизнеса не остаются в стороне, организовывая благотворительные мероприятия в рамках своей корпоративной социальной ответственности. К примеру, одну из таких акций в преддверии новогодних праздников провела букмекерская компания Tennisi.kz.
Как известно, бренд-амбассадором и "другом" компании выступает один из известнейших спортивных блогеров СНГ Евгений Савин (бывший футболист с почти миллионом подписчиков на YouTube-канале "КраСава"). Вместе с представителями компании он посетил областную специальную школу-интернат для слепых и слабовидящих детей в городе Есик (Алматинская область) и привёз ребятам различные подарки (170 "сладких" наборов, а также спортивный инвентарь) и море позитивных эмоций.
Евгений Савин тепло пообщался с детьми и сыграл с ними снежный футбольный матч, завершившийся со счётом 3:3. Ребята весело провели время, фотографировались с гостем и взяли у него автографы.
Следует сказать, что для Tennisi.kz подобные благотворительные акции стали уже традицией. В августе 2019 года Евгений Савин навещал ребят одного из алматинских детских домов, подарив им спортивный инвентарь и другие подарки. По словам представителей букмекерской компании, такая форма социальной ответственности им очень нравится. "Дело даже не в подарках и спортивной атрибутике – дело в эмоциях, – признаются в Tennisi.kz. – Красава (Савин) сейчас, возможно, главный рупор популяризации спорта для молодой аудитории. Нам нравятся те посылы, что он несёт в своих выпусках. И он всегда с удовольствием участвует в наших благотворительных акциях. Он сам говорит, что для него это в кайф".
"Мы как букмекерская компания понимаем свою социальную ответственность. Это мировой тренд – так наши коллеги работают в Европе. Не только спонсируют крупнейшие турниры, но и вкладываются в детский, массовый спорт.
Мы за то, чтобы у нас в Казахстане букмекерский бизнес был открытым, прозрачным, социально ответственным и поддерживал спорт. Первые шаги мы уже предпринимаем", – отметил один из руководителей Tennisi.kz Сергей Казаков.
В следующем году букмекерская компания Tennisi.kz запланировала ряд локальных и более масштабных мероприятий. И в этом случае популярность Красавы (@sava9) поможет приобщиться к спорту и здоровому образу жизни молодому поколению.
Инста-селебрити в помощь
Евгений Савин, конечно, не единственный знаменитый блогер, который стал бренд-амбассадором и лицом одной из букмекерских контор. В рекламном продвижении ведущих игроков рынка в своё время засветилось множество инста-селебрети, количество подписчиков которых в соцсетях подбирается или превышает в несколько раз миллионный рубеж. Среди них российский рэпер и создатель продюсерской компании Black Star Тимур Юнусов (a.k.a. Тимати), казахстанский актёр и продюсер Нуртас Адамбай, российский актёр и комик Игорь Харламов.
Такая тенденция диктуется рынком – медийные личности привлекают целевую аудиторию, помогают омолаживать её и продвигать букмекерские бренды на новых рынках и сферах. К тому же, согласно данным специалистов, 70% игроков в казахстанских букмекерских конторах совершают ставки онлайн, не посещая офисы компаний. Это значит, что диджитализация в скором времени в полной мере переведёт букмекерский бизнес в интернет.
Яркий пример по соседству
О развитии и легитимности букмекерского бизнеса думают и в соседних странах.
"Как известно, по пути легализации настроился идти Узбекистан. Президент страны Шавкат Мирзиёев недавно подписал указ "О мерах по поднятию на совершенно новый этап развития футбола в стране". Они понимают, что легализация букмекерских контор может быть направлена на развитие спортивной сферы, повышение её инвестиционной привлекательности на основе международного опыта", – отмечает Сергей Казаков.
С 2007 года в связи с политической обстановкой в Узбекистане были запрещены любые виды азартных игр, кроме лотерей. Из-за этого население активно прибегало к услугам иностранных компаний, в том числе международных букмекерских контор.
Но с момента избрания нового президента государство оценило поступление возможной прибыли от легитимного игорного бизнеса и решило с 2021 года легализовать букмекерские компании. Проект был разработан Министерством физической культуры и спорта РУз, а лицензированием деятельности спортивных ставок поручено заниматься Агентству по развитию рынка капитала.
Ожидается, что часть от прибыли букмекерских компаний пойдёт на развитие массового и молодёжного спорта, в частности футбола. Кроме того, планируется повышение инвестиционной привлекательности самого бизнеса и узбекского спорта на основании международного опыта.
Сергей Казаков из Tennisi.kz считает, что легализация букмекерской деятельности в Узбекистане должна послужить хорошим примером для рынка Казахстана, ведь это яркий феномен социальной ответственности как самого бизнеса, так и государства.
-
1📚 Как создают школьные учебники и почему они не всегда соответствуют ожиданиям
- 2764
- 4
- 21
-
2🏫 Смена электронных дневников в школах Казахстана: поиск лучших решений или борьба за рынок?
- 2965
- 4
- 28
-
3⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 13 ноября
- 2626
- 0
- 5
-
4❌ В горах Алматы объявили лавинную опасность в ближайшие дни
- 2663
- 0
- 14
-
5📱 Мошенники выманили 10 млн тенге у родителей школьников, прочитав их чат в мессенджере
- 2466
- 0
- 31
-
6🐍 Живых змей обнаружили в посылке с детскими игрушками в Германии
- 2338
- 1
- 25
-
7🛍 До 20 долларов на всё: акции Amazon достигли максимума после объявления о запуске сервиса-конкурента Temu
- 2260
- 0
- 8
-
8🛸 Конгресс США вновь пытается раскрыть правду об НЛО
- 2144
- 0
- 30
-
9⚽️ 14 ноября Казахстан сыграет с Австрией в Лиге Наций
- 2155
- 0
- 11
-
10🍌🥝 Более 12% казахстанцев не могут обеспечить детям свежие фрукты и овощи ежедневно
- 2073
- 12
- 38