Питер Фостер: Показатели Air Astana на уровне Singapore Airlines и British Airways

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Питер Фостер заверил, что слабая динамика акций носит временный характер и не отражает реальные успехи авиакомпании.

Air Astana вышла в ряд ведущих мировых авиаперевозчиков. Об этом заявил главный исполнительный директор Питер Фостер на бизнес-завтраке с журналистами. 

По его словам, показатели казахстанской авиакомпании сопоставимы с результатами признанных лидеров отрасли. В частности, дивидендная доходность Air Astana превышает 7,5%, что является одним из высочайших показателей в мировой авиаиндустрии – на таком уровне сегодня работают лишь такие гиганты, как Singapore Airlines и British Airways.

Фостер подчеркнул, что компания демонстрирует устойчивый рост: флот недавно пополнился 60-м самолётом, и в этом году планируется перевезти до 10 млн пассажиров – колоссальный прогресс по сравнению с двумя самолётами и 200 пассажирами 23 года назад​.

Во время мероприятия глава Air Astana обсудил с инвесторами и представителями прессы широкий круг вопросов – от динамики акций и диалога с властями до открытия новых рейсов и антимонопольных претензий. Ниже – ключевые темы и заявления Фостера, сопровождавшиеся яркими комментариями и живыми цитатами.

Падение акций Air Astana

После недавнего листинга акции Air Astana не показали головокружительного роста – топ-менеджмент признаёт, что с момента IPO котировки "не сказать, что впечатляют". Однако Питер Фостер убеждён: слабая динамика акций носит временный характер и не отражает реальные успехи авиакомпании. Он напомнил, что в последние дни на всех фондовых биржах мира происходили сильные потрясения, обусловленные внешними факторами, и призвал акционеров к выдержке. Air Astana сохраняет высокую прибыльность и выплачивает щедрые дивиденды, поэтому рано или поздно рынок это оценит. Фостер даже сослался на заветы Уоррена Баффетта: "Если компания хорошо работает и достигает высоких результатов, стоимость её акций всегда в какой-то момент с этими результатами сравняется".

Основные инвесторы разделяют эту точку зрения. По словам Фостера, все акционеры, включая крупнейшего из них – фонд "Самрук-Қазына" с долей около 40%, конечно, хотели бы видеть акции подорожавшими, но при этом признают, что авиакомпания показывает отличные результаты. Именно поэтому совет директоров рекомендовал направить акционерам существенные дивиденды, несмотря на просевшие котировки. 

"Стоимость акции – это проблема, только если вы собираетесь продать свои акции и тем самым зафиксировать убытки", – заметил Фостер, намекая, что долгосрочные держатели в итоге окажутся в выигрыше​. 

Иными словами, руководство Air Astana уверено в фундаментальной ценности компании и советует не поддаваться сиюминутным биржевым колебаниям.

Ответ на критику депутатов мажилиса

Недавно авиакомпания столкнулась с острой критикой со стороны некоторых депутатов мажилиса. В частности, звучали обвинения в завышенных ценах на билеты и намёки на монопольное положение перевозчика. Блогер Ержан Есимханов на встрече прямо поинтересовался у Фостера, не видит ли он риска в том, что законодатели позволяют себе громкие заявления, не разобравшись в базовых принципах авиаотрасли​. Глава Air Astana отреагировал спокойно и дипломатично.

"Мы ничего персонально не воспринимаем. Это был обычный обмен мнениями между политиками и бизнесом", – отметил Фостер​.

По его словам, такая полемика – нормальное явление и Air Astana готова продолжать конструктивный диалог с властями.

В то же время Фостер согласился, что отрасли необходимо лучше доносить до чиновников свою специфику.

"Мы понимаем, насколько важно объяснять, как работает авиакомпания, что стоит за её деятельностью", – сказал Фостер. Он напомнил, что суть споров сводится к социально-экономической проблеме мобильности населения, то есть способности людей свободно перемещаться, и цене этого перемещения.

Подобные дебаты о доступности авиаперелётов ведутся сейчас по всему миру, подчеркнул глава компании​. Air Astana со своей стороны пытается соблюсти баланс: удерживать достаточную прибыль для инвестиций в развитие и одновременно предлагать пассажирам доступные и обоснованные тарифы​. 

"Мы, как авиакомпания, должны сохранять высокий уровень прибыли, чтобы были средства на новые проекты, но при этом генерировать достаточный пассажиропоток с доступными ценами", – объяснил Фостер, добавив, что понимает социальную значимость цен на билеты.

Таким образом, компания не игнорирует озабоченность общества и властей, но призывает к предметному разговору с учётом реалий авиационного бизнеса.

Тарифы Трампа

На встрече затрагивались и внешние факторы, влияющие на бизнес Air Astana. Исполнительный директор Ассоциации миноритарных акционеров Данияр Темирбаев отметил, что на фоне недавней волатильности на мировых рынках, вызванной "тарифами Трампа", акции Air Astana проявили сравнительную устойчивость​. По его оценке, казахстанская бумага уже "устала падать" и ждёт разворота вместе с глобальным рынком​. В связи с этим он спросил, обсуждало ли руководство Air Astana с ключевым совладельцем (фондом "Самрук-Қазына") беспокойство по поводу глубокого падения акций с момента IPO.

