Казахстан на пути трансформации: как смена власти в 2019 году задала курс на либерализацию

Фото Pixabay.com
Фото Pixabay.com
Экспертный анализ, опубликованный в Atlantic Council, отмечает прогресс страны в политических и экономических реформах, несмотря на геополитические вызовы.

В издании Atlantic Council вышла обширная аналитическая статья "Окружённый сверхдержавами, Казахстан ходит по геополитическому канату", подготовленная Наргис Касеновой, старшим научным сотрудником Центра российских и евразийских исследований имени Дэвиса при Гарвардском университете.

Исследование, основанное на данных Индекса свободы и процветания, демонстрирует, что после 2019 года Казахстан вступил в фазу заметных институциональных изменений, несмотря на сложный баланс между внутренними реформами и давлением со стороны России и Китая.

Переломный момент: от авторитаризма к реформам

Ключевой тезис работы Касеновой – отставка первого президента Нурсултана Назарбаева в 2019 году стала отправной точкой для трансформации страны. В этот период начались реформы, направленные на улучшение управления и повышение прозрачности государственных институтов. Президент Касым-Жомарт Токаев, первоначально воспринимавшийся как преемник старого режима, превратился в фигуру, которая отвечает на запрос общества на реформы.

"После января 2022 года Казахстан вступил в новую фазу трансформации, и это отразилось в росте индекса свободы", – отмечает Касенова.

Одним из ключевых показателей, на которые ссылается Касенова, является индекс свободы. Согласно ее анализу, на протяжении трех десятилетий наблюдались разнонаправленные тенденции. В 1990-х годах Казахстан двигался по пути либерализации, однако к концу десятилетия произошел откат к авторитарной модели. В дальнейшем наблюдалась сложная динамика: последовательный рост экономической свободы, но ухудшение показателей демократии и прав человека.

Также автор выдела три ключевых субиндекса, характеризующих развитие Казахстана в политическом, экономическом и правовом измерениях.

Так, именно с 2019 года начался рост политического подиндекса, который до этого три десятилетия стабильно снижался. Токаев инициировал концепцию "Слышащего государства", открытые местные выборы. По мнению автора, реформы в первую очередь направлены на устранение излишеств суперпрезидентской политической системы и улучшение управления государством.

Экономический подиндекс Казахстана демонстрирует устойчивый рост, превышая средние региональные показатели, несмотря на резкое снижение на 10 пунктов в 2000-2004 гг., вызванное ужесточением законодательства в сфере инвестиций, налогов и экологических норм. Это привело к ограничению свободы торговли, введению требований к локализации и пересмотру контрактов с иностранными инвесторами. Однако после 2004 г. подиндекс восстановился, а вступление в ВТО в 2015 г. укрепило его положительную динамику. 

Правовой подиндекс в Казахстане остаётся наиболее проблемной сферой, отражая сложности с обеспечением верховенства закона. По словам Касеновой, улучшения заметны в эффективности бюрократии, где цифровизация и концепция "Слышащего государства" способствуют большей подотчётности госаппарата. Однако независимость судебной власти остается слабым звеном. Создание МФЦА с независимой судебной системой решает вопросы инвесторов, но подчеркивает неравенство перед законом для граждан. Судебная реформа Токаева и восстановление Конституционного суда могут изменить ситуацию, но реальные результаты будут видны только в ближайшие годы.

Индекс процветания: Казахстан сохраняет лидирующие позиции в регионе

Второй важный показатель – индекс процветания. Казахстан, обладая значительными природными ресурсами, имеет экономический потенциал выше среднего по региону. Это обеспечивается не только экспортом нефти и металлов, но и стабильными инвестициями в социальную сферу.

Касенова подчеркнула, что по показателю "Образование" Казахстан входит в число стран с лучшими показателями в мире. Страна может похвастаться почти всеобщим охватом начальным и средним образованием, а также высоким уровнем охвата высшим образованием. Назарбаевское правительство делало ставку на элитные образовательные проекты, такие как Назарбаев Университет и НИШ, тогда как администрация Токаева сосредоточилась на улучшении массового образования, особенно в сельской местности. Рост финансирования, повышение статуса учителей и международное сотрудничество с зарубежными вузами направлены на устранение дисбалансов и повышение качества обучения.

В сфере здравоохранения Казахстан достиг значительных успехов в снижении младенческой и материнской смертности. Однако пандемия COVID-19 оказала серьезное влияние на показатели продолжительности жизни, что наблюдалось и в других странах региона. Казахстан активно боролся с кризисом, оперативно развернув вакцинацию. В рамках национального проекта "Здоровая нация" правительство ставит цель увеличить среднюю продолжительность жизни с 75 до 77 лет за пять лет, что подчеркивает долгосрочный фокус на улучшение системы здравоохранения.

Казахстан получил высокие оценки по компоненту меньшинств. Конституция страны запрещает любую дискриминацию "по признакам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства и любых других обстоятельств". Представители различных этнических групп входят в состав Ассамблеи народа Казахстана – специального политического органа, возглавляемого президентом страны. Пять членов Ассамблеи избираются в Сенат.

По компоненту "Окружающая среда" Казахстан имеет показатели выше среднего по региону. Страна не является крупным эмитентом углерода, но это в значительной степени объясняется небольшим населением страны (20 миллионов человек), которое уступает крупным соседям в более широком регионе Евразии. Углеродоёмкость Казахстана, то есть количество углекислого газа, выбрасываемого на единицу энергии, высока (0,33 кг на киловатт-час) и превышает показатели Китая (0,26 кг/кВт-ч) и Индии (0,28 кг/кВт-ч). Правительство реализует амбициозную программу декарбонизации, стремясь достичь чистого нуля к 2060 году.

Программа реформ Президента Токаева создает потенциал для умеренной либерализации. Как отмечает Касенова:"Для того, чтобы программа постепенной либерализации сработала, на внутреннем уровне государство должно сохранять волю к реформам и способность проводить их с существенным успехом, а общество должно быть заинтересовано в реформах".

Также автор подчеркивает, что успех реформ зависит и от внешнего контекста. Углубление связей с Западом – важный стимул для либерализации, однако Казахстан вынужден балансировать, чтобы не спровоцировать Москву и Пекин.

"Партнёрство с Западом необходимо, но его нужно выстраивать аккуратно, через новые форматы, а не модели 1990-х", – отмечает Касенова.

 

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров