Прямой эфир Новости спорта

В Казахстане изменились правила приёма абитуриентов в колледжи

Теперь наравне с остальными гражданами заявления могут подать выпускники спецшкол для детей с особыми потребностями.

В Казахстане изменились правила приёма абитуриентов в колледжи. Теперь выпускники специальных коррекционных школ для детей с особыми образовательными потребностями могут подавать заявления для поступления наравне с остальными. Ранее после окончания средней школы они не могли получить технического и профессионального образования. О новшестве сообщил вице-министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов на своей странице в Facebook.

По его словам, пока в Казахстане недостаточный уровень развития инклюзивного образования. Хотя количество детей с особыми образовательными потребностями растёт. За последние 20 лет частота случаев заболеваний только аутистического спектра увеличилась с 1 на 150 детей до 1 на 50 детей.

"Зачастую встречается очень упрощённое понимание инклюзии, когда всё сводится к материально-техническим вопросам, пандусам и так далее. Это, конечно, очень важно, но даже если у нас в 100% организаций образования будут пандусы и безбарьерная среда, мы реально столкнёмся с более сложными моментами, которые связаны с гибкими и адаптированными учебными программами, готовностью наших педагогов оценивать таких детей, работать с ними, разноуровнево строить совместную работу с учащимися. При этом к этому должны быть готовы не только педагоги, школьные психологи, но и родители", – отметил Асхат Аймагамбетов.

Читайте также: Центр самостоятельной жизни. Почему НПО помогают больным ДЦП лучше государства?

В Министерстве образования и науки принимают меры для создания безбарьерной среды. Например, внесены изменения в приказ ведомства, предусматривающий выдачу аттестатов выпускникам спецкоррекционных школ. Раньше им выдавали только справки, лишающие их возможности продолжить обучение.

"Выпускникам спецшкол для умственно отсталых детей выдавали только справки. В результате это нарушало права детей, их не брали в колледж, так как правила приёма предусматривали только приём на основе аттестата. Не были предусмотрены формы аттестатов для детей с особыми образовательными потребностями, которые учатся в общей школе инклюзивно. Отличие этих аттестатов от аттестатов обычных школ – в серии. Кроме того, внесены изменения в правила приёма в колледжи, которые позволяют выпускникам спецшкол поступать в колледжи", – написал вице-министр.

Также МОН разработало типовые учебные планы и программы для спецшкол по всем видам нарушений (зрения, опорно-двигательного аппарата, психического развития и так далее). Раньше учителям приходилось самостоятельно адаптировать общеобразовательные программы для детей с особыми образовательными потребностями. Для детей, страдающих аутизмом, введены отдельные программы.

"Дети с РАС (расстройствами аутического спектра – Авт.) не всегда могут сидеть на всех уроках, но по отдельным предметам они могут учиться лучше всех. Теперь для них введена норма обучения по индивидуальным планам и программам по международному опыту", – подчеркнул Асхат Аймагамбетов.

Читайте также: Чтобы воспитывать детей-аутистов, родители становятся психологами и дефектологами. Репортаж

Также в ведомстве подготовили поправки для введения в штат организаций образования тьюторов. Этот документ находится на рассмотрении в Правительстве. После его утверждения, в школах появятся тьюторы.

"Этот аспект действительно важен, потому что ребёнка с особыми образовательными потребностями должен обязательно сопровождать тьютор – это своего рода индивидуальный помощник и посредник между ребёнком и педагогом. Школы давно говорили об этом и вот сейчас Министерством вносятся изменения в типовые штаты и вводится штат тьюторов", – написал вице-министр.

Для подготовки дефектологов МОН в этом году увеличило госзаказ, который составил 400 мест в бакалавриате, 100 в магистратуре и 30 в докторантуре.

"Для поддержки и развития инклюзии во всех 17 регионах будут открыты специализированные ресурсные центры. Этот важный проект мы начнём реализовывать в новом учебном году. Проект по внедрению подушевого финансирования в школах и колледжах также заметно отразится на развитии инклюзива. Школам будет выгодно брать детей с ООП (особыми образовательными потребностями – Авт.), когда за одного ребёнка государство будет возмещать расходы в увеличенном размере. Есть и такая проблема, когда школы, работающие по инклюзиву, сталкиваются с низкой толерантностью родителей здоровых детей. Надеюсь, когда-то такое непонимание полностью исчезнет, ведь все дети должны иметь равные условия для получения образования", – заключил Асхат Аймагамбетов.

Ранее Асхат Аймагамбетов раскритиковал систему приёма специализированных школ для одарённых детей и принципы проведения конкурсов и олимпиад. Вице-министр предложил приглашать для проведения отбора в спецшколы стороннюю организацию либо создать внутри спецшкол систему приёма по определённым склонностям, возможностям, в которой будет исключён человеческий фактор.

Новости партнеров