Что случилось. Минсельхоз представил на публичное обсуждение проект приказа о введении запрета на ввоз пшеницы на территорию Республики Казахстан автомобильным транспортом. Запрет предлагается ввести на шесть месяцев. Семенная пшеница под него не подпадает.
Контекст. Как подчёркивается в официальном сообщении ведомства, отечественный рынок зерна и муки несколько лет страдает от контрабанды пшеницы. Годовые объёмы "серого" импорта достигают 1,5-2 млн тонн, ущерб государству – 500 млн долларов в год.
При этом в 2022 году в Казахстане собрали один из самых высоких урожаев за 10 лет. На обмолот пустили 22 млн тонн зерновых и зернобобовых культур, что на 35% больше, чем в 2021 году. Сбор пшеницы вырос на 38,9% до 16,4 млн тонн.
В сентябре Казахстан для поддержания рынка снял ограничения на экспорт зерна. В результате за 2022 год из Казахстана экспортировали поездами в 1,5 раза больше зерна и муки, чем за 2021 год, – более 13,2 млн тонн, из них 10 млн тонн зерна.
"Это рекордные показатели за всю историю независимого Казахстана. Вместе с тем, на 1 марта на отечественном рынке сложился положительный баланс зерна в объёме 10,4 млн тонн", – отметили в Минсельхозе.
Почему ограничивают импорт именно автотранспортом. Участники рынка неоднократно отмечали значительные объёмы контрабандного зерна, которые ввозятся автомобильным транспортом.
"Завезённая пшеница без уплаты НДС оформляется на крестьянские хозяйства и в виде скрытого реэкспорта, без уплаты транзитного тарифа, направляется в Афганистан и страны Центральной Азии", – пояснили в министерстве.
Также следует иметь в виду, что возможности казахстанских железных дорог по транспортировке зерна ограничены, особенно на фоне столь стремительного роста производства. Не хватает как вагонов, так и пропускной способности железных дорог, что сказывается на ценах на перевозку. Всё это неизбежно бьёт по сельским производителям.
Зачем нужно ограничение. На казахстанском рынке цена на пшеницу резко упала. С июля она снизилась со 170-185 до 80-85 тысяч тенге за тонну.
Производители отрасли признаются – их доходы в среднем упали практически вдвое. Урожай портится в местах хранения, а цены на топливо и запчасти неуклонно растут. Несложно предположить, что если долю импортной пшеницы не снизить, сельские товаропроизводители Казахстана могут и вовсе потерять интерес к выращиванию культуры.
Почему это важно знать. В условиях мирового продовольственного кризиса, острота которого варьирует, но не снижается до нуля, людям особенно важно иметь представление о тактических и стратегических государственных решениях на соответствующем рынке. Благополучие местных фермеров и их стабильная деятельность являются залогом обеспечения населения доступными и качественными продуктами, в частности, хлебом.
Вам может быть интересно:
-
1🎄Новогодние скидки: билеты на поезда по выгодным ценам распродают в Казахстане
- 5805
- 1
- 4
-
2❓День потрачен впустую: кто виноват и что делать, если доставка задерживается
- 5634
- 3
- 18
-
3⚡️Дмитрий Мун стал вице-министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности
- 2415
- 5
- 90
-
4❓В НИИ онкологии и радиологии Алматы бесплатно проконсультируют жителей
- 2416
- 0
- 7
-
5🤑Размеры двух пособий вырастут в Казахстане в 2025 году
- 2432
- 4
- 16
-
6🌤 Прогноз погоды на 23 ноября: осадков не ожидается на всей территории Казахстана
- 2417
- 0
- 6
-
7⚠️Легковушка столкнулась с маршрутным автобусом на автомагистрали в Караганде
- 2216
- 1
- 17
-
8⭐️Сверхгигант, прячущийся в "коконе": астрономы сделали первый крупный снимок звезды из другой галактики
- 2180
- 1
- 13
-
9⁉️Чем известна Перизат Кайрат, возглавлявшая фонд BizBirgemiz Qazaqstan?
- 2331
- 15
- 42
-
10🇺🇸Как хотят справиться в США с бюрократией: меньше бумажек – больше дела
- 2151
- 1
- 21