Прямой эфир Новости спорта

Тохтар Аубакиров вступился за осуждённого после крушения Су-27 лётчика

Осуждённый пилот во время полёта проигнорировал сообщение, что топливо заканчивается, посчитав эти данные ошибочными.

32-летний Адильбек Искаков

32-летний Адильбек Искаков / Фото Informburo.kz


Военные прокуроры расследуют дело о хищении топлива, ставшем одной из причин крушения истребителя Су-27 под Талдыкорганом в декабре 2016 года. Информацию об этом подтвердил адвокат осуждённого пилота Серик Батырбаев.

"Уголовное дело расследуется, не долили топливо. 2320 кг было перед вылетом, а фактически должно быть 5600 кг. Надо найти, осудить виновных, тех, кто не долил. Когда лётчик взлетел, приборы нормально показывали", – сказал Серик Батырбаев Informburo.kz.

Пока не установили, кто и в какой день слил большое количество топлива. Военные прокуроры отдельно расследуют дело о хищении группой лиц по предварительному сговору (ст. 189, ч. ,пп. 1, 3, Уголовного кодекса РК). Установлены и нарушения со стороны должностных лиц – наземных служб, контролирующих полёты. Никто не принял меры по перепроверке реального остатка топлива в самолёте. Дефицит горючего возник 29 ноября – 9 декабря 2016 года.

Адвокат Серик Батырбаев добавил, что будет обжаловать приговор пилоту Адильбеку Искакову.

В суде лётчика поддержал космонавт Тохтар Аубакиров, опрошенный в качестве эксперта. Он заявил, что сталкивался с фактами, когда речевой информатор, предназначенный для подсказок или команд-предписаний экипажу в сложных или критических ситуациях, ошибался. И в таких случаях лётчик должен ориентироваться на другие приборы и принимать решение. По его мнению, лётчик поступил грамотно, отвёл самолёт от населённых пунктов.

Тохтар Аубакиров высказал мнение, что потеря лётчика обходится государству намного дороже, чем потеря техники. И если их привлекать к уголовной ответственности, то и родину некому будет защищать. А сами пилоты теперь будут думать не о том, как выполнить задание, а как посадить самолёт на аэродром.

Осуждённый Адильбек Искаков вину не признал, так как осмотрел борт, а техник ему доложил о готовности к вылету, в том числе и о заправке самолёта. По его словам, топливомер показал полную заправку, но на шестой минуте полёта сработал речевой информатор. Он проинформировал об аварийном остатке топлива. Пилот посчитал, что аппаратура допустила ошибку, и не доложил руководителю полётов.

Суд пришёл к выводу, что самонадеянность и небрежность Искакова при исполнении служебных обязанностей повлекли крушение самолёта. Экспертиза показала, что табло топливомера после крушения самолёта выдало показания на нуле. Специалисты Центрального научно-исследовательского института Военно-воздушных сил Минобороны России выяснили, что в кабине самолёта на табло сигнал об отсутствии топлива в одном из баков высветился перед полётом, так как прибор был исправен. Сигнал об аварийном остатке топлива дважды выводился на приборе. При этом датчик расхода топлива показывал 5600 кг, так как его выставили вручную. Пилот находился в 70 км от аэродрома, и аварийный остаток топлива позволял ему вернуться на базу.

Биография пилота Адильбека Искакова не безупречна: в 2009 году его привлекали к уголовной ответственности за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. Уголовное преследование прекратили в связи с примирением сторон. Также пилота дважды привлекали к административной ответственности, в том числе за вождение в нетрезвом виде. Тогда он попытался скрыть место службы, занимаемую должность и сообщил полицейским о статусе безработного.

Представитель воинской части хотел предъявить Адильбеку Искакову гражданский иск на 1,6 млрд тенге, чтобы взыскать с него материальный ущерб, но потом попросил оставить иск без рассмотрения, так как не учли износ уничтоженного в крушении истребителя.

15 января сообщалось, что Военный суд Талдыкорганского гарнизона признал майора Адильбека Искакова виновным в нарушении правил полётов и подготовки к ним и приговорил пилота к четырём годам лишения свободы.

Крушение произошло 21 декабря 2016 года примерно в 25 км от Талдыкоргана. Пилот разбившегося истребителя рассказал подробности ЧП. Он отвёл самолёт от Талдыкоргана и других населённых пунктов в сторону безлюдной степи и на высоте 1 086 метров катапультировался. Руководство воинской части 21751, где служил Адильбек, высоко оценило его действия.

Все материалы о крушении самолёта Су-27 под Талдыкорганом можно прочитать здесь.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров