Прямой эфир Новости спорта

Почему в Казахстане до сих пор не создали официальную платформу для петиций

Минцифры ведёт технические работы по созданию онлайн-платформы, однако запустят её только после принятия соответствующего закона.

Казахстанцы продолжают создавать и подписывать петиции на неофициальных сайтах, которые не имеют юридической силы. Некоторые из них поддерживают десятки тысяч человек. В Министерстве информации и общественного развития не смогли назвать точные сроки создания государственной платформы для петиций. 

Создать легитимный институт онлайн-петиций, чтобы граждане могли инициировать реформы и предложения, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил ещё в Послании 2020 года. Но такого инструмента до сих пор нет.

В ноябре 2021 года в Минформации заявили, что готовят нормативно-правовую базу по созданию единой платформы "Е-петиция". Предполагалась, что в 2021 году проект внесут в мажилис. 

На запрос Informburo.kz в министерстве сообщили, что законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты" по петициям уже рассматривают в мажилисе. На сегодня прошло 13 заседаний рабочей группы. Платформу запустят после принятия законопроекта, заверили в Мининформации. При этом Минцифры уже ведёт технические работы по созданию онлайн-платформы.

Содержание законопроекта. По документу, петиция – коллективное сообщение, отклик или предложение, направленное в государственный орган, местный представительный и исполнительный орган в электронной форме.

Для размещения петиции на интернет-ресурсе в публичном доступе она должна соответствовать следующим условиям:

  • к петиции должны присоединиться не менее 150 тысяч граждан РК в течение 20 рабочих дней с даты подачи;
  • отсутствие петиции о том же предмете на интернет-ресурсе на момент подачи петиции.

Если петиция не будет соответствовать требованиям, то уполномоченный орган в течение трёх рабочих дней отклонит её с обоснованием причин. В случае соответствия петиции условиям уполномоченный орган в течение трёх рабочих дней должен разместить её на интернет-ресурсе.

По законопроекту, успешной считается петиция, которая в течение шести месяцев после её размещения на интернет-ресурсе получила не менее:

  • 50 тысяч голосов граждан РК в её поддержку по вопросам, относящимся к компетенции правительства РК;
  • не менее 2% от населения соответствующей административно-территориальной единицы в её поддержку;
  • не менее 1% от населения соответствующей административно-территориальной единицы в её поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;
  • 5000 голосов граждан РК от численности населения при населении свыше 50 000, для остальных – не менее 10% от населения соответствующей административно-территориальной единицы в её поддержку по вопросам, относящимся к компетенции городских, районных местных представительных органов;
  • 2500 голосов граждан РК от численности населения при населении свыше 50 000, для остальных – не менее 5% от населения соответствующей административно-территориальной единицы в её поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов районов (городов областного значения), аппаратов акимов районов в городах республиканского значения (столицы), районов в городах областного значения, аппаратов акимов в городах районного значения, сёлах, посёлках, сельских округах.

Петиция, не достигшая порогового значения, возвращается заявителю уполномоченным органом по истечении шести месяцев с момента её размещения на интернет-ресурсе в публичном доступе.

В петиции должны быть указаны: 

  • фамилия, имя, отчество, индивидуальный идентификационный номер, место жительства, электронный адрес;
  • электронная копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя заявителя (если петиция подаётся его представителем);
  • описание предмета петиции, а также доводы и предложения по предмету петиции;
  • электронная цифровая подпись заявителя или его представителя.

Граждане могут присоединиться к петиции при условии согласия на сбор и обработку их персональных данных.

При рассмотрении петиции государственный орган, местный представительный и исполнительный орган обязаны:

  • осуществлять выезд на место;
  • проводить публичные обсуждения проекта решения с приглашением и обязательным уведомлением за три рабочих дня до начала проведения заявителя и заинтересованных лиц о дате и месте проведения;
  • создать отдельную комиссию или рабочую группу с включением в состав представителей заинтересованных государственных органов, депутатов парламента РК и (или) маслихата, а также общественных объединений;
  • анализировать поступившие к петиции комментарии, а также экономическую, социологическую, статистическую и иную необходимую информацию по предмету петиции;
  • изучать зарубежный опыт и проводить сравнительно-правовой анализ (в случае, если предмет петиции требует внесения изменений в законодательство Республики Казахстан).

Срок рассмотрения петиции составляет не более 60 рабочих дней со дня регистрации.

По результатам рассмотрения петиции первый руководитель государственного и местного исполнительного органа, секретарь местного представительного органа либо полностью или частично удовлетворяет петицию, либо отказывает в её удовлетворении. 

При этом законопроект определил вопросы, которые не могут быть предметом петиции:

  • вопросы, которые могут повлечь за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, посягать на конституционный строй и общественную нравственность;
  • изменения статуса Республики Казахстан как независимого государства, унитарности и территориальной целостности республики, формы её правления, а также основополагающих принципов деятельности государства, заложенных первым президентом РК, и его статуса;
  • административно-территориального устройства и границ государства;
  • досудебного расследования и правосудия;
  • высшего надзора органов прокуратуры;
  • внешней разведки, контрразведывательной, оперативно-розыскной, правоохранительной деятельности, а также обеспечения безопасности охраняемых лиц и объектов, проведения охранных мероприятий;
  • уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального, административного процедурно-процессуального законодательства и законодательства об административных правонарушениях;
  • обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;
  • амнистии и помилования;
  • назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению президента, палат парламента и правительства РК;
  • выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Казахстан;
  • регулируемые законодательством о выборах и республиканском референдуме;
  • государственных символов;
  • статуса государственного языка;
  • изменения функций государственных органов;
  • об отмене и изменений решений, принятых в рамках действия режимов чрезвычайного положения и (или) чрезвычайной ситуации.

Читайте также:


Новости партнеров