Прямой эфир Новости спорта

Газификация Астаны: мечта сбывается и не сбывается?

В начале марта Президент поручил построить газопровод до Астаны. Будет ли выполнено поручение, вот в чём вопрос.

Заявления о газификации Астаны звучат не первый год, и столь же регулярно эти поручения откладывались в долгий ящик, оставаясь лишь долгосрочными и среднесрочными проектами. А предлагались самые разные проекты: газификация города шахтным метаном из Карагандинского угольного бассейна, строительство Россией газопровода из РФ через Астану в Китай…

Самый старый проект: газопровод Карталы – Тобол – Кокшетау – Астана. Начать его строительство Нурсултан Назарбаев поручил на расширенном заседании Правительства ещё 23 января 2013 года. На проектные работы (ТЭО и ПДС) потратили 5 млрд тенге, но на реализацию проекта денег не нашлось, и он был свёрнут.

В марте 2016 года по той же причине был остановлен проект газификации столицы подключением её к газопроводу Бейнеу – Бозой – Шымкент.

Однако представляется, что дело не только в отсутствии денег на реализацию проектов, но и в нехватке самого газа. Объёмы добычи газа в республике не позволяют наращивать внутреннее потребление желаемыми темпами: больше половины добываемого газа является попутным нефтяным газом (ПНГ), который на самих месторождениях в основном закачивается обратно в пласт для поддержания и увеличения нефтедобычи. Те объёмы товарного газа, которые производятся, уже законтрактованы. В частности, необходим газ для прокачки в Китай по новому газопроводу Центральная Азия – Китай, часть которого проходит и по территории Казахстана. Сейчас в стране валовая добыча составляет около 48 млрд м3 газа, из которых в 2016 году было произведено 28,5 млрд м3 товарного газа. План на текущий год – 29 млрд м3.

Основная доля голубого топлива обеспечивается крупными, работающими по Соглашениям о разделе продукции, месторождениями – Карачаганак (49%), Тенгиз (31%) и Кашаган (14%). По экспертным оценкам, к 2024 году страна может столкнуться с тем, что потребление превысит собственное производство товарного газа. К примеру, при росте производства товарного газа в 2016 году на 5,1% его потребление выросло на 8,3%. Ожидаемый среднегодовой темп роста добычи газа с 2016 по 2040 годы прогнозируется на уровне 4%.

Сейчас астанинские ТЭС работают на угле и мазуте и над городом, особенно в зимний период, стоит смог. Недёшево обходится и рекультивация золоотвалов. Столичный акимат заключил договор и начал автомобильную доставку в Астану сжиженного природного газа из Екатеринбурга (в 2017 году было поставлено 2,6 тысяч тонн), но потребителям он обходится дорого.

И вот на прошедшем в начале марта совместном заседании палат Парламента Нурсултан Назарбаев вновь заявил о необходимости строительства магистрального газопровода в Астану. Национальная компания "КазТрансГаз" подготовила технико-экономическое обоснование проекта "Сарыарка". Маршрут газопровода протяженностью 1800 километров начинается в Кызылординской области и через Караганду идёт в столицу. Мощность газопровода составит 3 млрд м3 в год.

Предлагаемые этапы развития газопровода "Сарыарка" предусматривают газификацию населённых пунктов Карагандинской, Акмолинской, Северо-Казахстанской областей, а в перспективе – Павлодара и северо-восточных районов Костанайской области. Общий охват населения превысит 4,5 млн человек. Проблему газификации центрального и северного Казахстана, отметил глава государства, необходимо решить в течение одного года – полутора лет.

Что касается тарифов, то даже на юге Казахстана подключение к газу для частных домов обходится в 300-500 тысяч тенге. Очевидно, что при построении инфраструктуры с нуля эта сумма будет многократно выше текущих цен. Согласно предварительным расчётам, жителям за газ придется платить в 2-2,5 раза больше, чем за угольное отопление своих домов. На масштабное субсидирование у государства в ближайшие годы свободных средств нет. Поэтому перед потребителями встанет вопрос, готовы ли они покупать газ по таким ценам или проще по-прежнему пользоваться углём.

Открытым остаётся и вопрос финансирования проекта. Следовательно, высока вероятность затягивания сроков строительства, как это произошло, к примеру, с проектом модернизации НПЗ (вместо 2015 года её завершение ожидается лишь осенью этого года).

По словам министра энергетики Каната Бозумбаева, стоимость всех четырёх этапов проекта газопровода составляет 370 млрд тенге, включая первый этап до города Астаны – 267,3 млрд тенге.

Но это без учёта постройки распределительных сетей. Доведение газа до потребителей обойдётся ещё в 670 млрд тенге. В итоге на реализацию проекта газификации севера Казахстана требуется более триллиона тенге.

Нацкомпания "КазМунайГаз" отказалась браться за строительство газопровода, поскольку у неё "очень большая кредитная нагрузка и потому нет возможности для привлечения кредитных ресурсов".

Министерство энергетики прорабатывает вопрос привлечения заёмных средств от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Возможность участия в проекте газификации Астаны изучает и АО "Банк развития Казахстана" (БРК). Однако, как отметил председатель правления БРК Болат Жамишев, "здесь всё зависит от того, какова экономика проекта, в какой мере она может иметь спрос на рыночных условиях финансирования".

Таким образом, перспективы газового проекта по-прежнему остаются туманными.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров