![](/storage/photos/oldArticle/main/5sGj092AygvqnzuR.jpg)
Что случилось. Счётный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета опубликовал заключение по госаудиту финансово-хозяйственной деятельности ТОО "Астана LRT". В нём комитет рекомендовал Правительству и акимату Нур-Султана рассмотреть вопрос целесообразности дальнейшей реализации проекта "Новая транспортная система города Астана. LRT (участок от аэропорта до нового ж/д вокзала)".
Аргументы Счётного комитета. Ведомство обращает внимание на неокупаемость проекта и значительные бюджетные расходы в случае продолжения его реализации, а также указывает, что центральные и местные исполнительные органы, а также уполномоченные организации вынесли некачественные заключения и экспертизы на проекты, реализуемые в рамках транспортной системы Нур-Султана.
Нужен ли проект LRT населению. Комитет отмечает невысокую вероятность массового использования LRT населением. Принудительный вывод автобусов с маршрутов в районе обслуживания проекта LRT, как предполагалось в ТЭО, может привести к неудобствам и дополнительным затратам для пассажиров, вынужденных делать пересадки при сокращении остановок LRT, считают в Счётном комитете.
"Неокупаемость эксплуатационных затрат при высокой себестоимости услуг LRT приведёт к необходимости выделения бюджетных субсидий для покрытия убытков компании в период эксплуатации системы при принятой стоимости проезда в первый год 200 тенге/поездка. Потребность в бюджетных субсидиях при эксплуатации проекта LRT в первый год эксплуатации может составить 99,38 млрд тенге", – говорится в заключении.
Контекст. С 2015 года на реализацию проекта LRT из бюджета выделили 156,3 млрд тенге. Строительство Astana LRT должно было завершиться к концу июня 2020 года, однако в 2018 году проект приостановили из-за проблем с финансированием. Изначальная стоимость проекта составляла 1,8 млрд долларов. С обслуживанием займа Китайского банка развития на 20 лет проект обошёлся бы в 2,6 млрд долларов. В 2019 году проект оптимизировали, сэкономив 1,2 млрд долларов. Окончательная стоимость проекта строительства LRT на сегодня составляет 1,5 млрд долларов.
Почему это важно знать. Строительство LRT прослыло одним из самых скандальных и проблемных проектов в столице. Выводы Счётного комитета в целом подтверждают слова главы государства Касым-Жомарта Токаева, который заявлял, что не понимает, как такой проект вообще можно было "пустить в дело". При этом президент констатировал, что его придётся реализовать, в том числе, и из-за международных обязательств.
"Есть риск, что неокупаемый проект повлечёт постоянное получение субсидий и ляжет бременем на государство", – говорил президент.
-
1🏫 Новую школу за 1,4 млрд тенге построят в Улытауской области за счёт возвращённых активов
-
9959
-
1
-
53
-
-
2🏠 Купить нельзя продать. Что происходит с ценами на жильё в Алматы, Астане и Шымкенте
-
2684
-
0
-
10
-
-
3🔖 Токаев принял председателя АРРФР
-
2611
-
3
-
106
-
-
4🇹🇲🇰🇿 Токаев принял министра иностранных дел Туркменистана
-
2558
-
1
-
98
-
-
5🇨🇳 Китай вводит контрмеры против США: от тарифов до расследования в отношении Google
-
2474
-
3
-
31
-
-
6💰 Курс доллара снизился к тенге на бирже 4 февраля
-
2436
-
0
-
8
-
-
7🚘 🚗 Проезд по платным дорогам подорожал в Казахстане: на каких трассах изменили тарифы
-
2475
-
3
-
19
-
-
8❓ Онкологи ответили на самые важные вопросы: молодеет ли рак, помогают ли БАДы и когда появятся чудо-вакцины
-
2403
-
1
-
19
-
-
9💵 1,4 млрд тенге пытались незаконно провезти через границу Казахстана в январе
-
2549
-
0
-
7
-
-
10⚠️Названы топ-15 самых загруженных перекрёстков Алматы и возможные способы разгрузки города
-
2472
-
4
-
19
-