Прямой эфир Новости спорта

"По вине министерства". Жумангарин ответил, почему экспортёры не получили субсидии на 600 млн тенге

По словам главы Минторговли, причина неосвоения средств в том, что партнёров, которые бы работали с Казахстаном, на тот момент не было.

Из-за отсутствия правил субсидирования ставок вознаграждения, которые должно было разработать Министерство торговли и интеграции, экспортёры не получили господдержку в размере 600 млн тенге. 

На заседании мажилиса депутат Николай Арсютин обратил внимание на запланированные расходы Минторговли на 2022 год на субсидирование ставок вознаграждения по выдаваемым кредитам по лизинговым сделкам, которые подлежат страхованию со стороны национального института развития АО KazakhExport.

"Но согласно отчёту правительства ни один экспортёр запланированную поддержку не получил, а средства остались неосвоенными. Получается, что по вине вашего министерства бизнес остался без поддержки, что, вероятно, привело к потерям рынков. При этом приведена всего одна причина неосвоения – отсутствие правил по субсидированию ставок вознаграждения. Разве не ваше министерство должно было эти правила разработать? Почему это не было сделано своевременно?" – спросил Николай Арсютин. 

Глава Минторговли Серик Жумангарин напомнил, что импортёры, которые покупают казахстанскую продукцию высокого передела, имеют право на субсидирование ставок вознаграждения, выдаваемые казахстанскими финансовыми организациями. При этом субсидирование ставки должен был проводить финансовый агент, который одновременно занимается страхованием экспортных рисков. Но в процессе работы Агентство по регулированию финансового рынка отказало в назначении АО KazakhExport единым оператором, поскольку компания на тот момент не имела права заниматься иной деятельностью, кроме страхования.

Министерство предложило пока использовать фонд развития предпринимательства "Даму", для чего нужно было внести изменения в правила приоритетных видов деятельности для продукции высокого передела. В Мининдустрии внесли изменения, после чего была открыта дорога для принятия соответствующих правил субсидирования.

"Они есть на сегодняшний день, были приняты осенью прошлого года. Но окончательно решить этот вопрос может только принятия законопроекта об экспортно-страховом агентстве, который сейчас находится в парламенте. Самая главная причина не в том, что правила не были приняты, а в том, что было неправильное планирование и прогнозирование. В основе этого лежат реальные контракты, связанные с АО "Локомотив құрастыру зауыты". У нас по ним достаточно хорошая потребность была, семь локомотивов собирался купить Азербайджан, четыре локомотива – Таджикистан, два локомотива – Кыргызстан. Однако партнёры не договорились о цене, они просят скидку", – сказал Серик Жумангарин. 

По его словам, основная причина неосвоения в том, что соответствующих партнёров, которые бы работали с Казахстаном, на тот момент не было.

Председатель мажилиса Ерлан Кошанов уточнил, по чьей вине всё-таки бизнес остался без государственной поддержки. 

"Я вину не снимаю, ответ может быть таким – по вине нашего министерства", – резюмировал Серик Жумангарин. 

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров