В Казахстане хотят объединить 65 общественных организацией, которые работают в сфере защиты прав потребителей. По мнению министра торговли и интеграции Бахыта Султанова, это повысит культуру потребителей и качество получаемых ими товаров и услуг.
Предлагаются следующие нововведения:
- Объединить все общественные организации потребителей для создания Национальной ассоциации потребителей с широко разветвлённой системой представительств в регионах.
- Создать институт омбудсмена на базе неправительственных организаций.
- Внедрить обязательное требование при разработке НПА по проведению анализа регуляторного воздействия на интересы потребителей.
- Включить общественные объединения в сфере защиты прав потребителей в состав консультативно-совещательных органов при министерствах и акиматах.
- Внедрить в показатель оценки деятельности (KPI) госорганов, МИО и квазигосударственных организаций уровень удовлетворённости и доверия к их работе со стороны потребителей.
- Запустить курс бесплатных онлайн-лекций для потребителей и бизнеса об инструментах системы защиты прав потребителей.
По данным министра, в государственную систему защиты прав потребителей входят 19 центральных и 17 местных исполнительных органов. Госорганы совместно с субъектами квазигосударственного сектора в сфере образования, здравоохранения, ветеринарии, ЖКХ, связи оказывают физическим лицам 574 услуги.
"При этом ни у одного участника системы нет фокуса на интересы потребителя. Поэтому отмечается низкий уровень обеспечения защиты прав потребителей, искажённая статистика и слабая заинтересованность работы над повторяющимися ошибками, – заявил Бахыт Султанов.
Министр считает, что в Казахстане степень неудовлетворённости потребителей остаётся на стабильно высоком уровне. Вопросы, беспокоящие потребителей, повторяются из года в год: это сферы ЖКХ, розничной торговли, медицинских услуг, транспорта.
Премьер-министр Аскар Мамин заявил, что поддерживает предложение о создании объединения общественных организаций в сфере защиты прав потребителей. Он поручил завершить эту работу до конца 2020 года.
"Необходимо проработать меры стимулирования бизнеса для улучшения качества предоставляемых услуг и товаров для потребителей. Поручаю провести информационно-разъяснительную работу по повышению правовой грамотности населения и неправительственных организаций в сфере защиты прав потребителей. Также поручаю разработать и внести до 1 ноября соответствующий план мероприятий для построения целостной системы защиты прав потребителей", – сказал глава Правительства.
Заместитель руководителя департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде РК Аслан Тукиев отметил, что в Казахстане надо развивать практику коллективных исков. Он привёл в пример ситуацию вокруг авиакомпании "Бек Эйр". Деньги за невыполненные полёты требовали вернуть более тысячи человек.
По данным представителя Верховного суда, за восемь месяцев текущего года в суды поступило порядка 677 исков о защите прав потребителей. Из них рассмотрели 385, в пользу истца решили 306. По 94 заявлениям заключены мировые соглашения.