Прямой эфир Новости спорта

Дордой на границе

Пункт пропуска «Кордай» через Государственную казахстано-киргизскую границу переживает новое весеннее обострение. Поток желающих её пересечь увеличивается с каждым днём, потому страсти там кипят такие, что впору выставлять дополнительные полицейские наряды, санитарные машины и психологов, чтобы не допустить очередного кровопролития. Пункт пропуска «Кордай» – по-прежнему одна сплошная пёстрая людская пробка. Здесь до сих пор нет обещанных десяти полос для проезда автотранспорта и «зелёного» коридора для туристов.

Пункт пропуска «Кордай» через Государственную казахстано-киргизскую границу переживает новое весеннее обострение. Поток желающих её пересечь увеличивается с каждым днём, потому страсти там кипят такие, что впору выставлять дополнительные полицейские наряды, санитарные машины и психологов, чтобы не допустить очередного кровопролития. Пункт пропуска «Кордай» – по-прежнему одна сплошная пёстрая людская пробка. Здесь до сих пор нет обещанных десяти полос для проезда автотранспорта и «зелёного» коридора для туристов.

Какими только обидными словами не обзывают местные жители пограничников с обеих сторон, которые пытаются хоть как-то сдерживать натиск толпы и не допустить в пункте пропуска хаоса. В узких коридорах из арматуры и колючей проволоки люди томятся по нескольку часов и, чтобы побыстрее пройти регистрацию, давят на жалость контролёров: ссылаются на тяжёлые заболевания, инвалидность, беременность, недомогание детей... Иногда это срабатывает. При мне погранцы без очереди попытались оформить горластую даму средних лет, уверявшую, что у неё гипертония, холецистит, сахарный диабет, пневмония и что она опаздывает на поезд. Но стоило только даме протиснуться к окошку, как её тут же «проглотила» толпа обезумевших потных челноков.

– Какого чёрта она лезет без очереди? – беснуется толпа. – Почему мы должны здесь сутками стоять? 

В зале регистрации на «Кордае» стоит жуткая духота: кондиционеры не работают. Возле каждого окошка километровые очереди. Иностранцы заполняют миграционные карты и снова занимают очередь. Водители на сопредельной стороне оставляют машины и бегут в соседнее здание, чтобы в другом окошке оформить декларацию на авто, после чего снова вынуждены вставать в хвост очереди и только потом следовать дальше. Путаница страшная, все психуют, плюются и громко выражаются. Конца и края этому «бардаку в конце тоннеля» на границе не видно. Где обещанные 10 полос для автотранспорта и «зелёный коридор» для туристов? Где упрощённый порядок пересечения границы для дипломатов? Где нормальные условия для тех, кто не перевозит баулы с ширпотребом из киргизского Дордоя? Туалеты где, наконец, и где медицинские пункты или хотя бы фельдшер?!

Председатель Государственной таможенной службы КР Кубанычбек Кулматов ещё в прошлом году заявлял, что скопление людей на пункте пропуска «Ак-Жол» (киргизское название) – результат «инфраструктурной неподготовленности»: мол, казахи в одностороннем порядке усилили таможенный контроль грузов, которые идут из стран, не являющихся членами ТС, потому теперь в пунктах пропуска «досадные задержки». Для информации. Ввезти в Казахстан беспошлинно можно не более 50 кг товара, и то лишь раз в месяц. Не укладываешься – плати. Но кто ж из дордойных торговцев готов к такой обдираловке? О том, какой выход из этой ситуации нашли челноки, известно всем: торгаши нанимают за небольшую плату «рабов», которые проносят товары партиями по 30–40 кг, а часть предназначенных для продажи вещей надевают на себя. За сутки носильщики делают до десяти ходок в обе стороны. Таможенники досматривают их с «особым пристрастием», но в большинстве случаев всё-таки пропускают. Теперь, если вы пойдёте через таможню и в руках у вас будет носовой платок в упаковке стоимостью 100 тенге или детская игрушка в магазинной коробке, то вы обязаны будете тоже заплатить 50% от стоимости за его растаможку. Вещи, бывшие в употреблении, пронести можно без оплаты. Поэтому торговцы и их «помогайки» теперь переносят вещи на себе. Надевают по 50–60 женских трусов, несколько свитеров, джинсов, рубашек. Антисанитария кругом жуткая. Но туристы-то здесь при чём? Те, кто, к примеру, на Иссык-Куль собирается отдыхать или в Бишкек по служебным делам? Очередь-то в душном коридоре одна на всех. Почему?

– У нас есть автоматизированная система управления рисками, с помощью которой мы отслеживаем, сколько раз в сутки человек проходит границу, – комментирует начальник таможни «Кордай». – Если человек идёт без груза, то может курсировать туда-сюда бесконечно. Но если у него был багаж весом более 50 кг и он второй раз за день идёт через границу с вещами, то по закону он обязан платить по 4 евро за каждый килограмм. Таким образом дополнительный тюк с ширпотребом весом в 100 кг встанет коммерсанту в 400 евро. Лучше, решают они, раздробить его по пакетам и нанять «помогаек». Вот такая экономия.

На вопрос, что же делать бедным туристам, чтобы избежать огромных очередей, пограничники отвечают просто – сидеть дома. А если приспичит в Бишкек или к высокогорному озеру на летний отдых, то следовать к КПП «Ак-Тилек – Карасу», а не через загруженный «Кордай».

Но позвольте, господа, именно туда в Ак-Тилек сейчас нескончаемым потоком и течёт весь грузовой автотранспорт с КПП «Кордай – Ак-Жол». И автобусы все тоже туда едут. И всех пассажиров по-прежнему заставляют в обязательном порядке выходить из автобусов и толпиться у окошка. Каменный век. И когда, наконец-то, в пунктах пропуска удастся навести порядок и тем самым облегчить службу погранцам, никому не известно.

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров