Прямой эфир Новости спорта

Временная регистрация не избавит от угрозы терроризма - эксперты

Нововведение не принесёт ожидаемых результатов в борьбе с терроризмом, а лишь создаст дополнительную напряжённость среди населения.

Казахстанские политологи и представитель силовых структур высказались по вопросу временной регистрации граждан в Казахстане.

Вопрос террористической угрозы с внедрением новой системы останется на прежнем уровне, считает политолог Досым Сатпаев. Он заявил, что новая форма регистрации не несёт в себе доводов в пользу антитеррористической деятельности.

"Конечно, теракты последних лет совершались людьми, которые свободно перемещались внутри страны, часто арендуя жилье, где они порой мастерили взрывные устройства. Но дьявол кроется в деталях. Ведь радикалы могут подготовиться к теракту, арендуя жилье на гораздо меньший срок, чем установлено законом. Тем более, что распространена и посуточная аренда", – написал на своей странице в Facebook Сатпаев.

Политолог пояснил, что если владельцем жилья является сам участник террористической группы, то разработанная норма закона полностью не будет работать. Таким образом, по словам Сатпаева, сама по себе регистрация не станет панацеей.

"Силовики просто решили пойти по более лёгкому пути. Хотя гораздо более действенным способом контроля радикальных ячеек является создание эффективной агентурной сети, в первую очередь внутри самих ячеек. В том числе, с целью отслеживания перемещения её членов. А это требует гораздо больше времени и профессионализма", – резюмировал он.

Аналогичную точку зрения высказал политолог Замир Каражанов, который рассмотрел вопрос с точки зрения миграции населения, которая после введения временной регистрации, по его мнению, продолжит снижаться.

"В этом вопросе много спорных моментов, которые могут породить внутренний негатив в Казахстане. В том числе, повлиять на миграцию населения в стране. На севере у нас сложилась достаточно тревожная демографическая ситуация, оттуда идёт отток населения. И сегодня стоит вопрос: как туда привлечь население? То есть речь идёт о том, что перед тем как вводить эти нормы регистрации, надо было подумать сначала: к чему это может привести и чем закончиться. (...) Если вы ограничиваете таким образом миграцию, будьте готовы к тому, что это отразится на развитии регионов", – высказал своё мнение политолог.

Что касается борьбы с терроризмом, то, по словам Каражанова, меры не должны сводиться лишь к тому, что население теперь обязано отмечаться в ЦОНах. По словам респондента, подобный опыт в западных странах не привёл к должному эффекту, поэтому необходимо улучшать подготовку самих спецслужб.

"В борьбе с терроризмом важно следить за таким показателем как уровень преступности в стране. Чем он ниже, тем лучше, тем ниже террористические риски. Необходимо также следить, а точнее, снижать уровень теневой экономики, так как она может выступить одним из источников финансирования террористов и разных радикалов. И, конечно, нужно бороться с нелегальным оборотом наркотиков, оружия, доходы от которых могут идти на финансирование терроризма. Трудно эффективно бороться с терроризмом при низком доверии общества к силовым и правоохранительным органам, к судебной системе. Поэтому "великую борьбу" логично начинать не с регистрации граждан, а с реформы правоохранительной и судебной системы", – резюмировал он.

Политолог Рустам Бурнашев предполагает рост радикализации среди населения, которому будут причинены максимальные неудобства после введения обязательной регистрации.

"Мировая практика показывает, что регистрация населения в том формате, в котором это предлагают казахстанцам, никак не влияет на интенсивность террористической активности. Более того, подобные действия порождают дополнительные проблемы, которые приводят к радикализации населения. Поскольку население, которое переезжает, сталкивается с необходимостью выполнения дополнительных, с точки зрения населения, бессмысленных действий. Это отнимает время, деньги. Это вызывает у населения недовольство и является стимулом для радикализации", – подчеркнул Бурнашев.

Он также обозначил ряд противоречивых моментов в нововведении. В частности, непонятный механизм регистрации, а также то, как будет происходить проверка.