Фостер вновь подчеркнул, что текущая цена акций не отражает реального финансового положения компании. Он признал, что последние события на мировых биржах, в том числе тарифные войны, отрицательно влияют на авиационный сектор, но ситуация носит временный характер​. По словам Фостера, крупные акционеры сохраняют доверие к стратегии Air Astana и не склонны паниковать из-за конъюнктурных просадок.

"Всем хотелось бы, чтобы акции стоили дороже, но компания-то работает успешно", – отметил он.

Фостер призвал миноритариев ориентироваться на фундаментальные показатели и результаты авиакомпании, а не на рыночный шум. Если инвесторы верят в бизнес-модель и не считают, что компания движется к банкротству, то продавать акции сейчас нет смысла, резюмировал глава Air Astana. 

Рейсы в Токио и задержка с Dreamliner

Разговор на бизнес-завтраке коснулся и планов развития маршрутной сети. Питер Фостер подтвердил амбиции Air Astana по запуску дальнемагистральных рейсов, но откровенно рассказал о проблемах с поставкой новых самолётов. Ранее компания заявляла, что первый Boeing 787 Dreamliner придёт в парк до конца 2025 года, открыв возможность для прямых перелётов из Казахстана в США. Однако теперь ситуация изменилась.

"Поставка Dreamliner задерживается ввиду общих проблем Boeing. Американский производитель в последние годы столкнулся с серьёзными трудностями, и хотя Boeing, в принципе, уже приходит в форму, сроки сдвигаются", – сообщил Фостер. 

По оценке главы Air Astana, долгожданный широкофюзеляжный лайнер прибудет не раньше 2026 года, а возможно, и позже​. Это означает, что планируемые прямые рейсы в США тоже откладываются до получения новых самолётов.

Хорошая новость заключается в том, что рейс в Токио удастся запустить по графику, не дожидаясь Dreamliner. Фостер подтвердил, что первым направлением в Восточной Азии для компании станет столица Японии – проект, о котором давно говорили авиалюбители. Несмотря на задержку с Dreamliner, первый прямой рейс Алматы – Токио намечен на 28 марта 2026 года​. Как это станет возможным? Авиакомпания нашла техническое решение: несколько узкофюзеляжных лайнеров Airbus A321LR оборудуют дополнительными топливными баками, увеличив их дальность полёта с 3800 до 4200 миль​. Эти модернизированные самолёты уже позволяют выполнять беспосадочные рейсы, например, из Алматы в Лондон​. Теперь их хватит и на Токио. 

По его словам, подготовка к открытию японского направления идёт полным ходом и этот маршрут обещает стать одним из самых успешных в сети Air Astana.

Антимонопольные претензии

Отдельной темой беседы стали претензии Агентства по защите и развитию конкуренции (антимонопольный орган) к группе Air Astana. Ранее регулятор намекал на необходимость демонополизации внутреннего авиарынка, предполагая, в частности, разделение бизнеса национального перевозчика. Питер Фостер подробно изложил свою позицию, оперируя фактами. Он напомнил, что ещё в 2009 году в Казахстане было проведено полное дерегулирование внутреннего рынка авиаперевозок​.

"Нет никаких барьеров для появления новых игроков на рынке внутренних рейсов", – подчеркнул Фостер​, добавив, что любые авиакомпании, готовые соответствовать требованиям безопасности, могут заходить и конкурировать. Таким образом, по его мнению, говорить о монополии Air Astana некорректно: государство создало все условия для конкуренции.

Фостер особо акцентировал внимание на том, что Air Astana не извлекает сверхприбыли на внутреннем рынке. В прошлом году чистая маржа прибыли компании составила лишь 3,5%​, причём на внутренних рейсах флагманский перевозчик вообще понёс убытки. По словам Фостера, это наглядно показывает, что ценовая политика диктуется объективными затратами, а не жаждой наживы. 

"Мы бы поспорили с любыми утверждениями, что на рынке, который полностью дерегулирован, FlyArystan можно назвать монополией", – заявил глава компании​.

FlyArystan – бюджетное подразделение группы Air Astana, открытое в 2019 году, и именно оно нередко становится объектом критики. Фостер напомнил, что с 1 января 2025 года FlyArystan уже выделен в отдельное юридическое лицо со своим сертификатом эксплуатанта и кодом рейсов (FS). Тем не менее лоукостер остаётся стопроцентной "дочкой" Air Astana, полностью интегрированной в единую систему безопасности и операционных стандартов группы. 

Такой шаг, по замыслу руководства, должен продемонстрировать регуляторам прозрачность структуры и снять опасения по поводу монополизма. Фостер дал понять, что Air Astana открыта для диалога с антимонопольным агентством, но будет отстаивать свои интересы, опираясь на логику рынка.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров