Эксперт из Нидерландов Гвидо Бруггеман камня на камне не оставил от «здания» общественного транспорта Алматы. Выступление на международной конференции в рамках проекта ПРООН/ГЭФ он начал с того, что показал фото ухоженной, но явно кривой многоэтажки.
- Это в том районе Амстердама, где я живу. У нас много разных домов, в том числе и такие. Каждый год тратится 300 млн долларов на их починку. Фундамент у них заложен как попало. Так бывает и с общественным транспортом. Если какая-то часть его «фундамента» не работает, например, нет финансирования, при самой хорошей организации и самом хорошем законодательстве, система работать не будет. Нужны эти три «колонны» и ещё «крыша» - способность реализации. Мы слышали здесь о таких замечательных планах Астаны и Алматы. Но они никогда не станут реальностью, если не будет профессиональных кадров. В Астане я спросил:"Что вам кажется самой большой проблемой в системе общественного транспорта?" Мне сказали:"Кадровые ресурсы".
Теперь вернёмся к нашему дому. Как выглядит здание общественного транспорта Алматы? Есть оно вообще? Есть. Но колонны не совсем такие, какими должны быть. Они непрочные, и крыша регулярно течёт, и дождь, и снег пропускает. Пол в вашем здании общественного транспорта очень скользкий, куда идти - непонятно. А в фундаменте - большие трещины…
Это то, с чем я сталкиваюсь каждый раз, когда к вам приезжаю. Иногда мне кажется, что наконец-то что-то сдвинулось с места: солнышко выглянуло. И вдруг происходит такое, что меня просто убивает. Таким я вижу ваше здание общественного транспорта уже много лет.
Я не хочу вас критиковать. Прекрасно понимаю, что здание за один день не строится. Начинать нужно с хорошего закона об общественном транспорте. Астана и Алматы должны работать над ним в партнёрстве с Атырау, Кызылордой и другими городами, чтобы он получился хорошим. Нужен управляющий орган и нужно финансирование. Нужна схема, где одно будет цепляться за другое и хорошо работать. Если всё это будет, вы достигнете успеха.
Все города мира, которые уже пришли к нему, имели единый управляющий орган. В Алматы всё не так. Здесь есть транспортный холдинг, управление пассижирского транспорта, управления автодорог и архитектуры… Можно восемь организаций назвать. И это ещё не плохо. Плохо становится, когда эти восемь между собой не разговаривают. Когда одна организация не знает, что делает другая. Тогда система приходит в полный разлад. Даже в Лагосе, в Нигерии, смогли организовать единый управляющий орган по общественному транспорту, который полностью отвечает за координацию, планирование, надзор, финансирование. В Алматы – нет.
Очень важно, чтобы единый управляющий орган имел достаточный бюджет. Он может, кстати, деньги зарабатывать и с организованных платных парковок. Но: ему доверяется государственная задача, и он не может быть представлен частными компаниями. Это госорган! Есть 200 стран на карте мира, и только в одной, которая называется Казахстаном (я специально провёл исследование!), считают, что управление транспортом должно быть смешанным (государственные и частные компании). Я с этим не согласен. Что дальше будет? Приватизируем полицию? Армию? Какое-нибудь министерство? Конечно, совсем не значит, что нельзя аутсорсить какие-то задачи частным компаниям, но контроль, ответственность должны быть у государства.
Зачастую у вас уходит много денег на «железо». Вы закупили, и я этому рад, 600 автобусов, работающих на газе, тратите огромные суммы на метро и приобретение троллейбусов. Инвестиции в «железо» просто колоссальные. Но вы никогда не вкладываете деньги в развитие способности реализовать свои проекты. Это немного странно, потому что стоимость нового закона об общественном транспорте примерно равна стоимости одного автобуса. Купите не 100, а 99 машин, а оставшиеся деньги потратьте на разработку закона.
Об электронной системе билетирования. Мы муссировали эту тему пять лет, и вдруг внезапно в этом году принимается решение: всё, переходим. Вы хотите быстренько реализовать этот проект, даже не поняв, что можно получить в итоге. По словам акима, к концу года электронная система билетирования должна быть введена в эксплуатацию. Для меня это выглядит примерно так. Я прихожу домой и говорю жене: хочу ребёнка, роди-ка мне его через три месяца. Не это ли вы делаете сейчас? Не получатся ли у вас разные системы билетирования для метро и автобуса? Разве об этом мы с вами говорили! Мы говорили, что нужна интегрированная система, чтобы люди без проблем пересаживались с одного вида транспорта на другой.
Пожалуйста, внедряйте новшества продуманно. Помните? Валидаторы уже устанавливали. Второй ошибки допустить нельзя.
Теперь вернёмся к нашему дому. Как выглядит здание общественного транспорта Алматы? Есть оно вообще? Есть. Но колонны не совсем такие, какими должны быть. Они непрочные, и крыша регулярно течёт, и дождь, и снег пропускает. Пол в вашем здании общественного транспорта очень скользкий, куда идти - непонятно. А в фундаменте - большие трещины…
Это то, с чем я сталкиваюсь каждый раз, когда к вам приезжаю. Иногда мне кажется, что наконец-то что-то сдвинулось с места: солнышко выглянуло. И вдруг происходит такое, что меня просто убивает. Таким я вижу ваше здание общественного транспорта уже много лет.
Я не хочу вас критиковать. Прекрасно понимаю, что здание за один день не строится. Начинать нужно с хорошего закона об общественном транспорте. Астана и Алматы должны работать над ним в партнёрстве с Атырау, Кызылордой и другими городами, чтобы он получился хорошим. Нужен управляющий орган и нужно финансирование. Нужна схема, где одно будет цепляться за другое и хорошо работать. Если всё это будет, вы достигнете успеха.
Все города мира, которые уже пришли к нему, имели единый управляющий орган. В Алматы всё не так. Здесь есть транспортный холдинг, управление пассижирского транспорта, управления автодорог и архитектуры… Можно восемь организаций назвать. И это ещё не плохо. Плохо становится, когда эти восемь между собой не разговаривают. Когда одна организация не знает, что делает другая. Тогда система приходит в полный разлад. Даже в Лагосе, в Нигерии, смогли организовать единый управляющий орган по общественному транспорту, который полностью отвечает за координацию, планирование, надзор, финансирование. В Алматы – нет.
Очень важно, чтобы единый управляющий орган имел достаточный бюджет. Он может, кстати, деньги зарабатывать и с организованных платных парковок. Но: ему доверяется государственная задача, и он не может быть представлен частными компаниями. Это госорган! Есть 200 стран на карте мира, и только в одной, которая называется Казахстаном (я специально провёл исследование!), считают, что управление транспортом должно быть смешанным (государственные и частные компании). Я с этим не согласен. Что дальше будет? Приватизируем полицию? Армию? Какое-нибудь министерство? Конечно, совсем не значит, что нельзя аутсорсить какие-то задачи частным компаниям, но контроль, ответственность должны быть у государства.
Зачастую у вас уходит много денег на «железо». Вы закупили, и я этому рад, 600 автобусов, работающих на газе, тратите огромные суммы на метро и приобретение троллейбусов. Инвестиции в «железо» просто колоссальные. Но вы никогда не вкладываете деньги в развитие способности реализовать свои проекты. Это немного странно, потому что стоимость нового закона об общественном транспорте примерно равна стоимости одного автобуса. Купите не 100, а 99 машин, а оставшиеся деньги потратьте на разработку закона.
Об электронной системе билетирования. Мы муссировали эту тему пять лет, и вдруг внезапно в этом году принимается решение: всё, переходим. Вы хотите быстренько реализовать этот проект, даже не поняв, что можно получить в итоге. По словам акима, к концу года электронная система билетирования должна быть введена в эксплуатацию. Для меня это выглядит примерно так. Я прихожу домой и говорю жене: хочу ребёнка, роди-ка мне его через три месяца. Не это ли вы делаете сейчас? Не получатся ли у вас разные системы билетирования для метро и автобуса? Разве об этом мы с вами говорили! Мы говорили, что нужна интегрированная система, чтобы люди без проблем пересаживались с одного вида транспорта на другой.
Пожалуйста, внедряйте новшества продуманно. Помните? Валидаторы уже устанавливали. Второй ошибки допустить нельзя.
Популярное в нашем Telegram-канале
-
1⚡️ Национальный банк Казахстана повысил базовую ставку
- 6429
- 3
- 93
-
2📄 Штрафы за несвоевременную сдачу налоговой декларации могут отменить в Казахстане
- 5146
- 2
- 17
-
3⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 28 ноября
- 2835
- 2
- 4
-
4🧑⚖️🧑⚖️🧑⚖️🧑⚖️ Поджёг квартиру с двумя детьми: к пожизненному сроку приговорили жителя ЗКО
- 2523
- 0
- 22
-
5🇪🇸 Испания вводит оплачиваемые "климатические отпуска"
- 2244
- 1
- 14
-
6🤩 Президент Грузии призвала ЕС жёстко отреагировать на силовой разгон ночной акции в Тбилиси
- 2296
- 2
- 51
-
7💬 "Увеличит затраты, подорвёт доверие к финансовой системе": против инициативы Минэкономики выступил мажилисмен
- 2105
- 9
- 23
-
8🇦🇺 В Австралии подростки младше 16 лет не смогут пользоваться соцсетями
- 2029
- 4
- 52
-
9🔖 Токаев поручил Балаевой проконтролировать подготовку к празднованию 80-летния Победы
- 2126
- 16
- 95
-
10🔖 Ограничения по количеству работников планируют снять для казахстанских предпринимателей, работающих по "упрощёнке"
- 2078
- 2
- 3