Прямой эфир Новости спорта

Проблему поборов в школах МОН РК решит при помощи подушевого финансирования

В Минобразования заявили, что учителей не лишат премий и соцгарантий при новой системе.

Понятие "подушевого финансирования" ввело Министерство образования и науки в школах Казахстана. Вице-министр образования Бибигуль Асылова сделала по этому поводу заявление: новый проект поможет решить вопрос нехватки учебников и поборов в школах, а также на корню пресечёт погоню за освоением денег, чем сейчас, по её мнению, грешат почти все школы страны.

Чиновники МОН приехали из столицы в город Талгар Алматинской области, чтобы презентовать пилотный проект подушевого финансирования среднего образования. Локация была выбрана не случайно: именно четыре талгарские школы №№4, 14, 16 и 49 первые в стране попробовали в пилотном режиме работать в такой системе.


Вице-министр образования Бибигуль Асылова.

Вице-министр образования Бибигуль Асылова / Фото МОН РК


"Проблема в том, что организационно-правовая форма, в которой сейчас находятся наши школы, не позволяет реализовать проекты, которые с внедрением подушевого финансирования станут возможными. Повсеместно идёт погоня за освоением денег. Есть нормативы, которым уже по 10-12 лет, и по ним зачем-то ещё работают в Казахстане, а СанПин и СНиП – это же ещё с советских времён остаётся. К 2020 году мы должны масштабно охватить все школы, предстоит большая работа", – выступила перед директорами школ и учителями вице-министр образования Бибигуль Асылова.

Подушевое финансирование – это проект, который будет внедряться в полнокомплектных школах с 2019 года, в пилотных колледжах – с 2018 года. Он направлен на повышение конкурентоспособности и качества самих школ и учебных программ.

"Мы в проекте уже четыре года, первые годы было сложно, было очень много вопросов. Но за четыре года изменилось отношение и сознание педагогов. Например, у нас молодой географ была ранее просто урокодателем, но сейчас буквально зажглась. Она стала публиковаться в государственных журналах, организовала поездки школьников в музей, в походы, в заповедники. Но есть в этой программе и вопросы от педагогов: не все получают стимулирующие надбавки к зарплате. Ещё у нас есть вопросы к методике: когда бухгалтеры сдают отчёты, им нужны шаблоны. Потому что сейчас же внедряются попечительские советы, а они уже будут требовать ведомости по тратам, нам нужно понимать, как их правильно оформлять. Надеюсь, в МОН решат этот вопрос", – сказала директор школы №5 Назым Сапакова.

Основные задачи подушевого финансирования:

  • стимулирование процессов развития школы к поддержанию и постоянному повышению качества и конкурентоспособности;
  • рост возможностей образовательного выбора для учащихся;
  • рост автономии школы в будущем;
  • повышение эффективности бюджетных расходов.

Суть подушевого финансирования:

  • платить учителям не только за уроки, но и за все виды образовательной деятельности, которую он осуществляет;
  • установить стимулирующие надбавки и премии, гарантирующие экономическую защищённость учителя;
  • привлечь молодых, талантливых учителей в казахстанские школы. Это мощный стимул для самосовершенствования учителей "спящих", но со стажем.

Президент АО "Финансовый центр" Аскар Ибраимов подчеркнул, что проект придуман не Казахстаном, а уже давно и успешно используется во всём мире. Он убеждён, что в скором времени учитель не будет заинтересован в 27 часах работы, а доволен 18 часами, потому что прежде всего надо давать качество учебной программы, а не объём.

"Учитель увидел реальную дифференциацию своего труда. Попечительский совет школ тоже активно включился в работу, они с интересом воспринимают аналитическую информацию директора по каждому учителю. До подушевого финансирования за качество бился один директор, при новом финансировании администрация видит коллективную заинтересованность. Если раньше система оплаты труда работников организаций образования не была связана с конечными результатами работы, то теперь группа учителей, работающих в конкретном классе, заинтересована в них. Ещё у школ появилась возможность закупать развивающую литературу для учащихся, оплачивать услуги приглашаемых лекторов", – подчеркнул спикер.

В МОН РК уверены, что нужно уходить от тарификации и переходить к системе контрактных отношений с учителем. Новые методы финансирования должны защищать автономию школы, говорят в министерстве.

В казахстанской системе образования наступили большие перемены, отныне управлять деньгами и внутренними делами учебных заведений будут родители, благотворители и социальные партнёры. Все расходы и начисления будут осуществляться прозрачно, попечительскому совету дают шанс контролировать на местах качество образования, моральный климат и финансы, причём как бюджетные, так и благотворительную помощь.

Новости партнеров