"Второй момент, поскольку непонятен сам механизм регистрации, как будет происходить проверка, что самое главное. Ведь это формирует коррупционную составляющую законодательства, что опять-таки создаёт дополнительную напряжённость между населением и органами власти, в данном случае – миграционной полицией", – резюмировал он.

Мнение эксперта в области безопасности страны, ныне почётного сотрудника органов национальной безопасности Есенгельды Мустафетова, также совпало с мнением казахстанских политологов. По словам отставника, принятые меры лишь создадут дополнительные проблемы гражданам.

"Я полностью согласен с тем, что данные меры не принесут никакой пользы. Это создаст только проблемы людям. Меры по регистрации граждан никак не устраняют угрозу терроризма. Для того чтобы узнать, что необходимо предпринимать при борьбе с террористической угрозой, есть компетентные люди, специалисты, пусть и дальше над этим размышляют", – сказал Мустафетов.

В свою очередь директор Казахстанского института стратегических исследований Ерлан Карин удивился запоздалой реакции населения после введения закона о временной регистрации.

"Запоздалая, потому что по этим и другим нормам эксперты активно дискутировали с чиновниками всю прошлую осень. Да и в Парламенте, чувствуя резонансный характер данных изменений в законодательство, с самого начала объявили режим открытой дискуссии, пригласив широкий круг заинтересованных лиц уже на стадии обсуждения в рабочих группах и комитетах. Учитывая печальный опыт с Земельным кодексом, пригласили абсолютно всех: и правозащитников, и гражданских активистов, и общественных деятелей. Законопроект даже отдавали на экспертизу аналитикам ОБСЕ и провели с ними общественные слушания на площадке партии "Нур Отан", – сообщил спикер, комментируя общий ажиотаж, сложившийся после принятых поправок.

Карин объяснил, что впоследствии под давлением критики инициаторы законопроекта всё-таки пошли на уступки и смягчили несколько спорных норм, однако это никак не повлияло на принятие поправок. По словам директора КИСИ, общественники в очередной раз недооценили принятие норм и их влияние на население.

"Лишь некоторые общественники и эксперты продолжали усердно участвовать на последующих обсуждениях, активно выступать в СМИ, аргументируя и защищая свои позиции, но всё равно они оказались в меньшинстве, потеряв элементарно даже моральную поддержку у своих же коллег. Тогда как в других рабочих группах и комитетах, экспертам, например, удалось свернуть немало, как они говорят, "вредных" инициатив. По сути, как шли дискуссии в этих разных комитетах, и что сумели, и чего не сумели добиться общественники на разных диалоговых площадках, – неплохой кейс для изучения опыта общественных слушаний", – добавил он.

Карин считает, что инициаторам новшеств сегодня следует организовать грамотное и эффективное разъяснение. При этом, как и прежние респонденты, эксперт не видит во временной регистрации достаточного подспорья в борьбе с терроризмом. Однако в своём мнении он подчеркнул, что всё внимание сегодня следует сосредоточить на регулировании сложившегося теневого рынка по аренде недвижимости, дальнейшего усиления работы участковых, а также пересмотре работы КСК.

"Самое главное, при разработке этих норм следовало бы учесть широкий спектр вопросов трудовой миграции, поскольку с одной стороны Правительство говорит о наращивании трудовой мобильности, перемещении трудовых ресурсов из одних регионов в другие, а потом принимает противоречащие этим же приоритетам нормы. Поэтому, думаю, через некоторое время, возможно, госорганы сами же могут пересмотреть их. Но хочу еще раз акцентировать, что главный вывод в этой ситуации касается самого формата так называемых общественных слушаний, поскольку проблема получается сейчас не в самих нормах и нововведениях, а в характере коммуникации между властью и обществом, в том, что мы все снова повторяем старые ошибки", – заключил эксперт.

Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму" вступил в силу 1 января 2017 года. В частности, одной из норм документа является обязательная регистрация казахстанцев по месту временного пребывания. Причём штрафы за несоблюдение норм закона начнут взыскиваться уже с 7 января. Сумма штрафа составит 10 МРП.

Для того чтобы избежать наказания, гражданам необходимо зарегистрироваться в местных ЦОНах, либо через электронное правительство. Стоимость услуги составит 227 тенге.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров