Медленный интернет тормозит работу установок "Школьное здоровье" в Астане

На сегодняшний день оборудование установлено в 82 школах столицы из 84. На них бюджет потратил 401,5 млн тенге.

Экспресс-установка "Школьное здоровье" занимает территорию чуть меньше одного квадратного метра

Экспресс-установка "Школьное здоровье" занимает территорию чуть меньше одного квадратного метра / Фото Informburo.kz


401,5 млн тенге выделил акимат Астаны в 2017 году на покупку 73 экспресс-установок "Школьное здоровье". В 2018 году деньги на эти цели выделены не были, сообщили в столичном управлении общественного здоровья в ответе на официальный запрос Informburo.kz.

Впервые экспресс-установки "Школьное здоровье" в количестве 10 единиц были закуплены в 2016 году. По итогам пилотного проекта руководство столичного управления общественного здоровья приняло решение увеличить их число. В 2017 году было приобретено уже 73 аппарата. Все они были распределены по 82 учебным заведениям столицы, в школе-гимназии №22 установили сразу два аппарата.

"Экспресс-установки "Школьное здоровье" рассчитаны на проведение скрининговой оценки уровня психо-физиологического и соматического здоровья, оценки функциональных и адаптивных резервов организма детей от 7 до 18 лет. Аппараты позволяют исключить осмотр школьников психологом и офтальмологом, так как имеют функцию определения остроты зрения", – сообщили в ведомстве.

Диагностику учащихся с помощью этого оборудования проводят специально обученные медицинские сёстры, которые при выявлении у детей каких-то отклонений отправляют их на дообследование. Это способствует более рациональному использованию узких специалистов, так как они принимают лишь ограниченное число пациентов, отобранное школьными медработниками.


Экспресс-установка позволяет определить физическое развитие, функциональные и адаптивные резервы организма

Экспресс-установка позволяет определить физическое развитие, функциональные и адаптивные резервы организма / Фото Informburo.kz


С момента закупки этой техники были обучены 88% медицинских сестёр, остальные 12% – это вновь принятые специалисты.

На обследование одного ребёнка в среднем требуется 25-40 минут, это значит, что ежедневно через аппарат "Школьное здоровье" могут проходить от 25 до 30 детей. Скорость осмотра зависит от умения медицинской сестры доступно объяснить ребёнку, что это за исследование, а также от качества и скорости интернет-соединения.

В управлении общественного здоровья отметили, что с момента обучения медицинских сестёр работе на экспресс-установках было обследовано более 10 тысяч школьников. Скрининговые исследования выявили у отдельных учащихся нарушения зрительных функций, а также отклонения в вариабельности сердечного пульса.

Экспресс-установки школьные медработники использовали практически ежедневно, кроме дней проведения прививок и комплексного медицинского осмотра детей декретированных возрастов с участием бригад узких специалистов. Однако оценить эффективность этих аппаратов по итогам 2017 года специалисты ведомства пока не берутся.

"Оценить эффективность этих экспресс-установок за 2017 год сложно, так как с момента их приобретения необходимо было время на обеспечение медицинских кабинетов школ бесперебойным интернетом, обучение медицинских сестёр и интеграцию программного комплекса с имеющимися информационными системами на ПМСП в рамках цифровизации", – пояснили в управлении.

На сегодняшний день работа по усовершенствованию модулей экспресс-установок "Школьное здоровье" продолжается: комплексы синхронизируются с данными электронного паспорта здоровья, уже переведён на казахский язык тест Люшера – психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером, который позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности.


Оборудование для проведения теста Люшера

Оборудование для проведения теста Люшера / Фото Informburo.kz


По словам медсестры школы-лицея №22 Куралай Кадырбаевой, обучение навыкам работы с этими установками она прошла, однако для того, чтобы полностью освоить их, ей необходимо время – от нескольких месяцев до полугода.

"Обучение прошла на базе медицинского университета "Астана", оно заняло всего два дня. Это было в июне 2017 года. Освоить новую систему полностью за столь короткое время не удалось, поэтому периодически я вынуждена обращаться к помощи школьного программиста. Он, конечно, всегда отзывается и помогает мне. Но какие-то дополнительные курсы, где бы мне более детально объяснили все моменты, были бы не лишними", – рассказала Куралай Кадырбаева.

Она отметила, что экспресс-установки "Школьное здоровье" поступили в школу-лицей №22 в мае 2017 года, однако её сразу предупредили, что использовать их можно будет только после выхода специального приказа. Соответствующий документ вышел в марте 2018 года, именно с этого момента в школе начали использовать это оборудование.

За два месяца функционирования этих аппаратов было обследовано около 70 учащихся школы-лицея №22.

Куралай Кадырбаева также добавила, что внедрение экспресс-установок усложнило её деятельность, ведь помимо бумажных формуляров ей необходимо заполнять и электронные. Затрудняют работу и помехи в сети интернет, которые возникают из-за высокой нагрузки на неё. Ведь в школе работают много учителей, которые ежедневно заполняют электронный дневник.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров